Методическая разработка по литературе на тему Война…обнажает характер человека (по роману Ю. Бондарева Горячий снег») 11 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняяобщеобразовательная школа № 13 п. Глубокого муниципального
образования Новокубанский район
Конспект
урока по литературе в 11 классе
Тема: «Война…обнажает характер человека»
(по роману Ю. Бондарева «Горячий снег»
Учитель русского языка
и литературы: Шумкова Е.В.
Тема: «Война…обнажает характер человека» (по роману Ю. Бондарева «Горячий снег».Цель: проследить по тексту романа за ходом Сталинградского сражения и судьбами главных героев. Показать нравственный облик русских воинов. Выяснить, какие герои вызывают симпатию современного читателя и почему. Соотнести содержание романа с 70 - летием великой Победы.
Оборудование: мультимедиа иллюстрации картин М.И. Самсонова «В боях за отчизну», В.А. Сафронова «Гвардейское знамя» и др., портрет Ю.В. Бондарева.
Ход урока
Организационный момент.
Опрос, проверка домашнего задания.
Карточки (4 человека)
Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.
Обзор прозы периода Великой Отечественной войны.
Доклады учащихся.
Работа по теме.
Сообщение темы и целей.
Слово учителя: сегодня на уроке мы будем говорить об одном из лучших произведений о Великой Отечественной войне – романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег». Давайте познакомимся с личностью писателя (появляется на экране портрет Ю.В. Бондарева).
Сообщение заранее подготовленного ученика:
- Юрия Васильевича Бондарева можно назвать одним из лучших представителей военной прозы. Его романы и повести – это «необычный взлет души и вместе исповедь писателя и его поколения, поколения защитников Отечества».
Ю. Бондарев – фронтовик, участник Сталинградской битвы, писатель, заслуживший глубокое признание читателей своими произведениями: «Батальоны просят огня», «Берег», «Горячий снег».
В своих военных книгах писатель убедительно воссоздает картину великой битвы с фашизмом, уделяя особое внимание созданию героического характера. При этом для него важны нравственные истоки подвига. Писатель – фронтовик стремится показать героизм и самоотверженность своих героев, их нравственную красоту.
Беседа по вопросам:
- Какие мысли и чувства вызвал у вас роман Ю. Бондарева «Горячий снег»?
- Как вы поняли его название?
- Какие эпизоды книги вам особенно запомнились, взволновали вас?
Слово учителя: главное в романе – изображение подвига народа в Сталинградской битве. Вспомним, какое значение имела битва за Сталинград? Какое отражение нашла она на страницах романа?
Работа с текстом романа.
- С чего начинается действие романа? (армия генерала Бессонова направляется в поезде особого назначения под Сталинград для сражения с ударной группировкой Манштейна, отправленной для помощи армии Паулюса, окруженной в Сталинграде).
- Каков приказ бойцам, данный Бессоновым? (Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять – и о смерти забыть!)- Кто находится в центре повествования? (В центре повествования в «Горячем снеге» - лейтенанты Николай Кузнецов и Владимир Дроздовский. Их взаимоотношения становятся основой конфликта).- Как можно назвать этих героев? (Они выступают как антиподы. Во всех ситуациях Дроздовскому неизбежно противостоит Кузнецов: по отношению к подчиненным, к командитрам, женщине).Слово учителя: по тексту находим примеры, подтверждающие это противостояние героев.
Чтение наиболее взволновавшего вас эпизода.
– Можно ли говорить о необходимости беречь жизнь там, где каждый шаг покупается кровью?
– Кому принадлежат в романе слова: «С какой стати вы собрались умирать, товарищ лейтенант? Жизнь-то одна, и второй не будет». (Веснину)
- Что вкладывает писатель в понятие «героизм»? (преодоление самого себя)
– Какие художественные приемы можно выделить в романе? (оксюморон, антитеза, портрет)
– Почему Ю. Бондарев постоянно в своем творчестве обращается к военной тематике?
Слово учителя: военная тема волновала и волнует не только писателей и поэтов, но и художников. Давайте рассмотрим иллюстрации картин на данную тему (использование мультимедиа).
Какое впечатление они на вас произвели? Какие чувства вы испытываете?
Слово учителя: в этом году наш народ будет отмечать 70 летнюю годовщину Великой Победы. Как вы считаете, с течением времени значение этой Победы, её роль в мировом масштабе изменилась или нет? Как вы лично относитесь к предстоящему юбилею?
- Напишите мини – сочинение (5-8 предложений) на данную тему.
12. Работа учеников над мини – сочинением.

Итог урока.
Домашнее задание: закончить мини – сочинение.