Статья на тему Культура и быт крымских немцев










Статья на тему
«Культура и быт крымских немцев»



Выполнил:
педагог-организатор
МБОУ «Михайловская СОШ»
Куница А.П.









Михайловка, 2016
Мы живем в многонациональном Крыму. Разные народы населяют полуостров: русские, украинцы, крымские татары, греки, болгары, армяне, немцы. Для кого-то из них Крым – историческая родина, для других – место переселения. Некоторые народы подверглись со стороны советского правительства депортации - среди таких были и немцы.
Фольксдойче – этнические немцы, проживающие в других странах и в своей основной массе, являются гражданами этих же стран.
8 апреля 1783 года Европа была уведомлена о подписании императрицей Екатериной II манифеста «О принятии полуострова Крымского, полуострова Тамани и всей кубанской стороны под свою державу».
20 февраля 1804 года правительство издает манифест, который предусматривал переселение «исключительно хороших земледельцев, скотоводов, садоводов, а равно мастеровых, полезных в сельском быту, если каждый из них имеет в наличном капитале или в товарах не менее 300 гульденов», для колоний назначался Новороссийский край и по возможности ближе к портовым городам Одессе и Феодосии, что должно было, по мнению властей, способствовать развитию последних вследствие увеличения торговли. [1]
Переселение немцев в Крым началось в конце XVIII- начало XIX вв. Условия для переселения были воистину благоприятные: им были определены льготы в податях и повинностях сроком на 10 лет; каждая немецкая семья, кроме множества единовременных пособий (деньгами, скотом, зерном, земледельческими орудиями), получала в собственность 60-65 десятин земли; кроме того, немецкие семьи освобождались от натуральной рекрутской повинности, а это значило, что их работников-сыновей не собирались призывать в армию. Немецким колонистам было даже гарантировано право на самоуправление. Во всех крупных анклавах немецких поселений было не только свое управление, но и особая внутренняя юрисдикция с делопроизводством на немецком языке, а также свои немецкие школы и своя церковь с иерархией священнослужителей.
Первые, официально зарегистрированные поселения, появились в 1805 году. Три колонии были основаны в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное, Ароматное Белогорского района), четыре в Феодосийском: Судак, Гельбурн (ныне территория с. Приветное Кировского района), Цюрихталь (ныне с. Золотое поле Кировского района), Герценберг. И в последующие годы переезд немцев в Крым не прекратился: в 1865 году немецкое население компактно проживало в 45 населенных пунктах. Переселение в Крым шло из различных земель Германии (Бюртемберг, Баден, Нассау, Пфальц, Швабия, Эльзас, Бавария), Швейцарии и Австрии. [1,8]
В 60-70-е годы XIX века правительство вновь решило пригласить колонистов для освоения земель, которые покинули крымские татары в 1856–1862 годах. С этого времени начинается второй этап переселения немцев в Крым - из Германии и северной части Таврической губернии. По данным первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Крыму проживало 31590 немцев и им принадлежало более 700тыс. десятин земли.[8]
По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями двух крупных течений в христианстве - католицизма и протестантизма, имелись также меннониты и сепаратисты. Меннониты имеют особое этническое самосознание: часть их считает родным немецкий язык, часть осознает себя "особой нацией", часть - голландцами. Советская историческая традиция, статистика и сложившаяся паспортная система относили меннонитов к немцам. Наиболее известные колонии в Крыму - Карасан (Симферопольский уезд, 1862 г., ныне с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, 1882 г., ныне территория пгт. Гвардейское Симферопольского района). [2,4]
Среди немецких религиозных общин в Крыму преобладали евангелическо - лютеранские. Вначале XX в. на полуострове их насчитывалось 186. Религия определяла уклад жизни и быта немцев. Стены немецких домов украшались цитатами из Библии (вышивки, надписи): "Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи", "Любить и быть любимым - это настоящее счастье на земле", "Господь совершил для нас великое", "Будьте радостными в надежде, терпеливыми в печали, придерживайтесь заповеди".
Основные праздники у крымских немцев – Крещение, Пасха и Троица, Вознесение Марии и Тела Христова. А особенно торжественно в немецких семьях отмечали Рождество. «Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного », - гласит немецкая пословица. Кстати обычай украшать ёлку подарили человеку древнегерманские племена. Считалось, что в еловых ветвях скрываются духи, которых обязательно следует умилостивить приношениями. С принятием христианства зеленые ветви ели стали украшением домашних икон, дверных проемов в комнате, кухне, хлеву. Со временем Рождество и Новый год стали семейными праздниками, приносящими радость, прежде всего, детям. Обычаи и обряды исторической родины немцы перенесли в Крым.
Основной отраслью хозяйства и занятием крымских немцев было землепользование: хлебопашество, огородничество и садоводство. Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество. Обычно сад и огород входили в хозяйственный комплекс при жилище. Но, кроме этого, у немцев была и специализация в этой области: колония Цюрихталь (Феодосийский уезд) - картофель, колония Кроненталь (Симферопольский уезд) - виноград, а у немцев Перекопского уезда - огороды, находившиеся за пределами колоний, занимали по десять и более десятин.
