Горячий снег Ю. Бондарева 11 класс

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интегрированного урока по русской литературе


Тема урока: «Они как бы и живут при этой земле,
окапываются, вгрызаются в степной, звенящий от мороза грунт,
у земли ищут защиты и на ней умирают»
(по роману «Горячий снег» Юрия Владимировича Бондарева)
Класс: 11


Участник конкурса:
Ахмадуллина Флида Раисовна

учитель русского языка и литературы
МБОУ Гимназия №1 с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
















Уфа - 2014
Тема: «Они как бы и живут при этой земле,
окапываются, вгрызаются в степной, звенящий от мороза грунт,
у земли ищут защиты и на ней умирают»
(по роману «Горячий снег» Юрия Владимировича Бондарева)

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме Великой Отечественной войны, научить анализировать произведение, выделить главное, обобщать и делать выводы; поговорить о Сталинградской битве, о подвиге людей, их стойкости; воспитать чувства благодарности и гордости за свою Родину, за воинов – победителей, воспитать уважительное отношение к ветеранам войны.

Планируемые результаты:
Предметные: научиться понимать смысл произведения «Горячий снег», анализировать текст и аргументировать свой ответ; научить находить цитатные примеры из произведения для составления аргументации; научиться давать характеристику героям произведения.
Метапредметные УУД.
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из книги; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные: уметь ставить цели, уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание;
овладеть умением диалогической речи; уметь формулировать свою точку зрения, свое собственное мнение и свою позицию; правильно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные УУД: формирование навыков исследовательской деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Задачи.
Обучающие:
научить анализировать прозаический текст; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
развитие критического мышления обучающихся;
развитие внимания обучающихся;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
3.Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к художественной литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; развитие уважения друг к другу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: опорные схемы, презентации учащихся о Сталинградской битве, компьютер, проектор, интерактивная доска, удостоверение участника Сталинградской битвы, ордена и медали ветерана, учебник «Литература 11кл.» в 2-х частях: учебник для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (неродным) языком обучения. Авторы – составители: С.К. Бирюкова, К.М. Нартов, Л.В. Тодоров, Р.З. Хайруллин/– издательство «Просвещение», Санкт-Петербургский филиал – 2009.

Эпиграф к уроку: «они прошли проверку на человечность через испытание огнем»
(Ю.Бондарев)

