Конспект урока по литературному чтению на тему Произведения А.П. Гайдара о детях. Рассказ Горячий камень.


ТЕМА. Произведения А.П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень».
Планируемый результат обучения.
Познакомить с творчеством и произведением Гайдара, определить авторскую точку зрения и выражать своё отношение к произведению и героям произведения;
В результате изучения темы обучающиеся
- познакомятся со сказкой как одним из видов литературного жанра;
- научатся:
•принимать и сохранять учебную задачу;
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
•оценивать правильность выполнения действий;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
•основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
•осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
Формируемые УУД
Познавательные:
-уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
-уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-уметь находить ответы на вопросы в тексте;
-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
-уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
-уметь определять главную мысль текста;
-уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
-уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
-уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
-уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-умение применять правила охраны своего здоровья.
Ход урока.
1.Организационный момент. Слайд 1.
(У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Повернитесь, улыбнитесь гостям, друг другу. И с таким прекрасным настроением позвольте мне начать урок.)2.Проверка домашнего задания.-Что было задано на дом?
-Вы провели исследовательскую работу, искали информацию о жизни и творчестве Аркадия Гайдара, и сегодня в группах подведем итоги вашей работы.
1 группа-детство и молодые годы.
2 группа- начало его творчества.
3 группа-жизнь во время Великой Отечественной Войны.
-Где вы искали информацию о жизни и творчестве Гайдара?-Вспомним правила работы в группах. Слайд 2, 3.Работа в группах. Расскажите друг другу, что узнали о жизни Гайдара из энциклопедий, справочников. Обобщив знания в группе представитель группы докладывает классу (выступление представителя от каждой группы). Слайд 4.
3.Актуализация опорных знаний(Выявление читательского опыта детей).
- Какие произведения Гайдара вы знаете?
-Я вас просила написать отзывы на произведения Аркадия Гайдара, которые вы прочитали самостоятельно. Слайд 5.
-Прочитайте для себя названия некоторых произведений Аркадия Гайдара.-Есть много замечательных произведений Гайдара, и с одним из них мы сегодня познакомимся. Слайд 6.4.Создание проблемной ситуации.
А эпиграфом нашего урока будут такие слова: “Человеческое счастье- это…”. Слайд 7.
- Как вы думаете, почему это предложение не законченно? (предположения детей).
Цель урока: постараться понять, что хотел передать автор через это произведение нам читателям.
-Вы прочитали это произведение, были слова, значения которых не понятны. Прочитаем их значение.
5.Словарная работа. Слайд 8.
-Значения каких слов еще не понятно. Работа со словарем.
Объяснить значение слов.6.Физминутка.
7.Открытие новых знаний.
Работа над произведением.
-Выскажите ваше мнение, понравилось ли произведение.-Определить жанр произведения. Доказать.-От чьего имени ведется рассказ?-Почему так думаете?-Назовите главных героев рассказа.-Кто вам понравился больше? Почему?8.Первичное закрепление.
Анализ произведения (работа в группах). Работа по учебнику.-Продолжим наше исследование и работу в группах. Будете составлять рассказ о старике, Ивашке и доказывать, что это рассказ-сказка.В каждой группе есть задания-вопросы, которые помогут составить рассказ (на листах дети в форме рисунков или записанных предложений фиксируют образ героя). 1 группа – рассказ о старике.2 группа – рассказ об Ивашке.3 группа – доказать, что это рассказ-сказка. Что в нем сказочного, фантастического.Выступления групп (представитель группы делает доклад о своем герое, план ответа вывешивают на доску).Физкультминутка (тренинг для глаз).9. Опыт собственной жизни.-В сказке мы знакомимся с двумя счастливыми людьми- стариком и Ивашкой.- Как вы понимаете, что значит быть счастливым и что для вас значит счастье?(работа по учебнику)А теперь выясним из произведения, почему Ивашка был счастливым и как ему представляется счастье? (найти и прочитать).- Что было счастьем для старика, почему себя он тоже считал счастливым человеком?Вывод (формулируют дети).- Так почему же старик и автор-рассказчик отказались разбить волшебный камень?10. Личное отношение к событиям произведения .Представьте себя главным героям этого рассказа – Ивашкой и все, что происходит с ним – это происходит с вами (учитель читает текст).-Как бы ты поступил, если бы увидел такой волшебный камень? 11. Итог урока.Вернемся к нашим словам: «Человеческое счастье – это…” Дополните предложение.Каждый человек сам строит своё счастье, и зависит это только от самого себя. 12.Рефлексия.
Закончите предложения
Мне понравилось на уроке … .Я узнал … .Меня удивило … .Мне было интересно … .13. Самооценка.
-Оцените свою работу на уроке. Прикрепите к листу бумаги полоску нужного цвета в соответствии с тем, как выработали. 14.Домашнее задание.Тетрадь с. 81-82.
По желанию: выяснить у родителей, что для них значит счастье.