Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему Обобщающий урок по разделу Я и мои друзья


Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Янкина Светлана Ивановна
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2012)
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Тип урока: урок - обобщение.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных ) учащихся 2 класса в предметной области литературное чтение по теме «Я и мои друзья».
Задачи :
Образовательные:
- совершенствовать навык выразительного чтения и навык осознанного чтения целыми словами;
- формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку);
- соотносить основную мысль рассказа с пословицей.
Развивающие:
- развивать интерес к чтению, умение объяснять своё отношение к прочитанному ;- выявлять авторское отношение, развивать любознательность, творческие способности.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим людям;
- способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Личностные результаты:
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчиости.
Метапредметные результаты обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Предметные результаты обучения:
1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
4) Развитие творческих способностей.
Средства (оборудование):
1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);
2)карточки с заданием;
3)проектор-компьютер, нетбуки;
4)листы А-3, фломастеры.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты: формируемые УУД
1. Эмоциональное начало урока.
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
- Встанем в круг и поприветствуем друг друга.
- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия.
Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия :- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
Настраиваются на работу. Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
2. Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися
а) прослушивание стихотворения о дружбе.
б) диалог, основанный на предположениях детей
в) Игра «Найди друга»(установи соответствие)
ФИЗМИНУТКА (использование ИКТ) Учитель предлагает прослушать стихотворение
«Есл Если дружба есть на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать,
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших, славных дел.
Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке?
- Что мы знаем о дружбе и друзьях?
- Сегодня я предлагаю вам пролистать ещё раз страницы раздела « Я и мои друзья»
Задание №1: Учитель проводит игру «Найди друга» .- Возьмите каждый на столе карточку и найдите своего друга – установите соответствие.
В.Осеева «Хорошее», «Волшебное слово»
Ю. Ермолаев «Два пирожных »
В. Лунин «Я и Вовка»
Н. Булгаков» «Анна, не грусти!»
В. Берестов «За игрой»
-Какие учебные задачи предстоит решить?
- Давайте немного отдохнём.
Учащиеся прослушивают стихотворение
Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания стихотворения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Дружба».
Учащиеся
устанавливают соответствие автора и название произведения
Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока.
Учащиеся повторяют движения животными под музыку. Познавательные:
Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах.
Регулятивные:
формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Учащиеся, которым попалась карточка с автором - ищут своего друга, у которого карточка с названием произведения.
3. Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение раздела по теме « Я и мои друзья»
а)работа в парах (использование ИКТ) Слайд № 2
Слайд №3,4
б) «Собери пословицу.» -работа в группах, подбор пословиц к произведениям.

ФИЗМИНУТКА
Слайд 5
Задание №2: Учитель предлагает учащимся упражнение «Да, нет»
- Выберите только верные утверждения. 1. В рассказе «Хорошее» повествуется о хороших поступках, которые совершал главный герой. 2. В рассказе «Анна, не грусти» Аня грустит из-за того, что попала в больницу. 3. Волшебное слово, которое шепнул старичок на ухо мальчику, было «Пожалуйста». 4. Два пирожных в одноименном рассказе съела младшая сестра, которая помогла маме вымыть посуду. 5. «Я и Вовка» - рассказ В.Лунина о лучших друзьях. 6. Мальчик из рассказа «Почему» свалил вину на собаку из-за вредности. -Проверьте по образцу. (Слайд 2)
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Посмотрите на экран.
Задание 3. Найди в рассказах ответы на вопросы.
1гр. 1. В рассказе Н. Булгаковой “ Анна, не грусти!” девочки Аня и Катя Катя понимают, что стали настоящими подругами.
Найди в рассказе строки, которые могут это доказать.
2 2. В одном из рассказов герой узнаёт “волшебную силу” добрых слов.
Как меняется отношение окружающих к герою, подбери примеры из текста.
.
3гр. 3. Кого можно было назвать “другом” в рассказе В. Осеевой
“Почему?”
4гр. 4. Как вы понимаете смысл выражения: “уйти в обиду”?
В каком произведении герои смогли с ней справиться?
5. Можно ли назвать Вовку из стихотворения “Я и Вовка”
Т другом?
Обоснуй свой ответ.
ЗадаЗадание 4. Восстанови пословицы и поговорки. ( На листочках)
Игра « Пословицы и поговорки о дружбе и семье»
Не мил свет, а зло забывай.

