Статья на тему Становление культурного общероссийского пространства на Северном Кавказе (на примере развития театра в г. Грозном)

Слесаренок И.В.
Становление культурного общероссийского пространства на Северном Кавказе (на примере развития театра в г. Грозном).

Общественно-политическое и культурное развитие Северного Кавказа на протяжении XIX – XX вв. определялось вовлечением северокавказских горцев, в первую очередь местной военной и духовной элиты, в культурное общероссийское пространство. Формирование нового культурного пространства на Северном Кавказе во второй половине XIX в. совпало с ростом и значительным расширением горского просветительского движения. Его основой было стремление северокавказской интеллигенции, сформировавшейся в стенах столичных российских учебных заведений и под влиянием культурной столичной жизни, к национальному просвещению.
Российское правительство вело целенаправленную политику по формированию среди горцев имперской идентичности и сознания. Одним из важнейших инструментов цивилизаторской политики России было развитие театра.
Первый театр в Грозном был образован в 1876 году. Любители театрального искусства образовали свое общество. Десять наиболее активных членов взяли в банке заем и построили театральное здание (основательно реконструированное, оно служило Дворцом для пионеров и школьников). Вот как описывает его в газете «Терские ведомости» в 1878 году очевидец: «Небольшое, но очень удобное и веселенькое каменное здание, включающее большой зал с хорами и сценою, гардеробные, буфет и пр. На занавесе вид Грозного». Расписал его местный художник-любитель Соколов. В театре ставились любительские спектакли. Собранные деньги шли в погашение ссуды. В середине 1880 года здание перешло в собственность общественного собрания.
Культурная жизнь города Грозного заметно оживилась, когда к нему была проведена железная дорога. Уже на следующий год, в мае 1894 года, в Грозный приехали артисты: Чарский, Васильев-Вятский, Лола, Дуров и др. На вокзале их ожидали на новых фаэтонах приодевшиеся извозчики. Они предлагали гостям отвезти их в новую, только что  отстроенную гостиницу.
В начале XX века создаются летние театральные площадки, ставятся любительские спектакли. Архитектор Станевич отстроил на территории нынешнего парка культуры и отдыха имени С. М. Кирова новое здание театра, в нем ставились пьесы А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и др. Из Владикавказа приезжает молодой режиссер постановщик Е. Б. Вахтангов. В период с 1904 по 1910 год он ставит ряд спектаклей по пьесам классиков, в частности «Дядю Ваню» А. Чехова. Будущий великий режиссер и реформатор театрального искусства руководил в Грозном любительской труппой и рабочим драматическим кружком. Е, Б. Вахтангов, старался привлечь на театральные постановки рабочих и молодежь.
В 1912 году одна из грозненских газет писала: «В воскресенье... артистом Назар-Беком Гаттен-Калинским была поставлена на родном ему, чеченском, языке пьеса его же сочинения «На вечеринке». В пьесе выступили кроме автора три местных любителя (артисты-чеченцы) и целый ряд танцоров и танцорок... Публики собралось много... Пьеса была понятна и русским, так как в ней действовало вводное лицо, поясняющее текст.
Под именем Н.-Б. Гаттен-Калинского выступал артист Назар-Бек Шерипов, 6ывший офицер, с 1905 года посвятивший себя театру и воплощению в жизнь мечты «создать труппу из артистов-чеченцев для постановки пьес на их языке...»...[1]
Развитие театрального искусства, повышение уровня культурного развития народов Северного Кавказа способствовало созданию многочисленных драматических кружков. Первый постоянно действующий драматический кружок в Чечне был организован в 1928 году большим любителем сцены Магомедом Яндаровым. В помещении курсов была устроена примитивная сцена, здесь М. Яндаров репетировал с самодеятельными артистами свои пьесы, а также пьесы драматургов Д. Шерипова, И. Эльдарханова, С. Бадуева. Кружок примерно два раза в месяц показывал спектакль.
М. Яндаров стал инициатором и первым директором студии Чеченского национального театра, которая была открыта 1 мая 1931 года на базе драматического кружка. В студию было набрано 45 человек, в основном из художественной самодеятельности, из них 9 женщин, в то время это была революция: впервые в истории Чечни женщина выступала вместе с мужчиной на сцене театра. Многие из студийцев оставались неграмотными, большинство - малограмотными. Они почти не знали русского языка, поэтому для них была разработана специальная программа, рассчитанная на два года. Кроме основных занятий по искусству, студийцы изучали национальный вопрос, вопросы государственного строительства и другие. Одновременно студийцы продолжали выступать со спектаклями в районах Чечни и в городе Грозном.