Скотоводство также играло определенную роль в хозяйстве. В каждом дворе держали лошадей, коров, волов, свиней и различную птицу. Количество голов колебалось в зависимости от материального достатка и природных условий.[2,10]
Особое место у немцев занимали дополнительные виды хозяйственной деятельности: деревообрабатывающие промыслы и ремесла, кузнечное дело. Из дерева изготовляли кухонную посуду, домашнее убранство, транспортные средства, орудия труда и т.п. Очень развито было столярное дело: изготовление столов, стульев, сундуков, кроватей, с начала XIX в. - комодов, деревянных диванов, посудных шкафов, а также различного кухонного инвентаря и приспособлений.
На протяжении первой половины XIX в. крымские немцы сохраняли традиционный национальный костюм, характерный для той земли, откуда они были родом, и имевший четкую градацию по временам года и сфере применения: для повседневной носки, работы, обрядов (свадьба, траур), праздников.
Женщины носили корсаж или кофту, сборчатую юбку, передник и наплечный платок. Головные уборы отличались разнообразием, соломенные шляпы, платки, чепцы разной формы и размеров. На ноги надевались кожаные башмаки, полусапожки, сохранялись и деревянные башмаки.
Мужчины носили рубахи, длинные или короткие (до колен) штаны, жилет, куртку, шейный платок, башмаки или сапоги. Постепенно в костюме стали появляться местные элементы одежды: овчинные тулупы, полушубки, картузы, меховые шапки, кожаные "постолы", которые немцы считали особенно удобными для работы.
С конца XIX - начала XX вв. среди крымских немцев, проживавших в сельской местности, начали распространяться элементы городской одежды. Эта тенденция была характерна для всей Европы, причем более консервативной оказалась женская крестьянская одежда, тогда как мужская уже в XIX в. приблизилась к уравнивающей всех городской моде и во многом утратила собственно деревенские особенности. [1,2,10]
Начало ХХ века отмечено появлением в обществе ярко выраженных антинемецких настроений. В это время появляется миф о «немецком засилье» и «немецкой оккупации».
В годы первой мировой войны 1914–1918 годах издаются законы, направленные на ликвидацию немецкого землевладения, отмечены факты выселения немцев, германско-подданных за пределы Таврической губернии, закрываются немецкие газеты. От полного воплощения в жизнь этих законов спасла Февральская революция в России в 1917 году. Но установление в дальнейшем советской власти в стране продолжило наступление на права немецкого населения. Начинаются репрессии против немцев, ликвидируются крупные крестьянские хозяйства, закрываются церкви. Такая политика советского правительства привела к значительным возмущениям немецкого населения Крыма, многие из них стали иммигрировать в США, что не устраивало руководство страны, и оно решило изменить свою политику по отношению к немцам. [3,7,9]
После начала Великой Отечественной войны в августе 1941 г. все немцы были насильственно выселены из родных мест. Крымские немцы (53 тыс. чел.) были вывезены сначала на Северный Кавказ, а потом расселены небольшими группами по разным районам Урала, Сибири и Северного Казахстана. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 г. с немцев и их семей сняли правовые ограничения, но только Указом от 3 ноября 1972 г. были отменены ограничения права ранее депортированных на выбор места жительства. В 80-е годы начинается массовый исход немцев на историческую родину - в Германию. Однако многие немцы, поколения которых жили в Крыму, пожелали вернуться на эту родную для них землю. Этому способствовало то обстоятельство, что произошел распад Советского Союза, и на Украине новое руководство с пониманием отнеслось к проблемам депортированных народов. 22 ноября 1991 г. Верховный Совет Крымской АССР принял постановление 214 "О практических мерах по организованному возвращению депортированных армян, болгар, греков и немцев в Крымскую АССР". В 1991 г. было образовано общество немцев Крыма "Видергебурт" ("Возрождение"), имеющее более двадцати городских и региональных организация. В июне 1992 г. при Совете министров Крыма было создано управление по делам депортированных армян, болгар, греков и немцев, которое совместно с национальными обществами стало разрабатывать программу возвращения. Расселение предполагалось осуществлять компактно, в сельских районах. Местами проживания немцев должны были стать села Марьяновка (Красногвардейский район) и Алсфельд (Сакский район). Была разработана подробная программа возвращения немцев в Крым.[6]
В настоящее время, по данным Госкомнаца в Крыму проживает 2536 немцев. Соответственно, на территории Крыма существует 11 немецких обществ, мало связанных между собой. В целом же на Украине насчитывается 112 немецких обществ. Для координации их деятельности в Киеве создана Ассоциация украинских немцев. В настоящее время Германия оказывает определенную помощь в культурной программе немцев и, прежде всего, в изучении немецкого языка. Но эта помощь действенна только для молодежи, для которой овладение языком дает возможность выезда в Германию.
На сегодняшний день одним из главных направлений в работе общественных и государственных структур является содействие возвращению депортированных немцев в Крым. Цель - возродить и сохранить этническую общность с присущими ей языком, культурой, национальными традициями, религиозными верованиями. А для того, чтобы возрождать, надо знать историю и бытовую культуру этого народа, связанного с Крымом на протяжении почти двух веков. [10]









