Программа кружка в рамках внеурочной деятельности Уроки доктора Здоровейки

Пояснительная записка
Программа спортивно-оздоровительного направления по внеурочной деятельности «Уроки доктора Здоровейки» составлена с опорой на учебные пособия:
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Здоровье человека тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Уроки доктора Здоровейки».
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Программа составлена для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 – 11 лет.
Срок реализации программы – 4 года.
Основные формы обучения
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
дискуссионное общение;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Занятия проводятся – 1 раз в неделю.
Количество занятий в год –1 класс- 33 часа, 2-4 класс - по 34часа в год.

Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровейки»  является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки доктора Здоровейки» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
I. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
II. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
    III. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Формы подведения итогов реализации программы
праздники
презентации
постановка сценок
соревнования
выставка рисунков
Учебный план
№ п/п
Разделы программы
Количество часов



1 год
2 год
3 год
4 год

1.
Органы чувств человека.
5 ч




2.
Питание и здоровье.
6 ч


2 ч

3.
Я и моё ближайшее окружение.
4 ч

15 ч
16 ч

4.
Моё здоровье в моих руках.
11 ч
7 ч
8 ч
16 ч

5.
Подвижные игры.
7 ч




6.
Что мы знаем о болезнях.

7 ч



7.
Опасности на улице и дома.

20 ч



8.
Учим правила поведения.


11 ч



Итого
33 ч
34 ч
34 ч
34 ч


Учебно-тематический план
1 год (33 ч)


п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1
Советы доктора Воды.
1
0,5
0,5

2
Друзья Вода и Мыло.
1
0,5
0,5

3
Глаза – главные помощники человека.
1
0,5
0,5

4
Подвижные игры.
1

1

5
Чтобы уши слышали.
1
0,5
0,5

6
Почему болят зубы.
1
0,5
0,5

7
Чтобы зубы были здоровыми.
1
0,5
0,5

8
Как сохранить улыбку красивой.
1
0,5
0,5

9
Подвижные игры.
1

1

10
«Рабочие инструменты» человека.
1
0,5
0,5

11
Зачем человеку кожа.
1
0,5
0,5

12
Надёжная защита организма.
1
0,5
0,5

13
Если кожа повреждена.
1
0,5
0,5

14
Подвижные игры.
1

1

15
Питание – необходимое условие для жизни человека.
1
0,5
0,5

16
Здоровая пища для всей семьи.
1
0,5
0,5

17
Сон – лучшее лекарство.
1
0,5
0,5

18
Какое настроение?
1
0,5
0,5

19
Я пришёл из школы.
1
0,5
0,5

20
Подвижные игры.
1

1

21-22
Я - ученик.
2
1
1

23-24
Вредные привычки.
2
1
1

25
Подвижные игры.
1

1

26
Скелет – наша опора.
1
0,5
0,5

27
Осанка – стройная спина.
1
0,5
0,5

28
Если хочешь быть здоров.
1
0,5
0,5

29
Правила безопасности на воде.
1
0,5
0,5

30-31
Подвижные игры.
2

2

32-33
Обобщающие занятия «Доктора здоровья».
2
1
1

Всего часов:
33
13
20


Содержание программы.
Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)
Теория.: Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр».
Практика: Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».
Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)
Теория: Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.
Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)
Теория: Беседа об органах зрения. Заучивание слов.
Практика: Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 4. Подвижные игры. (1час)
Практика: Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»
Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)
Теория: Правила сохранения слуха. Разыгрывание ситуации.
Практика: Проведение опытов. Оздоровительная минутка.
Тема 6. Почему болят зубы. (1час)
Теория: Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы.
Практика: Игра «Угадай-ка!» Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)
Теория: Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар».
Практика: Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.
Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)
Теория: Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы.
Практика: Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
Тема 9. Подвижные игры. (1час)
Практика: Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч"
Тема 10. «Рабочие инструменты» человека. (1час)
Теория: Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками.
Практика: Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)
Теория: Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Рассказ учителя.
Практика: Оздоровительная минутка «Солнышко». Проведение опытов. Правила ухода за кожей.
Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)
Теория: Беседа об органах чувств. Рассказ учителя.
Практика: Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.
Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)
Теория: Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя».
Практика: Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Тема 14. Подвижные игры. (1час)
Практика: Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».
Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)
Теория: Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища.
Практика: Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)
Теория: Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка».
Практика: Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)
Теория: Повторение правил здоровья. Анализ ситуации.
Практика: Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар».Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Тема 18. Как настроение? (1час)
Теория: Встреча с доктором Любовь.
Практика: Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.
Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)
Теория: Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя.
Практика: Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)
Практика: игры по выбору детей.
Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)
Теория: Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Практика: Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?»
Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)
Теория: Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практика: Практическая работа в парах.
Тема 25. Подвижные игры. (1час)
Практика: Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)
Теория: Рассказ учителя.
Практика: Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.
Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)
Теория: Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Работа по таблице.
Практика: Оздоровительная минутка. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)
Теория: Сказка о микробах. Правила закаливания.
Практика: Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это»
Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)
Теория: Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.
Практика: Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. Практика (2 часа)
Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)
Теория: Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это», Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровячков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