Национальный театр-студия с самого начала своей творческой деятельности самым тесным образом связал себя с задачами обновляющейся жизни в Чечне. Газета «Грозненский рабочий» писала: «В 1931 г. 1 мая был открыт первый Чеченский национальный театр-студия, который, проходя учебу по театральному искусству, уже обслуживает зрителя своей продукцией. В репертуаре театра числятся: «Закон отцов», «Антибайрам», «Алибек-Хаджи», «Большевистский сев», «Горы меняются». Основной костяк студийцев-актеров национального театра набран из тех, которые уже работали на сцене. В настоящее время состав коллектива 39 чел., из них 4 женщины. Национальный театр имеет первые серьезные успехи в подготовке национальных актерских кадров... За год своего существования театр выезжал во все основные Центры Чечни, обслуживая текущие хозполит компании. Чеченский национальный театр, вступивший во второй год своего существования, доказал, что мы имеем все данные для успешного развития театрального национального искусства Чечни...»[2]
Театр сразу же завоевал широкую популярность. В одном из номеров за 1933 год газета "Известия" писала о деятельности чеченского театра: "Театр работает чрезвычайно напряженно: выезжая для постановки в аулы, он продолжает оставаться студией, обучающей актеров грамоте и театральному мастерству. Ищет пути показа зрелища без боковых декораций, мешающих зрителю, он пытается приспособиться к условиям аула, когда негде поставить подмостки и негде поставить зрителей. И уже в аулах молодежь, девушки приходят к актрисам и спрашивают, как им уйти из аула и попасть в театр. Они решаются на это, не боясь проклятий своих матерей".
В газете "Грозненский рабочий" 25 июня 1933 года сообщалось: "Театр разъезжал по аулам. Сегодня его видели на верхнем Тереке, через неделю он спустился к Старому-Юрту, а через две - играл где-нибудь в предгорной Шалинской зоне... На спектакли стекалось большое количество зрителей, гораздо больше, чем могут вместить небольшие аульные школы. Они располагаются во всех положениях: сидя на полу, стоя, на скамейках, поддерживая друг друга на плечах. Такой тяги к театру, тяги к культурному зрелищу не увидеть нигде".[1] 15 июля 1933 года в торжественной обстановке студийцы чеченского театра показали свой дипломный спектакль по пьесе С. Бадуева "Красная крепость", посвященный событиям гражданской войны в Чечне. С того дня студия стала называться Чеченским государственным драматическим театром. Студию окончило 23 человека. Среди них Асет Исаева, Шамсуддин Кагерманов, Баудин Эльмурзаев, Асет Ташухаджиева, Исмаил Ибрагимов, Тута Алхазов, Вера Ткачева и другие. Некоторые из первых актеров национального театра до последнего времени выступали на его сцене: заслуженные и народные артистки республики Т. Алиева, А. Ташухаджиева, З. Исакова и многие другие.
Вместе с театром развивалась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и национальной драматургии принадлежит основоположнику чеченской советской литературы Сайду Бадуеву. Вся его творческая деятельность с момента зарождения студии была тесно связана с театром и его коллективом. Собственно говоря, театр жил на его пьесах. Менее чем за десять лет творческой деятельности С. Бадуев создал 15 оригинальных пьес. Национальный театр испытывал большие затруднения в создании репертуара из-за отсутствия произведений своих драматургов. Бадуев в этом отношении оказывал незаменимую помощь: писал пьесы всех жанров, разрабатывая многие актуальные проблемы жизни народа, его прошлой истории и современности. Его перу принадлежат такие сценические произведения, как "Закон отцов", "Горы меняются", "Красная крепость" и другие. Классической стала пьеса "Петимат", которая до последнего времени не сходила со сцены национального театра.
