План-конспект урока по рассказу Фраермана Девочка с камнем



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет_русская литература___________________________
Урок внеклассного чтения_по рассказу Р. И. Фраермана «Девочка с камнем»__________________________
Тема урока:_ «... Не сгибаясь, крепко стоять под бурей».
Тип урока:  урок «открытия» нового знания
Цели урока: 1) знакомство с новым писателем – Р. И. Фраерманом, чтение и анализ рассказа «Девочка с камнем»; выявление позиции автора;2) формирование умения давать характеристику главному герою художественного произведения; 3) воспитание высоких нравственных качеств, в том числе целеустремлённости.
Формирование УУД:
Личностные действия: выбор нравственных ценностей, самооценка
Регулятивные действия: формулирование темы урока, оценка, рефлексия
Познавательные действия: 
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
составление блока-схемы по содержанию рассказа;
Коммуникативные действия:  умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, умение слушать; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Формулирование темы урока.
- Выразительно прочитайте, пожалуйста, высказывания на слайде. Как вы понимаете смысл данных афоризмов?
У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии.(Джакомо Леопарди,итальянский поэт, мыслитель)
Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья. (Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог).
- Прочитайте, пожалуйста, запись на доске. Определением какого качества характера человека является данное высказывание, взятое из толкового словаря:
… - умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.(Целеустремлённость)
- Это сложное имя существительное, которое образовано от сложного имени прилагательного, какого? С помощью чего оно образовано? (Целеустремленный, -ость, суффиксальный способ)
- Как вы думаете, какие качества присущи целеустремлённому человеку? (Работа парами по карточкам)
смелость ненависть воля злость
доброта решительность настойчивость упорство
жизнерадостность честность лживость терпение
агрессивность трудолюбие старательность корысть
- Чем же отличается целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей?- А вы можете сказать про себя: «Я целеустремлённый»?
- А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.О чём мы будем сегодня говорить? (О целеустремлённости).
- А поможет нам в этом замечательное произведение, которое мы прочитаем сегодня - рассказ «Девочка с камнем». Его автором является Рувим Исаевич Фраерман. 
3. Сообщение о писателе по презентации (Подготовленный ученик).
Рувим Исаевич Фраерман (10 (22) сентября 1891, Могилёв — 28 марта 1972, Москва) — детский писатель.Работал счетоводом, рыбаком, чертёжником, учителем. Участвовал в Гражданской войне Дальнем Востоке (в партизанском отряде) и Великой Отечественной войне.
Автор повестей, преимущественно для детей, «Огнёвка» (1924), «Буран» (1926), «Васька-гиляк» (1929) - частично описаны "николаевские события" , «Вторая весна» (1932), «Никичен» (1933), и романа «Золотой василёк» (1963).
Наиболее известное произведение — «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (1939). По повести поставлены художественный фильм (1962) и радиоспектакль (1971).
4. Чтение произведения.
- Для того чтобы познакомиться с произведением, выберите удобный для себя вид чтения: чтение про себя или жужжащее чтение. При этом помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно.
-А теперь выразительно прочитаем рассказ по частям. (Отдельные ученики).
5. Анализ прочитанного текста. Выстраивание блока-схемы.
- Кто является главным героем рассказа?(Аня Мамедова)
- Чем она вас привлекла? Какие черты её характера понравились вам? Используйте текст в качестве аргументов при ответах на вопросы.
- Даёт ли нам автор описание внешности девочки, её портрет? 
- В ходе анализа рассказа будем составлять в тетрадях и на доске блок-схему. (Выстраивается блок-схема)

- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? С какой целью автор использует данный художественный приём? 
- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (…, так как она плохо говорила по-русски.)
- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет)Чего же ей хотелось? В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема.

- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Почему?(Она поставила перед собой цель.)Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
- Что же она делала, чтобы достичь поставленной перед собой цели? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)
- Какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)
- Как вы думаете, для чего писатель ввёл в текст произведения описание бури? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) О каких чертах характера Ани мы узнали из этого эпизода? (О смелости, решительности. Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)
Продолжается выстраивание блок-схемы.

- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. (… маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)
- Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.)
- Как учительница повела себя, увидев Аню? (…крепко обняла её.) Почему? Выберите ответ и аргументируйте.
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер2) она гордилась девочкой3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу
- Что ещё гордилось девочкой? (Дуб.) А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)
- Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедову – целеустремлённого человека.)
- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)
- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цель и стремилась к её достижению).
- Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации». 
6. Рефлексия.
- Давайте построим синквейн к понятию целеустремлённость:
Целеустремлённость
Важнейшая, самая нужная
Преодолевать, бороться, победить
Терпение и труд всё перетрут
Упорство
7. Домашнее задание
- Выберите одно из заданий:
1)составить характеристику Ани Мамедовой, используя блок-схему; 2) рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?»; 3) написать письмо Ане. 4)Как сложится дальнейшая судьба Ани ?
8. Итоги урока
Школа, где училась Аня Мамедова, стояла на самом краю города, расположенного у подножия высоких гор.Аня Мамедова была маленькая, очень маленькая даже для своих восьми лет — казахская девочка, с чёрными глазами, чёрными косичками, в которых красная ленточка казалась особенно яркой.Ане трудно было учиться, труднее, чем другим детям, так как она плохо говорила по-русски.Но ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других, поэтому никто раньше её не приходил на уроки.Едва только часы, висевшие на стене в учительской, били восемь, как на пороге школы раздавался звонкий голосок:— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и я пришёл!Так говорила Аня учительнице.И какова бы ни была на дворе погода: шёл ли дождь, который часто спускался в долину с гор по каменистой дороге, выпадал ли на короткое время рыхлый снег по колено, стояла ли такая жара, что даже птицы раскрывали клювы, голос девочки всегда звенел на пороге школы в своё время:— Здравствуй, Марья Ивановна! Вот и он — я, Аня Мамедова.
Но однажды утром в долину по той же дороге, по которой приходили с гор дожди, спустилась на город огромная туча, вся в чёрных клочьях, страшных завитках, и налетел ураган. Как на цепях, заскрипел и закачался над улицей воздух. Сначала испугались птицы и улетели в гнёзда. Потом забились под дома собаки. Согнулись до земли молодые деревья, и посыпались с них зелёные, ещё пахучие листья.Такой жестокий был ветер.Марья Ивановна поспешила запереть все двери в школе и закрыть окна на крючки.Она с тревогой смотрела на своё любимое дерево, росшее неподалёку у крыльца. Это был горный дуб, уже старый, с крупными листьями, крепко сидевшими на своих длинных черенках. Он один не сгибался под бурей. Но и он весь звенел и ронял на землю сучья, а шум его листвы проникал даже сквозь стены в школу, где сейчас, кроме учительницы, не было никого.Учеников Марья Ивановна в тот день не ждала. Улица была пустынна. Лишь какой-то дерзкий мальчик пытался перебежать через неё. Но ветер сбил его с ног и унёс неизвестно куда его шапку.Вдруг Марья Ивановна услышала под окном чей-то голос. Она поспешила выйти на крыльцо.Ветер тотчас же обнял её за плечи и с силой повернул к стене. Но когда она обернулась, то увидела у крыльца маленькую девочку. Она держала в руках огромный камень.— Вот и я пришёл! — сказала девочка.Это была Аня Мамедова.Лицо её было бледно, ветер рвал её чёрные косички с яркими ленточками, но маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.— Зачем ты принесла этот тяжёлый камень? Брось его скорей! — крикнула учительница.— Я нарочно взяла его, чтобы ветер меня не унес. Я боялась опоздать в школу, а ветер не пускал, и я долго несла этот камень. И вот я пришла — Аня Мамедова. Дай скорей руку, — сказала девочка, напрягаясь изо всех сил, чтобы не выпустить своей ноши.Тогда учительница, борясь с ветром, подбежала к Ане Мамедовой и крепко обняла её.И так, обнявшись, они вдвоём вошли в школу, а камень бережно положили на крыльцо.Ураган ещё шумел.Но дуб, мимо которого они проходили, заслонил их от ветра, широко раскачивая над ними свои могучие ветви. Ему тоже понравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы, не сгибаясь, крепко стоять под бурей.Он и сам был такой.