Конспект урока по литературному чтению ФГОС Девочка с камнем (4 класс) (смысловое чтение)

Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: Р. Фраерман «Девочка с камнем».
Тип урока:  урок «открытия» нового знания
Цели урока: 
Знакомство с новым литературным произведением «Девочка с камнем», обучая составлению личного мнения о произведении, выявляя авторский замысел посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
Формирование умения давать характеристику главному герою художественного произведения;
Создать условия для воспитания положительных высоких нравственных качеств, в том числе целеустремлённости.
Формирование УУД:
Личностные действия: выбор нравственных ценностей, самооценка. Способность соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом;
Регулятивные действия: формулирование темы урока, оценка, рефлексия
Познавательные действия: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, составление блока-схемы по содержанию рассказа;
Коммуникативные действия:  умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, умение слушать; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей, радость нового дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-  В ходе урока мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах, которые чаще всего задают себе взрослые люди.  А поможет вам в этом не только имеющийся жизненный опыт, моя помощь, но и замечательное произведение, с которым вам сегодня предстоит знакомство.


2. Активизация имеющихся у детей знаний.
- Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется  Оглянись вокруг.
- В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это рассказы.
- А значит описаны реальные люди и события.
Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку.
Дети работают в парах, выделяют эти качества.
агрессивность
ненависть
корысть
злость

доброта
решительность
настойчивость
упорство

жизнерадостность
честность
лживость


смелость
трудолюбие
старательность


- Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие? (Дети перечисляют качества, на доске открываются соответствующие записи.)
- Почему вы для себя отметили именно эти качества?
- А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:
- умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.
- Это качество целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)
- Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению.)
- А вы можете сказать про себя: «Я целеустремлённый»? Сообщите мне об этом сигнальными картами: зелёный цвет – да, я целеустремлённый; красный цвет – нет, я не целеустремлённый человек; жёлтый цвет – я ещё не разобрался в этом вопросе.
- Многие из вас считают себя целеустремлёнными людьми. Какие качества характера должны вы у себя развить, чтобы быть целеустремлёнными? Подчеркните их среди тех качеств, которые вы уже выделили.
Дети индивидуально, самостоятельно работают по карточкам.
- Какие качества вы определили для целеустремлённого человека? (Дети называют, учитель на доске помечает их мелом.)
- Как думаете, отличается ли целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей? Чем?
3.Сообщение целей урока.
Сегодня вы знакомитесь с произведением «Девочка с камнем».Его автором является  Р. Фраерман.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)
Открывается запись:
Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем».
4. Подготовка к первичному восприятию.
Прогнозирование
- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием?
- Рассмотрите иллюстрации к произведению. Просмотрите начало каждого абзаца и последнего предложения в тексте. Сделайте предположение, о чём текст?
При ответе на поставленные вопрос учитывайте цель нашего урока. (Высказывания детей.)
- Конечно, каждый из вас непременно рассказал бы замечательную историю, назвав её «Девочка с камнем».
- А вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его.
5. Знакомство с произведением.
- Для того, чтобы познакомиться с произведением будете:
Попеременно читать по очереди по абзацам (текст только у читающего)
Слушающие задают вопросы, чтобы проверить, понимает ли текст читающий
Помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно.
6. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
- Понравилось ли произведение?
- Оправдались ли ваши ожидания по предположениям, о чём этот текст.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации:
- Какой фрагмент проиллюстрирован?
- Точен ли художник в деталях?
- Совпадает ли его видение с вашим?
Кто в нём привлёк ваше внимание? Девочка привлекла к себе внимание внешностью или качествами своего характера? Используйте сигнальные карты: зелёный – качествами характера; красный – внешностью; жёлтый – не разобрался в этом вопросе.
- Я вижу, что Аня Мамедова привлекла к себе внимание в основном качествами характера. Что же это были за качества? (Дети перечисляют.)
- Чтобы точнее разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к тексту и используем его в качестве аргументов при ответах на вопросы.
- Даёт ли нам автор внешнее описание девочки? (Да.) Используя текст, выделите основное в её описании. Итак, Аня Мамедова была
- Выстраивается блок-схема