Актеры театра проходили повышение квалификации в Москве, о чем свидетельствует следующий документ: «19 января 1934 г. Для повышения актерской квалификации и окончания учебы по теоретическому циклу перебросить весь актерский состав Чеченского театра в Москву театральный институт, организовав, согласно уже имеющейся договоренности с московскими организациями, Чеченское театральное отделение. Зав. бюро секретариата Чеч. обкома ВКП (б) Шевченко». [3]
В 1934 г. Грузинский ЦИК и Чечено-Ингушский областной исполнительный комитет заключили договор, по которому старейший грузинский театр имени Руставели взял шефство над молодым, начинающим творческий путь Чечено-Ингушским театром. «В порядке шефства из Тифлиса был командирован Арчил Чхартишвили опытный театральный работник. Шефство театра имени Руставели помогло нашему театру крепко стать на ноги...». [4]
Была создана и ингушская студия. Большую помощь оказывал известный советский писатель М. Булгаков. В развитии драматургии, театра чеченцев, ингушей большую роль сыграла культура русского народа. Неоценимый вклад внесла открытая в 1938 году Чечено-Ингушская театральная студия при Государственном институте театрального искусства в Москве.
От спектакля к спектаклю росло сценическое мастерство актеров театра, раскрывались их творческие возможности. В 1937 году в театр пришел первый режиссер-чеченец с высшим образованием, выпускник ГИТИСа Гарун Батукаев, знающий язык, быт и нравы народа, культурный уровень и запросы массового зрителя.
В 1940 году Г. Батукаеву, В. Вайнштейну, М. Бадуеву, Б. Ильясову, О. Горчханову, Я, Зубайраеву, И. Ибрагимову было присвоено почетное звание заслуженных артистов ЧИАССР. Позже некоторые актеры театра стали народными артистами республики, а Я. Зубайраев народным артистом РСФСР.
Большой популярностью у грозненцев пользовался Чечено-Ингушский ТЮЗ, который на Всесоюзном смотре детских театров вошел в число лучших театров Советского Союза и награжден Почетными грамотами Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР и Президиума Верховного Совета ЧИАССР. [1] Из протокола президиума Чеченского облсовпрофа 13 января 1930 г. «Постановили: ...в) Организацию ТЮЗа считать целесообразным при УЗП; Содержание ТЮЗа должно быть построено на принципе самоокупаемости при дотации недостающей суммы в размере 7 тысяч рублей от горсовета и Чеченского отдела народного образования. [5]
Так же в Грозном был создан рабочий театр. Газета Грозненский рабочий уже через год написала о первой годовщине и первых успехах театра. «Первую годовщину своего существования празднует сегодня Грозненский рабочий театр наше большое культурное достижение. За этот год театр успел, глубоко врасти в быт рабочего... О том, что театр любят, что его постановки смотрятся с большим интересом, лучше всего говорят цифры посещаемости: за первый зимний сезон (два месяца) театр в организованном порядке посетило 30 тысяч чел., за лето посетило более 50 тысяч человек и, наконец, за первые месяцы этого сезона 26500 чел... Театр почти неизменно старался давать близкое рабочему зрелище, поднимающее тот или иной животрепещущий вопрос («Константин Терехин», «Рельсы гудят», «Инженер Мерц»), рисующее героические дни гражданской войны («Разлом», «Приговор») И отражающее в той или иной мере наш быт («Конец Криворыльска», «Весенние зарницы», «Квадратура круга»)». [6]
В 1936 году в Чеченской автономной области был создан профессиональный театр. Из постановления Грозненского горсовета 17 июня 1936 г: «Учитывая, что существующая конвейерная система обслуживания трудящихся г. Грозного театральными мероприятиями не удовлетворяет культурных запросов населения, так как город при данной системе месяцами остается совершенно без обслуживания и на гастролирующие коллективы городу приходится затрачивать на дотацию значительные суммы средств, признать необходимым создание постоянного Грозненского драматического театра. Пред. Грозненского горсовета». [7]
Грозненский драматический театр продемонстрировал свои достижения на краевой олимпиаде. Чечня блеснула своими танцорами. Большой успех на краевой олимпиаде имел ингушский самодеятельный коллектив, поставивший пьесу «Перелом» Орцхо и Дошлако Мальоаговых. На олимпиаде он получил первый приз. [8]
Во время Великой Отечественной Войны изменилась, но не прекратилась работа театров в Грозном. В условиях военного времени значительно выросла политическая значимость всех видов искусства. Опыт работы показал, что искусство играет чрезвычайно большую роль в жизни людей. Особое внимание уделялось обслуживанию сельских районов, призывных пунктов, госпиталей, частей Красной Армии, фронта и прифронтовой полосы. В связи с требованием военного времени изменяется и содержание работы театров, концертных бригад. Из доклада начальника управления по делам искусств при СНК ЧИАССР 17 декабря 1942 г. « В связи с военным временем и сокращением бюджетных ассигнований временно прекратили свою деятельность и были распущены: Государственный театр юного зрителя, Государственный театр кукол, Чечено-Ингушский ансамбль песни и пляски, Ансамбль ашугов, Дом народного творчества, Изостудия, Госфилармония, Изомузей, Музыкальная школа и музыкальное училище, Художественная мастерская».[9]
Основной задачей, поставленной перед Управлением, являлось восстановление некоторых ранее ликвидированных предприятий. Трудность заключалась в том, что бывший художественно-актерский персонал частично выехал из Грозного, а часть была призвана в ряды РККА. С этой задачей удалось справиться за счет молодого персонала, из окончивших музыкальное училище, оставшихся актеров и актеров, попавших в г. Грозный по эвакуации. Вновь организован был государственный кукольный театр, ансамбль песни и пляски ЧИАССР, концертно-эстрадное бюро, возобновлена работа музыкальной школы, Дома народного творчества.