Ход урока:
Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодняшний наш урок немного необычный. У нас гости – учителя русского языка и литературы нашего района. Давайте поприветствуем их и улыбнемся гостям.
Актуализация знаний.
Ребята, вам уже знакома тема Великой Отечественной войны в художественной литературе. К этой теме мы возвращались два раза и изучали ее с разных точек зрения. Сначала это была литература непосредственно самого периода Великой Отечественной войны. Вам знакомы стихи, очерки, песни и рассказы, написанные во время войны. Известны имена поэтов и писателей, которые сами участвовали на фронте и писали свои произведения во время передышек от боев. А еще изучили произведения, которые были написаны уже после войны.
- Какие произведения вам знакомы? Давайте вспомним их (К.Симонов «Живые и мертвые», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Быков «Сотников», К.Воробьев «Крик»).
- Когда они были созданы? Во время ВОВ или после?
Мотивация обучающихся (Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы урока).
Но сегодня у нас иная цель. Попробуем догадаться, о чем мы с вами поговорим сегодня. (На экран проецируются сцены Сталинградской битвы, удостоверение участника этой битвы, ордена и медали ветерана,
- Что вы знаете об этой битве? Когда она произошла?
(Ответы учеников)
Слово учителя.
Конечно, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем беседовать, Разговор пойдет о таком решающем периоде Вов, как Сталинградская битва. На основе исторических фактов и анализируя произведение Юрия Бондарева «Горячий снег», мы должны будем представить все тяготы и мучения, через которые пришлось пройти нашим советским войнам. Вы читали это произведение, сегодня будем работать по нему. Запишем в тетрадях число и тему нашего урока.
На экран проецируется портрет писателя, тема урока, обложка произведения «Горячий снег», дата 1969 год и эпиграф урока.
«Открытие нового знания» - деятельность обучающихся по освоению новых знаний.
Наблюдение обучающихся над презентацией ученицы о Сталинградской битве.
Беседа с учащимися по творчеству писателя – участника ВОВ
- Что вы знаете о творчестве писателя и его произведениях?
Слово учителя. Сегодня на уроке присутствует учитель истории, который расскажет нам о Сталинградской битве.
3. Выступление учителя истории о Сталинградской битве.
4. Беседа с обучающимися
Слово учителя. Ребята! Мы посмотрели на Сталинградскую битву с исторической точки зрения. А как показал нам эту битву Ю.Бондарев, мы увидели, пока знакомились с произведением. Не скрою, читать это произведение очень тяжело, потому что оно написано так достоверно. В романе показана жестокая правда войны. Давайте вспомним изученные нами произведения К.Симонова «Живые и мертвые», «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Крик» К.Воробьева. Похожи ли эти произведения? Хотя их объединяет одна тема – тема войны, они совершенно разные.
Главный герой произведения «Горячий снег» – народ (так считает сам автор). Но мы попробуем конкретизировать это. На наш взгляд, главными героями произведения являются ребята, которых автор назвал «людьми окопа». Их не так уж и много. Давайте вспомним их, тех, кто выстоял в нечеловеческих условиях.
- С чего начинается произведение? Кратко вспомним об этом. Для этого я составила вам схему, по которой мы легко восстановим содержание.
На экран проецируется схема 1, по которой обучающиеся пересказывают содержание.
Краткий пересказ содержания
Слово учителя: Теперь расскажите, кто руководил этими бойцами? Кто был рядом с ними в этом сражении?
На экран проецируется схема 3.
- Дайте характеристики этим героям.
- Как они показаны в произведении?
- Какие черты характера выделены в каждом из них?
- А кого выделили бы вы? И за что?
- Как показан генерал Бессонов?
- Как в чувствах и поведении командующего армии генерала Бессонова проявилось отношение самого автора?
5. Работа в группах – самостоятельная работа и ответы на вопросы
Слово учителя: Сейчас мы с вами поработаем в группах. В следующей схеме вы увидите фамилии одиннадцати героев. Это те ребята, которые защищали пядь своей родной земли. Они участники боя, окончившегося так трагически. Попробуйте вспомнить эпизоды, связанные с этими ребятами, охарактеризуйте каждого из них. Используйте и некоторые портретные характеристики, которые дает нам автор.
На экран проецируется схема 2.
Самостоятельная работа обучающихся.
6. Продолжение беседы.
- Как автор через эти портретные особенности раскрывает свое отношение к ним?
- Чувствуется ли его отношение к этим героям?
- Обратите внимание на слова «юноша», «мальчик», «морячок». Почему употреблены именно эти слова, а не другие?
- Где мы могли бы встретить этих ребят в мирной жизни? (Среди нас, подростков).
Этим автор отмечает, сколько неповинных жизней унесла эта проклятая война, как она исковеркала судьбы.
- Обратите внимание на характеристику Чибисова и на фразу «ломанный и переломанный войной».
- Какими предстали перед нами эти ребята?
Выполнили ли они задачу? (не пропустить танки).
Опишите подвиг этих ребят – артиллеристов.
7. Работа с текстом - выразительное чтение отдельных отрывков произведения.
а) эпизод смерти санинструктора Зои Елагиной;
б) вручение наград оставшимся в живых героям.
8. Коллективная работа.
- Попробуйте сформулировать основную мысль произведения.
- Определите хронотоп.
- Как вы расшифруете название произведения?
- Ответьте на вопрос: как вы понимаете фразу пленного немца «А в России горит снег». Сделайте выводы.




Закрепление умений по использованию на практике полученных знаний.