Дружбу помни, есть доля правды.
В каждой шутке когда друга нет.
Всё хорошо, добру учит.
Лучше хорошо поступить что хорошо кончается.
Добрый человек чем хорошо говорить.
- Определите, к какому произведению из раздела подходит каждая пословица.
Учитель предлагает взять на столе карточки, на которых записаны отдельные отрывки из рассказов и отдельно названия рассказов и отдельно герои рассказов. Даёт сигнал начала игры.
- Продолжим работу и поиграем в игру «Суета». Возьмите карточку. Прочитайте. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды. (отрывок, произведение, героев своего рассказа).
Задание 5: Игра «Допиши словечко».
- На доске записаны только начальные строки стихотворения, ваша задача найти из предложенных мною слов нужное и прикрепить на доску. (если интерактивная доска, то просто дописать слово).
Мы ссорились, ………..
И спорили ……..,
Но очень подружились
За нашею ………
Игра игрой ………,
Кончается ……….,
А дружба ………
Ура! Ура! Ура!
- Посмотрите на слайд, сравните с оригиналом.
-Как называется это стихотворение, кто автор?
Учащиеся, взаимодействуют в парах на нетбуках, оставляют верные утверждения, остальные стирают, осуществляют самопроверку.
Учащиеся читают вопрос, ищут ответы на вопросы в тексте произведения, участвуют в беседе.
Объединяются в группы.
Взаимодействуя в группах, учащиеся на карточке соединяют начало пословицы и её продолжение. Определяют к какому произведению подходит та или иная пословица.

Учащиеся по одному выбегают к столу со словами, выбирают необходимое слово и прикрепляют на доску. Определяют автора и название стихотворения.
В. Берестов «За игрой».
Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата.
Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе:
-коллективного обсуждения;
-самоанализа. Познавательные:
Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Умение работать с нетбуком.
Коммуникативные:
Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах.
Регулятивные:
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,   осуществлять взаимоконтроль , самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона.
Личностные :Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Познавательные:
Развитие навыка чтения, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
.Регулятивные:
Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения
Познавательные:
развитие операций мышления .Регулятивные:
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.
Познавательные:
Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета.
Коммуникативные:
Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога. Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Осуществлять взаимоконтроль.
4.
5. Рефлексия. Выполнение тестов по системе
PROClass/
Подведение итогов в личностном, эмоциональном, беседа
СинквейнВозьмите каждый свой пульт, и ответьте на вопросы теста, нажимая на выбранный вариант ответа на пульте.
Оцените свою работу.
Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы:
Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?
Предлагает учащимся встать в круг «Дружбы»
-Встаньте, пожалуйста, в круг»дружбы», передавая друг другу игрушку – солнышко, подарите улыбку и доброе слово своему соседу.
-Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте будем бережно относиться к своим друзьям!
Сделайте вывод. Что такое дружба? Учащиеся составляют синквейн, затем учитель показывает на слайде готовый синквейн о дружбе. Учащиеся работают с тестом по системе прокласс. Оценивают свою деятельность, сравнивая по таблице результатов.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют.
Дети встают в круг и передают друг другу игрушку - сердечко, при этом они “дарят” улыбку и доброе слово своему соседу.
Учащиеся составляют синквейн:
1.Дружба.
2.Верная, крепкая.
3.Доверять, помогать, не предавать.
4.Не оставлять друга в беде.
5.Верность...
Личностные:
формирование нравственных ценностей учащихся: честности, отзывчивости, доброжелательности, готовности к дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается .познавательные:
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные:
Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.
Познавательные:
- Сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные:
Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Учитывать другие мнения
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты.
Приложение
Задание №4:
Восстанови пословицы и поговорки.
Определите, к какому произведению из раздела подходит каждая пословица.

Не мил свет, а зло забывай.

Дружбу помни, есть доля правды.
В каждой шутке когда друга нет.
Всё хорошо, добру учит.
Лучше хорошо поступить что хорошо кончается.
Добрый человек чем хорошо говорить.
Физминутка «Суета»
«Старик разгладил длинную бороду.
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…. Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…..»
«Немного погодя Оля вернулась в комнату за Наташей.
- Что же ты не идёшь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.» 3. « К ней только что приходила Аня, ещё даже не ушла, и всё вокруг неё там, в больнице, уже совсем другое, не грустное, даже не чужое, потому что Аня ещё когда -нибудь придёт, пусть не сегодня……»
«Анна, не грусти!» Аня, Катя, папа.
« Два пирожных» Наташа, Оля, мама.
«Волшебное слово». Бабушка, Павлик, Ленка,брат.