Городской театр им. М. Ю. Лермонтова в 1942 году работал в Грозном до 25 августа. 27-го августа по решению эвакотройки театр эвакуирован из г. Грозного. Театр работал в жанре героического плана политической сатиры и народной героики. Программы строились на новом, преимущественно сделанном местными силами, материале. Эта форма имела идеологическое воздействие на зрителей и, кроме большого политического эффекта, дала целый ряд положительных результатов, особенно в работе по обслуживанию воинских частей, призывных участков, агитпунктов, госпиталей, оборонно-укрепительных объектов и т. д. «За период работы (1942 года (с 1/1 по 1/VIII))театр дал концерты в госпиталях, находящихся в Серноводске, Чишках, Назрани и Других местах, а также осуществил постановки больших пьес (монтажи). Артисты были прикреплены индивидуально к госпиталям и обслуживали художественным чтением тяжелораненых бойцов и командиров. Театр получил от госпиталей и воинских частей хорошие отзывы и благодарности. За первое полугодие 1942 года (с 1/1 по 1/VII) дано 163 спектакля, охвачено 89,3 тыс. зрителей. С 1 июля по 20 августа дано 42 спектакля, охвачено 16,8 тыс. зрителей. В августе 1942 года в связи с приближением фронта к г. Грозному театр был эвакуирован». [9]
Перед Управлением стояла задача создать хотя бы бригаду, чтобы частично заменить уехавший театр. В Грозном остались актеры-профессионалы: заслуженный артист республики Свободин, заслуженная артистка Евгеньева, артисты Буренева, Морозов и др. К ним были приобщены вокалисты, окончившие музыкальное училище, самодеятельные артисты из кружков Дома учителя и Дома культуры Заводского района. Таким образом, «молодой и малоопытный коллектив, имея только 6 профессионалов артистов, приступил к работе 16 сентября 1942 года. Этот коллектив дал 14 спектаклей и 48 концертов воинским частям, обслуживал бойцов непосредственно на фронте, за что имеет хорошие отзывы от командования и политотделов воинских частей». [9]
С первых дней Великой Отечественной войны и Чечено-Ингушский госдрамтеатр быстро перестроил свою работу на военный лад. Весь коллектив был разбит на бригады и командирован в районы. Театр обслуживал почти все сельские районы. В труднейших условиях, пешком, по горным тропинкам актеры приносили советское искусство в отдаленные аулы Горной Чечни (Шароевский, Чеберлоевский, Шатоевский, Веденский и другие районы).