Учебно-тематический план
2 год (35 ч)


п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1
Причина болезни.
1
1


2
Признаки болезни.
1
0,5
0,5

3
Как здоровье?
1
0,5
0,5

4
Как организм помогает себе сам.
1
0,5
0,5

5
Здоровый образ жизни.
1
0,5
0,5

6
Какие врачи нас лечат.
1
1


7
Инфекционные болезни.
1
0,5
0,5

8
Прививки от болезней.
1
0,5
0,5

9
Какие лекарства мы выбираем.
1
0,5
0,5

10
Домашняя аптечка.
1
0,5
0,5

11
Отравление лекарствами.
1
0,5
0,5

12
Пищевые отравления.
1
0,5
0,5

13
Если солнечно и жарко.
1
0,5
0,5

14
Если на улице дождь и гроза.
1
1


15
Опасность в нашем доме.
1
0,5
0,5

16
Как вести себя на улице.
1
0,5
0,5

17
Вода - наш друг.
1
0,5
0,5

18
Как уберечься от мороза.
1
0,5
0,5

19
Чтобы огонь не причинил вреда.
1
0,5
0,5

20
Чем опасен электрический ток.
1
0,5
0,5

21
Травмы.
1
0,5
0,5

22
Укусы насекомых.
1
1


23
Что мы знаем про собак и кошек.
1
0,5
0,5

24
Отравление ядовитыми веществами.
1
0,5
0,5

25
Отравление угарным газом.
1
0,5
0,5

26
Как помочь себе при тепловом ударе.
1
0,5
0,5

27
Растяжение связок и вывих костей.
1
0,5
0,5

28
Переломы.
1
0,5
0,5

29
Если ты ушибся или порезался.
1
0,5
0,5

30
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело
1
0,5
0,5

31
Укус змеи.
1
0,5
0,5

32
Расти здоровым.
1
0,5
0,5

33
Воспитай себя.
1
0,5
0,5

34
Я выбираю движение.
1

1

Всего часов
34
18,5
15,5


Содержание программы.
Тема 1. Причины болезни. (1час)
Теория: Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.
Тема 2. Признаки болезни. (1час)
Теория: Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп».
Практика: Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»
Тема 3. Как здоровье? (1час)
Теория: Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье»,
Практика: Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 4. Как организм помогает себе. (1час)
Теория: Повторение причин болезни. Рассказ учителя. Режим дня.
Практика: Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Тема 5. Здоровый образ жизни. (1час)
Теория: Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации.
Практика: Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.
Тема 6. Какие врачи нас лечат. (1час)
Теория: Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.
Тема 7. Инфекционные болезни. (1час)
Теория: Слово учителя. Словарная работа.
Практика: Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура»
Тема 8. Прививки от болезней. (1час)
Теория: Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».
Тема 9. Какие лекарства мы выбираем. (1час)
Теория: Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Словарная работа. Практика: Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.
Тема 10. Домашняя аптечка. (1час)
Теория: Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека» Аптека дома.
Практика: Оздоровительная минутка. Это полезно знать!
Тема 11. Отравление лекарствами. (1час)
Теория: Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?»
Практика: Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.
Тема 12. Пищевые отравления. (1час)
Теория: Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ учителя.
Практика: Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.
Тема 13. Если солнечно и жарко. (1час)
Теория: Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед»
Практика: Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»
Тема 14. Если на улице дождь и гроза. (1час)
Теория: Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!
Тема 15. Опасность в нашем доме. (1час)
Теория: Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы» Правила безопасного поведения в доме.
Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 16. Как вести себя на улице. (1час)
Теория: Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора.
Практика: Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.
Тема 17. Вода – наш друг. (1час)
Теория: Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова.
Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.
Тема 18. Как уберечься от мороза. (1час)
Теория: Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения.
Практика: Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».
Тема 19. Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)
Теория: Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций.
Практика: Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».
Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час)
Теория: Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ учителя. Словарная работа. Первая помощь пострадавшему.
Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».
Тема 21. Травмы. (1час)
Теория: Виды травм.
Практика: Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.
Тема 22. Укусы насекомых. (1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.
Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).
Теория: Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными.
Практика: Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!
Тема 24. Отравление ядовитыми веществами. (1час)
Теория: Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Рассказ учителя. Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Словарная работа. Первая помощь при отравлениях.
Тема 25. Отравление угарным газом. (1час)
Теория: Беседа по теме. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом.
Практика: Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».
Тема 26. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)
Теория: Рассказ учителя. Признаки теплового удара.
Практика: Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».
Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. (1час)
Теория: Повторение «Какие бывают травмы». Рассказ учителя. Признаки растяжения связок и вывиха костей.
Практика: Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.
Тема 28. Переломы. (1час)
Теория: Виды переломов. Знакомство с правилами.
Практика: Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.
Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час)
Теория: Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола» Практика: Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.
Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)
Теория: Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо.
Практика: Оздоровительная минутка. Отгадывание кроссворда «Органы».
Тема 31. Укусы змей. (1час)
Теория: Рассказ учителя. Это интересно! Признаки укусы змеи.
Практика: Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 32. Расти здоровым. (1час)
Теория: Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века.
Практика: Оздоровительная минутка. Решение задач.
Тема 33. Воспитай себя. (1час)
Теория: Беседа по теме.
Практика: Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.
Тема 34. Я выбираю движение. (1час)
Практика: Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»

Учебно-тематический план
3 год (35 ч)


п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1
Как воспитывать уверенность и бесстрашие.
1
0,5
0,5