- Случайно ли автором повторяются слова «маленькая, очень маленькая»? (Нет.) С какой целью тогда автор использует данный художественный приём? (Если дети не дают на него чёткого ответа, то вопрос остаётся открытым до конца урока.)
- Что вы ещё узнали об Ане? (Ей трудно было учиться.) А почему? Ответьте словами текста. (, так как она плохо говорила по-русски.)
- Плохое знание русского языка заставило Аню смириться с возникающими трудностями? (Нет.) Что же ей хотелось? Используйте в качестве доказательства текст. ( ей хотелось говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
В ходе работы продолжает выстраиваться блок-схема.

- Можно ли Аню Мамедову считать целеустремлённым человеком? Используйте для ответа на вопрос сигналы: зелёный – да, красный – нет; жёлтый – ещё не разобрался в этом вопросе. Почему вы считаете Аню целеустремлённым человеком? (Она поставила перед собой цель.) Какую? (Научиться говорить по-русски хорошо и учиться лучше других.)
- «Чтобы цель осуществить свою, нужны дела, а не мечты».
- Следовала ли Аня Мамедова этому принципу? (Да.) Каким образом? (Раньше всех приходила на уроки. Приходила в любую погоду.)
Продолжается выстраивание блок-схемы.
- Исходя из вышесказанного, какие качества характера вы увидели в Ане Мамедовой? (Настойчивость, упорство.)
- Как думаете, случайно ли введение в текст произведения описание бури? (Нет.) Почему? (При помощи описания бури автор даёт нам возможность узнать о других качествах характера девочки.) Каких? (Смелость, решительность.)
- Почему вы пришли к таким выводам? (Нужно быть смелым и решительным человеком, чтобы отправиться в такую бурю в школу.)
Продолжается выстраивание блок-схемы.

- Какой предстала Аня Мамедова перед учительницей? Прочитайте. ( маленькая фигурка стояла прямо и почти не качалась под бурей.)
- Почему автор показывает героиню именно такой? (Чтобы показать, что на пути к своей цели девочка могла преодолеть любое препятствие, любую преграду и выстоять при этом.)
- Как учительница повела себя, увидев Аню? (крепко обняла её.) Почему? Используйте пальчики для выбора и показа ответа на этот вопрос:
чтобы девочку не сбил с ног ветер
она гордилась девочкой, чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу
- Кто ещё гордился девочкой? (Дуб.) А что его привлекло в девочке? («Ему тоже нравилась эта девочка, которая принесла с собой тяжёлый камень, чтобы не сгибаясь, крепко стоять под бурей.»)
- Автор не случайно вводит в текст описание дуба. Здесь использован приём олицетворения. Кого же олицетворяет дуб? (Аню Мамедова – целеустремлённого человека.)
- Что общего между Аней и дубом? (Умение преодолевать препятствия, стоять крепко на ногах перед лицом серьёзных испытаний.)
- Рассматривание иллюстраций на доске. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Итак, Аня Мамедова была целеустремлённым человеком. Почему? (Умела ставить цели и стремилась к её достижению.)
- Проанализировав это произведение, сделайте вывод, какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку? (Настойчивость, упорство, решительность, смелость.)
- Вернёмся к началу урока: были ли эти качества среди других выделенных вами? (Да.)
- Как думаете, почему авторы, пишущие для детей, рассказывают о тех качествах характера, которые должны быть присущи взрослым людям? (Всё, что есть в человеке, закладывается в детстве.)
- Вы правы. Если сейчас вы в своей душе посеете семена смелости и решительности, настойчивости и упорства, многих других хороших человеческих качеств, то в дальнейшем они непременно прорастут, и вы будете не только уметь ставить цели, но и идти к их достижению.
Составление схем опор по произведению, по биографической справке
Название__________________
Автор________________________
Герои произведения___________
Время и место действия____________
Сюжет:
Начало событий_____________________
Поворотный пункт событий_______________
Проблема_________________ ____________
Решение проблемы__________________________