Репертуар состоял из одноактных пьес, народных песен и песен Отечественной войны, народных танцев, музыки и художественного чтения. В районных центрах были даны полные спектакли таких постановок, как «Ади Сурхо» Гадаева и Батукаева, «Храбрый Кикила» Гамрикели и Нахуцашвили, «Мекхаш Мирза» Н. Музаева и Ванштейна и др. «Коллектив театра в Грозном обслуживал госпитали, воинские части и агитпункты. Дано свыше 100 концертов. За первое полугодие театром дано 123 спектакля, обслужено 20,4 тыс. зрителей. (Вместимость театра 393 места). В третьем квартале 34 спектакля, обслужено 5 тыс. зрителей». [9]
За свою нелегкую работу коллективы театров получали благодарственные телеграммы из воинских частей, даже от верховного главнокомандующего И.В. Сталина: I5 апреля I943 г. телеграмма коллективу Грозненского театра русской драмы имени М.Ю. Лермонтова « Прошу передать работникам Грозненского театра русской драмы им. М. Ю. Лермонтова, собравшим 102000 рублей на строительство эскадрильи «Советский артист», мой братский привет и благодарность Красной Армии». [10]
После окончания Великой Отечественной войны восстанавливается работа театров, в Грозный ежегодно приезжали на гастроли коллективы различных театров страны: драматических, оперных и оперетты. Выступали с концертами ансамбли и солисты советской и зарубежной эстрады. Газеты постоянно публикуют сообщения о приезде в Грозный различных театральных коллективов. Так 15 октября 1972 г. «Грозненский рабочий» публикует сообщение о встречи грозненцами труппы Московского театра имени М. Н. Ермоловой: «Перед началом спектакля горячо приветствовал от имени трудящихся республики председатель правления Чечено-Ингушского отделения Союза писателей СССР А. Хамидов и инженер вагонного депо станции Грозный М. Терентьева». [11]
В конце XX века в Чечено-Ингушетии работают три театра. Театральные коллективы Грозного не только встречают артистов с различных городов СССР, но и успешно гастролируют по стране. Один из них театр имени X. Нурадилова успешно выступил летом 1984 года в Москве на сцене прославленного МХАТа. Создатели спектаклей «Лениниана» и «Песни вайнахов» М. Давлетмирзаев, М. Солцаев, Р. Хакишев, М.-Г. Хадзиев, А. Гайтукаев удостоены высоких званий лауреатов Государственных премий РСФСР имени К. С. Станиславского. Искусству артистов театра имени М. Ю. Лермонтова аплодировали зрители Саратова, Львова, Волгограда, Днепропетровска, Воронежа, других больших и малых городов страны. Чеченская, ингушская, русская труппы кукольного театра желанные гости не только детворы Чечено-Ингушской республики, добрую славу принесли им гастроли на Украине, в Центральных областях России, автономных республиках Северного Кавказа. В лице народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда М. Эсамбаева и ансамбля танца «Вайнах» хореографическое искусство чеченцев и ингушей получило мировую известность. Набирают творческую мощь композиторские силы республики. Заслуженный артист ЧИАССР М. Минцаев поет в Большом театре Союза ССР. [12]
Создание и развитие театрального искусства в г. Грозном оказало серьезное влияние на становление культурного общероссийского пространства на Северном Кавказе. Театр не только распространял российскую культуру посредством постановок пьес русских классиков, так же способствовал развитию и сохранению национальной культуры народов северного Кавказа.

1. Казаков А. И. Страницы истории г. Грозного: Краеведческие этюды. Грозный, Чечено-Ингушское кн. изд.,1982 г.
2. «Грозненский рабочий», № 248 (3231), 6 ноября 1932 г.
3. Партархив Чечено-Ингушского обкома КПСС, Л. 1. оп. 1, д. 33, л. об. № 142. / Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1920 -1941 гг.): Сборник документов и материалов.- Грозный: Чечено-Ингушское кн. из-во, 1979. – С.169.
4. «Грозненский рабочий», № 50 (4228), 1. марта 1936 г.
5. ЦГА ЧИАССР, ф. Р.82, on. 1, д. 10, лл. 64, 65.
6. «Грозненский рабочий», № 8 (2098), 10 января 1929г.
7. ЦГА ЧИАССР, ф. Р.82, on. 1, д. 10, лл. 64, 65
8. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, с древнейшей времен до 1917г. I т. Грозный. 1967г. с.168-174.
9. ЦГА ЧИАССР, ФР-238, оп. 1, д. 105, лл. 139-146. / Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.): Сборник документов и материалов.- Грозный: Чечено-Ингушское кн. из-во, 1985. –С.35-38.
10. И.В. Сталин. ПАЧИО, д. 1491, оп. 4, д. 384, л. 18. Подлинник.
11. Грозненский рабочий. 1972. 15 окт.
12. Горнов А.        Восхождение к творчеству:  Очерки. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. 120 с.

Сведения об авторе: Слесаренок Ирина Владимировна, аспирант кафедры Истории и теории государства и права СевКавГТУ. Научный руководитель д.и.н., профессор НевскаяТ.А. Тел. 89197493385 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]