2
Учимся думать.
1
0,5
0,5

3
Спеши делать добро.
1
0,5
0,5

4
Поможет ли нам обман.
1
0,5
0,5

5
«Неправда – ложь»в пословицах и поговорках.
1
0,5
0,5

6
Надо ли прислушиваться к советам родителей.
1
0,5
0,5

7
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.
1
0,5
0,5

8
Все ли желания выполнимы.
1
1


9
Как воспитать в себе сдержанность.
1
0,5
0,5

10- 11
Как отучить себя от вредных привычек.
2
1
1

12
Я принимаю подарок.
1
0,5
0,5

13
Я дарю подарки.
1
0,5
0,5

14
Наказание.
1
0,5
0,5

15
Одежда.
1
0,5
0,5

16
Ответственное поведение.
1
0,5
0,5

17
Боль.
1
0,5
0,5

18
Сервировка стола.
1
0,5
0,5

19
Правила поведения за столом.
1
0,5
0,5

20
Ты идешь в гости.
1
0,5
0,5

21
Как вести себя в транспорте и на улице.
1
0,5
0,5

22
Как вести себя в театре , кино, школе.
1
0,5
0,5

23
Умеем ли мы вежливо обращаться.
1
0,5
0,5

24
Умеем ли мы разговаривать по телефону.
1
0,5
0,5

25
Помоги себе сам.
1
0,5
0,5

26
Умей организовать свой досуг.
1
0,5
0,5

27
Что такое дружба.
1
0,5
0,5

28
Кто может считаться настоящим другом.
1
0,5
0,5

29
Как доставить родителям радость.
1
0,5
0,5

30
Если кому-нибудь нужна твоя помощь.
1
0,5
0,5

31
Огонек здоровья.
1
0,5
0,5

32
Путешествие в страну здоровья.
1

1

33
Культура здорового образа жизни.
1

1

34
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
1
1


Всего часов
34
17
17



Содержание программы.
Тема 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час)
Теория: Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться».
Практика: Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.
Тема 2. Учимся думать. (1час)
Теория: Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Беседа «Свое мнение».
Практика: Игра «Почему это произошло?».
Тема 3. Спеши делать добро.(1час)
Теория: Беседа по теме. Заучивание пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».
Практика: Игра «Продолжи сказку». Игра в пословицы.
Тема 4. Поможет ли нам обман.(1час)
Теория: Беседа «Что такое ложь?».
Практика: Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.
Тема 5. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)
Теория: Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов.
Практика: Заучивание пословиц о правде и лжи.
Тема 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».
Практика: Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе.
Тема 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек».
Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».
Тема 8. Все ли желания выполнимы.(1час)\
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.
Тема 9. Как воспитать в себе сдержанность.(1час)
Теория: Беседа «Что такое каприз?».
Практика: Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.
Тема 10- 11. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)
Теория: Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки».
Практика: Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.
Тема12. Я принимаю подарок.(1час)
Теория: Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если ты пришел на елку» и Н. Носова «Письмо Незнайки».
Практика: Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».
Тема13. Я дарю подарки.(1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э. Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г. Остера «Если друг на день рожденья». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение.
Практика: Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!».
Тема 14. Наказание. (1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э. Мошковской «Я ушел в свою обиду».
