Урок литературы в 10 классе «Ф.И. Тютчев — поэт-филисоф и певец родной природы»

Урок литературы в 10 классе.

Ф.И. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы.

для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков
Цели урока: 1. определить место Тютчева в истории русской поэзии, показать своеобразие его лирики;
2. развивать навыки интерпретации лирического произведения.
Оборудование: портрет Ф.И. Тютчева, стихотворения поэта.

Ход урока
I. Организационный момент.
1. Запись в тетради.
2. Сообщение целей урока.

II. Повторение изученного на предыдущих уроках.
1. Вспомните, о чём размышляет Базаров перед смертью.

( -герой стал человечнее, мягче относится к своим родителям;
-по словам Писарева, он сделался человеком, и как человек выразил желание видеть любимую женщину; - поэтично звучат его слова, обращённые к любимой женщине, но эти чувства сливаются с размышлениями о Родине, обращением к таинственной России: «Я нужен России Нет, видно, не нужен Да и кто ей нужен?»)

2. Россия так и осталось для Базарова загадкой, не до конца разгаданной.
Своеобразным ответом тургеневскому герою могли бы стать строки поэта, к творчеству которого мы обратимся сегодня. Их повторяют и наши друзья, и наши враги, пытающиеся разгадать таинственную славянскую душу:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
3. Краткое сообщение о жизненной и творческой судьбе поэта. (индивидуальное задание на дом)
Учитель. Обратим внимание на даты жизни поэта – 1803-1873. О чём они могут нам сказать, особенно, если мы вспомним о другом великом русском поэте – А.С. Пушкине?
Дата рождения «прозрачна» и понятна: Тютчев не просто современник, а почти ровесник Пушкина. Поэтическую деятельность они начали практически одновременно. Литературный дебют Тютчева состоялся в 14 лет.
Вторая дата наводит на мысль, что и Пушкин мог дожить до 1870-х, а может быть, и 1880-х годов. Ведь на открытии памятника поэту в Москве были некоторые его друзья, живы были и два лицеиста: Горчаков и Космовский. Ещё раз испытываешь потрясение от мысли о преждевременности трагической гибели Пушкина.
Ученик. В жизни Тютчева всё было спокойнее (по крайней мере внешне), чем у Пушкина. Биогрфия его меньше всего похожа на биографию поэта. Усадебное детство в родовом имении Овстуг Брянского уезда, учёба в Московском университете, двадцатилетняя (1822-1844) служба за границей на скромной должности младшего секретаря русского посольства в Мюнхене, возвращение в Россию, где до конца жизни Тютчев служит в комитете иностранной цензуры. А вот его творческая биография удивительна.
Имя Тютчева-поэта в XIX веке открывалось трижды. Впервые поэзия Тютчева получила признание в 1836 году. Копии стихотворений Тютчева через Вяземского и Жуковского попали в руки Пушкина. Очевидец вспоминал, «в какой восторг пришёл Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю».(1) В третьем и четвёртом номерах «Современника» появляются «Стихотворения, присланные из Германии» с подписью Ф.Т. Но, признанные в узком кругу ценителей поэзии, широкой публикой и даже критикой того времени стихотворения замечены не были.
После гибели Пушкина, а затем Лермонтова в русской поэзии наступают «сумерки». 1840-е годы – «непоэтическое» время, которое ознаменовано расцветом прозы. И вдруг новый поэтический взрыв! 1850-е годы вновь можно назвать «стихотворной эпохой»: Н. Некрасов, А. Фет, Ап. Григорьев, А.К. Толстой, Я. Полонский, Ап. Майков и другие славные поэтические имена являются олицетворением этого десятилетия.
В 1854 году выпускается первый сборник стихотворений Тютчева.(2)
Но в 1870-е гг. интерес к поэту угас. Третье открытие Тютчева состоится в новую поэтическую эпоху – эпоху серебряного века. Русские символисты (Вл. Соловьёв, В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский) в 1890-е гг. увидели в Тютчеве предшественника поэзии наступающего XX века. (3)
Каждая новая поэтическая эпоха так или иначе сталкивается с необходимостью заново и по-своему осмыслить создания этого уникального в истории русской литературы поэта.

III. Повторение и обобщение изученного в предыдущих классах.
Учитель. Со стихотворениями Тютчева вы начали знакомиться с первого класса. Давайте вспомним наиболее известные.

ВИКТОРИНА.
1. По поводу какого стихотворения Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч?»
(«Весенние воды»)
2. Какое стихотворение о природе написано 31 декабря?
(«Чародейкою Зимою»)
3. В каком стихотворении Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент?
(«Зима недаром злится»)
4. Какому явлению природы Тютчев сделал признание в любви?
(«Люблю грозу в начале мая»)
5. Какое стихотворение имеется в виду в следующем высказывании: «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживающий в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу-труженнику, ибо предзимнее «отдыхающее» поле можно только почувствовать, а не увидеть».
(«Есть в осени первоначальной»)