Слово учителя: Чтобы вживую представить, как же это происходило, давайте попробуем схематично изобразить расположение орудий и батарей наших героев.
Составление схемы. (Коллективно составляется схема. А один ученик составляет схему на интерактивной доске)
Далее учитель на экран проецирует свой готовый вариант еще двух схем 6,7 и делает выводы.

Проверка уровня освоенности новых знаний.
Беседа с обучающимися. Что же мы видим в финале произведения? (Учащиеся рассказывают о бое и трагической смерти Зои Елагиной, Сергуненкова и других)
На экран проецируется схема 4.
Вывод по теме – рассуждение над схемой 5. (Автор показывает
Здесь противопоставлены)
– Ребята, вы согласны с эпиграфом урока? Можно ли сказать, что бойцы, действительно, « прошли проверку на человечность через испытание огнем»?
Рефлексия деятельности:
- О чем мы говорили на уроке?
- Чему был посвящен урок?
- Какие затруднения вы испытали на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
 
 
 ?
Участвовал на уроке, многое узнал, но не до конца понял и раскрыл смысл произведения. Поставлю себе знак вопроса, буду работать дальше.

 
    !
  Я скажу себе: «Я работал хорошо!»

 ! ! ! 
Научился анализировать произведение и давать характеристики героям и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»


Домашнее задание: написать сочинение по произведению.



Схема 1.

Декабрь Гитлер
1942 г. приказ

Сталинград Армия
Паульса 3 дня=45 км.

Армия
Манштейна танки

Сформир-ся армия из выпускников училища

Генерал Бессонов лейтенант
Кузнецов (взвод)

Санинструктор Зоя












Схема 2.
Человек в окопе
Труженики окопа
Нечеловеческий бой
Пядь родной земли






1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Кузнецов Чибисов Уханов Володя Сержант Зоя Гога Сергуненков Рубин Евстигнеев Калымов
лейтенант, (плен) (старший Дроздов- Нечаев Елагина Давлатян ездовой «его наводчик (просто-
руководит «мешко- сержант) ский наводчик санин- щуплый «застенчи- суровое душный)
взводом ватый», «насмеш- I орудия, структор и углова- вый ярост-
«ломанный – ливые морячок тый, мальчик» ное
перело- светлые «юноша нежная муже-
манный глаза» с наивным душа ство»
войной» командир чистым
орудия голосом»,
комсорг
батареи


Артиллерийский расчет лейтенанта Кузнецова
«Они как бы и живут при этой земле, окапываются, вгрызаются в степной,
звенящий от мороза грунт, у земли ищут защиты и на ней умирают»



Схема 3. Руководство армией



Генерал-лейтенант Член Командующий Полковник
Бессонов Военного дивизией Осин
Петр Совета полковник начальник
Александрович армии Деев контрразведки
(командарм) Веснин (выслал вперед разведку, (сведения
Виталий « разведчики не возвратились, но о сыне
Исаевич 1 разведчик появляется «ровно Бессонова)
бешеный какой идет, качается,
кричит что-то»
2 разведчик – обмороженный,
контуженный, с пленным немцем
на дне воронки

3 разведчик приходит, в него
случайно стреляет Чибисов





Схема 4.
Смерть




Зои ездового члена Касымова
Елагиной Сергуненкова Военного
(санинструктора) «нежная душа». совета армии
ранение в живот с двумя гранатами Веснина
пошел на самоходку –
приказ Дроздовского


Схема 5.
Правда «окопа»
правда сражающегося
человека


противопоставлено масштабному
изображению событий
(битва под Сталинградом)






Схема 6.

Сражение на рубеже реки Мышкова (последний рубеж)

истерзанный Сталинград
(уже 4 месяца обороняется)
Степь
река Мышкова
клочок земли, на котором
сражаются герои произведения

«который и с небольшой высоты
можно, кажется, обозреть единым взглядом»







Схема 7.


станица
берег реки Мышкова

орудия
Уханова
орудия
Чубарикова
батарея
Давлатяна

батарея
Кузнецова
















13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815