Практика: Творческая работа.
Тема 15. Одежда. (1час)
Теория: Беседа по теме. Толкование пословицы. Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова.
Практика: Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Игра «Найди правильный ответ».
Тема 16. Ответственное поведение. (1час)
Теория: Беседа по теме. Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».
Практика: Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Игра «Закончите высказывание».
Тема 17. Боль. (1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился».
Практика: Игра «Закончите фразу». Разгадывание кроссворда.
Тема 18. Сервировка стола. (1час)
Теория: Беседа по теме. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Беседа «Мы идем в кафе».
Практика: Практическая работа по этой теме. Разгадывание кроссворда
Тема 19. Правила поведения за столом. (1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка»
Практика: Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «От знакомых уходя»
Тема 20. Ты идешь в гости . (1час)
Теория: Анализ ситуаций. Беседа по теме.
Практика: Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить»
Тема 21. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)
Теория: Беседа по теме. Чтение стихотворений «Азбука поведения»
Практика: Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Игра «Выбери правильный ответ».
Тема 22. Как вести себя в театре, кино, школе. (1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе, в детском саду, на игровой площадке».
Практика: Игра «Найди правильный ответ».
Тема 23. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.
Практика: Игра «Комплимент».
Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)
Теория: Беседа по теме.
Практика: Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».
Тема 25. Помоги себе сам. (1час)
Теория: Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший» Практика: Игра «Закончи предложения».
Тема 26. Умей организовать свой досуг. (1час)
Теория: Беседа по теме. Стихотворный монтаж.
Практика: Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).
Тема 27. Что такое дружба. (1час)
Теория: Беседа по теме. Работа с пословицами. Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Практика: Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть».
Тема 28. Кто может считаться настоящим другом. (1час)
Теория: Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил»
Практика: Игра «Продолжи предложение». Игра «Любит - не любит».
Тема 29. Как доставить родителям радость. (1час)
Теория: Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих»
Практика: Игра «Давай поговорим». Игра «Комплимент».
Тема 30. Если кому - нибудь нужна твоя помощь. (1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Практика: Игра «Выбери правильный ответ». Игра «Давай поговорим».
Тема 31. Огонек здоровья. (1час)
Теория: Беседа по теме
Практика: Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.
Тема 32. Путешествие в страну здоровья. (1час)
Практика: Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.
Тема 33. Культура здорового образа жизни. (1час)
Практика: Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.
Тема 34. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. (1час)
Теория: Беседа о летнем отдыхе. Повторение правил безопасного поведения на солнце и воде.

Учебно-тематический план
4 год (35 ч)


п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1
Что такое здоровье?
1
0,5
0,5