Приложение:





Рис.1 Немецкий дом, XVIII век, Крым





Рис.2 Колония Нейзац (ныне с.Красногорское Белогорского района)





Рис.3 Здание центрального училища в колонии Карасан (ныне с.Ровное Красногвардейского района)

Рис.4 Этнический состав населения Крыма (XVIII-XXIвв.) и его динамика









Рис.5 Немецкая национальная одежда












Рис.6 Немецкие свадебные костюмы, Крым, 1900 год














Рис.7 Немецкая кирха (церковь)





















Список использованной литературы:
1)Лаптев Ю.Н. Переселение немцев в Крым и основание колоний (XIX в.)// Немцы в Крыму = Deutsche auf der Krim. Очерки истории и культуры. /сост. Ю.Н.Лаптев. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. – С.11-21. 
2)Лаптев Ю.Н. Традиционная бытовая культура немцев в Крыму (XIX – 20-е гг.XX вв.)// Немцы в Крыму = Deutsche auf der Krim. Очерки истории и культуры. /сост. Ю.Н.Лаптев. – Симферополь: Таврия-Плюс, 2000. – С.11-21. 
3) Лаптев Ю.Н. К вопросу о положении немцев Крыма в годы Первой мировой войны // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып.1/ Ред.-сост. И.Н.Храпунов. – Симферополь: Таврия, 1997. – С. 428-434. 
4) Маркевич А. Таврическая губерния во время Крымской войны (репринтное издание 1905 г.). – Симферополь: Бизнес-Информ, 1994. – 268с. – (Серия: Страницы истории Крыма). 
5)Когоношвили К.К. Краткий словарь истории Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1995. – 333 с. 
6)Крым в годы Великой Отечественной войне 1941-1945. /Сост. В.К.Гарагуля, И.П. Кондранов, Л.П.Кравцова. – Симферополь: Таврия, 1994. – 208 с. – (Вопросы-ответы: Вып. 4). 
7)Окупаційний режим в Криму: 1941-1944 рр. За матеріалами преси окупаційних властей: Пер. з рос. /Упоряд. В.М. Гуркович. – Сімферополь: Таврія, 1996. – 120 с. 
8)Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. Севастополь, 1997. 44 с.
9)Краеведение. Немецкие колонии в Крыму до 1941 года [электронный ресурс]: 2010. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10)Этнография Крыма. Сервер Таврического Национального Университета [электронный ресурс]: 1999. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE \* MERGEFORMAT14415




Picture 515