VI. Тютчев – певец природы. Многообразные проявления в жизни природы в его лирике.
Стихотворений о природе изучено нами не мало. Попробуем определить, в чём своеобразие лирики Тютчева?
В чём особенность лирики природы в творчестве Тютчева?
На эти вопросы нужно будет ответить в конце урока, поэтому на протяжении всего урока готовьте ответ. 1. Анализ стихотворения «Ещё земли печален вид»
Чтение стихотворения. (стихи распечатаны на каждого ученика)
Давайте разберёмся в особенностях композиции.
Стихотворение делится отчётливо на две части. Чему посвящена первая часть?
(Тема пе
·рвой части – пробуждение природы от зимнего, уже редеющего сна.)
- В чём своеобразие изображения пробуждающейся природы?
(Поэт изобразил печальную, даже мёртвую природу, но в то же время он искусно рисует приметы пробуждения).
-Попытаемся представить «воздух», который «уж весною дышит», едва заметное колыхание мёртвого в поле стебля, почти неуловимое шевеление ветви ели. Если попытаться представить изображённое, то можно увидеть, что Тютчев стремится показать читателю развёрнутое олицетворение, заключающее первую часть стихотворения: «Весну послышала она и ей невольно улыбнулась»
-Давайте назовём тему второй части стихотворения?
(Пробуждение души)
-В чём особенность этого пробуждения? Найдём образы, которые являются центральными в строфе.
(«Блестят и тают глыбы снега, блестит лазурь, играет кровь». Образ тающих снегов, казалось бы, непосредственно рисует «природное» таяние снегов.) - Но мы часто используем подобные метафоры, говоря например «душа оттаяла». Таким образом, показывая уходящее старое и возникающее новое, Тютчев изображает их в своеобразном единстве. Поэт любуется борьбой старого и нового, рисует её красоту, потому что эта слиянность ограничивает враждебные силы.
- Какие тропы использует Тютчев, показывая пробуждение природы?
(Показывая пробуждение природы, он использует олицетворение, показывая пробуждение души человеческой – использует образы из мира природы. Поразительны образы обновляющейся природы и молодеющей души. Здесь используется приём образного параллелизма. У Тютчева много стихов, где он использует параллели между явлениями природы и состоянием души человека.)
2. История создания стихотворения «Слёзы людские, о слёзы людские».
3. Творческая лаборатория поэта.
а) Карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан», где эпитеты пропущены. (Даётся время, чтобы вставить эпитеты)
б) Применение средств ТСО: показ фрагмента фильма о Тютчеве – бьющийся фонтан, чтение стихотворения в кадре.
в) Словарная работа.
ДЛАНЬ (устар.) – рука, ладонь
ВОДОМЁТ – это устаревший синоним слова «фонтан».
д) Анализ вставленных эпитетов.
Неожиданный эпитет «облаком живым». Ведь действительно, Тютчев рисует массу движущейся воды, «фонтан клубится» , отсюда ощущение, что он «живой», «сияющий».
А «влажный» дым. Изумляет конкретность образа, ведь как иначе передать ощущение влаги на руках, на лице, на волосах, которое появляется возле фонтана.
Следующий эпитет – «высоты заветной». С помощью этого эпитета мы понимаем неудержимое стремление фонтана к желанной высоте, достичь которой он не в состоянии и падает пылью «огнецветной» назад, на землю.
Что же даёт нам, читателям, такой продуманный отбор эпитетов? (Зримую живописную картину).
Какой художественный приём использует Тютчев для передачи чувств и мыслей? ( Тютчев использует свой излюбленный приём образного параллелизма).
Тютчев уподобляет фонтан лучу. Фонтан – это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.
Вторая строфа намного драматичнее по своей тональности, атмосфера неравной борьбы, дерзкого противостояния исключительно ярко передана лексическим строем стихотворения: рваться, длань незримо-роковая, луч упорный, свергает. Новый колорит обретает и лексика первой строфы, в особенности такие слова, как дым пламенеет, дробится, клубится, огнецветная пыль, ниспасть на землю, осуждён. Слова, вполне применимые для описания военной баталии.
«Да, человек – бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но человек смертен, и все его помыслы и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека – «закон непостижимый»».

- Итак, мы видим, Ф.И. Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

4. – В чём же особенность лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева?
( В том, что Тютчев чувствовал душу природы, стремился уловить её, её язык. Для него было высшим блаженством любоваться проявлениями жизни природы. Это особое отношение к природе и помогло Тютчеву создать поистине великолепные стихи. Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание: (по группам)

1-я группа. Подберите стихи Тютчева, в которых с помощью приёма образного параллелизма душа природы сравнивается с душой человека, где природа с помощью приёма олицетворения оживает, имеет свою душу.

2-я группа. «Превосходная картина! Каждый стих хватает за сердце,
как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблён. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце; вот почему мы не задумались бы поставить г. Ф.Т. рядом с Лермонтовым; жаль, что он написал слишком мало. Нечего и говорить о художественном достоинстве приведённого стихотворения: каждый стих его - перл, достойный любого из наших великих поэтов.
Н.А. Некрасов. Русские второстепенные поэты. 1850

О каких особенностях пейзажной лирики Тютчева и конкретно стихотворения «Осенний вечер» говорит Некрасов? Благодаря каким художественным средствам достигается столь сильное воздействие стихов на читателя?
Имел ли основание Некрасов ставить Тютчева рядом с Лермонтовым? Если да, то почему? Попытайтесь сопоставить изображение картин природы у Тютчева и в поэзии Лермонтова. Приведите примеры из известных вам стихов Лермонтова, посвящённых природе.
(Домашнее задание для 2 группы распечатано на каждого ученика)











15