2
Что такое эмоции?
1

1

3
Чувства и поступки.
1
0,5
0,5

4
Стресс.
1
0,5
0,5

5
Учимся думать и действовать.
1
0,5
0,5

6
Учимся находить причину и последствия событий.
1

1

7
Умей выбирать.
1
0,5
0,5

8
Принимаю решение.
1

1

9
Я отвечаю за свои решения.
1

1

10
Что мы знаем о курении.
1
0,5
0,5

11
Зависимость.
1
1


12
Умей сказать НЕТ.
1
0,5
0,5

13
Как сказать НЕТ.
1
0,5
0,5

14
Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?
1
0,5
0,5

15
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.
1

1

16
Волевое поведение.
1
0,5
0,5

17
Алкоголь.
1
0,5
0,5

18
Алкоголь – ошибка.
1
0,5
0,5

19
Алкоголь – сделай выбор.
1
0,5
0,5

20
Наркотик.
1
0,5
0,5

21
Наркотик – тренинг безопасного поведения.
1

1

22
Мальчишки и девчонки.
1
0,5
0,5

23
Моя семья.
1
0,5
0,5

24
Дружба.
1

1

25
День здоровья.
1

1

26
Умеем ли мы правильно питаться?
1

1

27
Я выбираю кашу.
1

1

28
Чистота и здоровье.
1

1

29
Откуда берутся грязнули?
1
1


30
Чистота и порядок.
1
0,5
0,5

31
Будем делать хорошо и не будем плохо.
1
0,5
0,5

32
КВН «Наше здоровье».
1

1

33
Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
1

1

34
Будем здоровы!
1

1

Всего часов
34
11
23



Содержание программы
Тема 1. Что такое здоровье? (1час)
Теория: Слово учителя.
Практика: Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это»
Тема 2. Что такое эмоции? (1час)
Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя».
Тема 3. Чувства и поступки. (1час)
Теория: Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме.
Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради.
Тема 4. Стресс. (1час)
Теория: Рассказ учителя. Словарная работа.
Практика: Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов.
Тема 5. Учимся думать и действовать. (1час)
Теория: Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме.
Практика: Игра «Что? Зачем? Как?»
Тема 6. Учимся находить причину и последствия событий. (1час)
Практика: Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?»
Тема 7. Умей выбирать. (1час)
Теория: Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме.
Практика: Игра «Комплимент».
Тема 8. Принимаю решение.(1час)
Практика: Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?»
Тема 9. Я отвечаю за своё решение.(1час)
Практика: Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».
Тема 10. Что мы знаем о курении. (1час)
Теория: Работа над пословицами. Беседа по сказке.
Практика: Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа.
Тема 11. Зависимость. (1час)
Теория: Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим».
Тема 12. Умей сказать НЕТ. (1час)
Теория: Анализ ситуации. Беседа по теме.
Практика: Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?».
Тема 13. Как сказать НЕТ. (1час)
Теория: Рассказ учителя.
Практика: Игра «Зеркало и обезьяна». Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг.
Тема 14. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? (1час)
Теория: Работа со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете». Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений».
Практика: Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Практическая работа.
Тема 15. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. (1час)
Практика: Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа.
Тема 16. Волевое поведение. (1час)
Теория: Рассказ учителя.
Практика: Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг.
Тема 17. Алкоголь. (1час)
Теория: Встреча с медработником.
Практика: Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить!
Тема 18. Алкоголь – ошибка. (1час)
Теория: Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей».
Практика: Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг.
Тема 19. Алкоголь – сделай выбор. ( 1час)
Теория: Беседа по теме.
Практика: Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг.
Тема 20. Наркотик. (1час)
Теория: Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником.
Практика: Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим».
Тема 21. Наркотик – тренинг безопасного поведения. (1час)
Практика: Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг.
Тема 22. Мальчишки и девчонки. (1час)
Теория: Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»
Практика: Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческая работа.
Тема 23. Моя семья. (1час)
Теория: Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Чтение и анализ стихотворения
Практика: Защита рисунков. Оздоровительная минутка.. Игра «Продолжи предложение».
Тема 24. Дружба. (1час)
Практика: Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций.
Тема 25. День здоровья. (1час)
Практика: Открытие праздника. Игры и соревнования.
Тема 26. Умеем ли мы правильно питаться?(1час)
Практика: Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом.
Тема 27. Я выбираю кашу. (1час)
Практика: Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку».
Тема 28. Чистота и здоровье. (1час)
Практика: Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения».
Тема 29. Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) (1час)
Теория: Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением.
Тема 30. Чистота и порядок (продолжение путешествия). (1час)
Теория: Работа с пословицами и поговорками. Работа со стихотворениями.
Практика: Игра «Угадай». Оздоровительная минутка
Тема 31. Будем делать хорошо и не будем плохо.(1час)
Теория: Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте.
Практика: Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтение и анализ стихотворений.
Тема 32. КВН «Наше здоровье» (1час)
Практика: выполнение заданий
Тема 33. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) (1час)
Тема 34. Будем здоровы. (1час)
Практика: Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты».

Методическое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе «Уроки доктора Здоровейки» необходимы следующие принадлежности:
Учебно-практическое оборудование:
спортивный инвентарь;
Технические средства обучения:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по валеологии.
Оборудование класса Ученические столы 2- х местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Список литературы
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
8. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2003.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 815