7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Достигли ли мы цели, поставленной на урок? (Да.) Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.
- А какое качество необходимо вам, чтобы стать целеустремлённым человеком? Ответьте на этот вопрос, выразив и свое мнение о необходимом вам качестве, и об отношении к проведённому уроку: выберите листочек соответствующего цвета: зелёный цвет – работалось с интересом и удовольствием, желтый цвет – всё происходящее на уроке мне было неинтересно, красный – было трудно, нужна была помощь. Прикрепите свой листочек к нашему дереву.
Дети прикрепляют свои листочки на дерево.
- Что же видно, что на уроке вам было легко и интересно, каждый из вас внёс посильный вклад, чтобы урок был именно таким. Я думаю, что каждый из вас задумается о цели своей жизни и будет стремиться к её достижению. Следующая ваша цель – выбрать по силам домашнее задание и выполнить его, оценив свою работу.
Домашнее задание: перечитать произведение (с. 38 – 40),
1) составить словесный портрет Ани Мамедовой с привлечением текста 2) письменно составить словесный портрет целеустремлённого человека 3) рассуждение на тему: «Целеустремлённый ли я человек?»
- У меня тоже есть цель в жизни: превращать гадких утят в белокрылых лебедей. Я рада, что каждый день позволяет мне приближаться к осуществлению этой цели: мои гадкие утята, ничего не умеющие малыши, постепенно превращаются в прекрасных белоснежных лебедей, моих любимых четвероклассников. Я рада, что вы у меня есть – озорные и непослушные, добрые и весёлые, умные и всё понимающие. Поверьте: мне будет очень грустно с вами прощаться, так как дорог каждый из вас. Поэтому я уже сейчас хочу дать наставление. Оно лежит в конверте у каждого из вас. (Дети открывают конверты, где лежит рисунок дуба с пожеланием:
О том поразмыслив, что ждёт впереди,
Цель выбрав благую, к ней прямо иди.
- Закончить урок мне хочется словами великого немецкого писателя Гёте: «Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»
- Спасибо за урок. Все свободны.



Приложение 1
Фраерман «Девочка с камнем».
1. Среди предложенных качеств выбери только те, которые должны принадлежать нравственному человеку. Отметь их знаком *.
- агрессивность - доброта - жизнерадостность - смелость - ненависть - решительность - честность - трудолюбие - корысть - настойчивость - лживость - старательность  - злость - упорство

2. Среди выделенных тобою качеств выбери те, которые должны принадлежать целеустремлённому человеку. Подчеркни их.

3. Отметь знаком
· правильный ответ на вопрос: почему учительница крепко обняла девочку?
1) чтобы девочку не сбил с ног ветер 2) она гордилась девочкой 3) чтобы девочка смогла положить камень и войти в школу




Приложение 2
О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________
О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________
О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________
О том поразмыслив, что ждёт впереди, Цель выбрав благую, К ней прямо иди.
«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации» Гёте
_______________________





Приложение 3
Составление схем опор по произведению, по биографической справке

Название__________________
Автор________________________
Герои произведения___________
Время и место действия____________
Сюжет:
Начало событий_____________________
Поворотный пункт событий_______________
Проблема_________________ ____________
Решение проблемы__________________________

Составление схем опор по произведению, по биографической справке

Название__________________
Автор________________________
Герои произведения___________
Время и место действия____________
Сюжет:
Начало событий_____________________
Поворотный пункт событий_______________
Проблема_________________ ____________
Решение проблемы__________________________
Используемая литература:
«Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы» Учитель русского языка и литературы Звонаревокутской СОШ Притченко Наталья Николаевна.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 2ђ Заголовок 115