Нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек»


Урок литературного чтения
Тема: Нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек»
Цель: наблюдение за поступками, характерами главных героев и персонажей книги.
Ход урока
ОргмоментМы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы для себя сделать открытие? (быть внимательными и наблюдательными)
Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.
Введение в тему
Предлагаю вам разгадать кроссворд. Узнайте авторов произведений и прочтите по вертикали фамилию писателя, чье произведение будем исследовать.
5361641206504
3
1..
2
5
6
004
3
1..
2
5
6

«Сверху вниз, наискосок» (Драгунский)
«О мальчиках и девочках» (Маршак)
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» (Толстой)
«Приятная встреча» (Заходер)
«Растрёпанный воробей» (Паустовский)
«Отчего идёт дождь» (Родари)
Какое слово появилось по вертикали? (Гайдар)
Знаком ли вам этот писатель? А знаете ли вы, что Гайдар – это псевдоним писателя. Настоящая фамилия – Голиков. Существуют 3 версии о происхождении этого псевдонима. Сам автор однозначно и чётко о происхождении псевдонима «Гайдар» не писал. По одной версии имя «Гайдар» сложилось из первых букв, имея в виду, что «Г» в этом имени означало «Голиков», «ай» — «Аркадий», а «дар», как бы перекликаясь с героем Александра Дюма Д’Артаньяном, «на французский манер» означало «из Арзамаса». Таким образом, имя «Гайдар» расшифровывается как «Голиков Аркадий из Арзамаса».
Вторая версия
Владимир Солоухин в книге Солёное озеро приводит рассказ, согласно которому псевдоним «Гайдар» связан с его деятельностью. В 1922—1924 годах у нас в Хакасии искал он банду Соловьева. И самого Соловьева ему хотелось поймать. Его из Москвы специально прислали Соловьева ловить. А прилепилось это словечко к нему потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» , что с хакасского переводится «куда ехать»?
Третья версия происхождения псевдонима и фамилии: с украинского «гайдар» — это пастух овец. У Аркадия с гайдарами связано детство, так как он проводил с ними по нескольку летних месяцев несколько лет подряд. И эти места, и воспоминания детства настолько ему понравились, что он и выбрал себе псевдоним Аркадий Гайдар.
Рассказ ученика о творчестве писателя.
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным. Из воспоминаний сестры: «Родители не очень нас стесняли в наших играх. Нам разрешалось перевернуть все вверх дном, но при условии, чтобы мы за собой убрали, и это условие выполнялось нами, как закон».
Отец Гайдара – был школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков.
Мать – Наталья Аркадьевна, работала сначала учительницей, позже медсестрой.
В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры.
Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет. Родители всячески поощряли творческие способности сына, тем более, что отец сам любил придумывать для детей веселые стишки и частушки, а мать, укладывая их спать, напевала им собственные колыбельные песни.
В 1912 году семья переехала в Арзамас. А в 1918году, скрыв свой возраст (Гайдару было 14 лет), ушел добровольцем в Красную Армию.
Закончил командирские курсы и в 16 лет уже командовал полком.
В 1927 году приехал в Москву, где создал произведения, принесшие славу. Он стал одним из самых читаемых детских писателей того времени. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Аркадий Петрович ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.
Писатель погиб в бою с фашистами 26 октября 1941 года.
ФизминуткаОпределение темы урока. Постановка цели.
Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые в детстве читали ваши папы и мамы, дедушки и бабушки. И вот настал ваш черёд открыть для себя мир повестей и рассказов Гайдара. На нашей выставке представлены книги А.П.Гайдара. Эти книги и многие другие вы найдёте в библиотеке.
Откройте стр. и прочитайте название произведения («Чук и Гек»). Над этим произведением мы будем работать несколько уроков.
Предположите, что могут обозначать эти слова.
Похожи ли они на имена мальчиков?
Вспомните, всегда ли вас дома называют по имени?
Какими ласковыми словами называют вас дома?
Существуют 2 версии происхождения этих имен. По одной из них имена Чук и Гек - это русифицированные Чак и Джек, т.к. в 30 годы очень были популярны иностранные имена. По другой версии в первом издании (четырехтомном) говорится о том, что отец называет мальчиков Сергей-Сергек – Гек. Второго звали Владимир. Вова – Вовчук – Чук.
Давайте определим тему и цель нашего урока. (наблюдение за поступками, характерами главных героев Мы будем учиться давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье на примере братьев из произведения А.П. Гайдара «Чук и Гек». )Работа по теме урока
Прочитайте название первой части. («Телеграмма»)
Кто знает значение этого слова? (см. в толковом словаре)
Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.
Телеграф – система связи при помощи электрических сигналов.
(чтение первой части с остановкой.)
Помните ли рассказ, в котором членов семьи тоже разделяет огромное расстояние? («Растрепанный воробей» К.Паустовский)
А в рассказе Гайдара похожая ситуация? (Да, Чук и Гек жили с мамой в Москве, а папа работал возле Синих гор в лесу)
Предположите, что за «Синие горы»?
Почему они «Синие»? (Эти горы находятся так далеко, и они такие высокие, словно сливаются с синим небом)
Можем ли мы найти такое географическое название на карте? (Нет)
Давайте найдём на карте подходящие под описание горы. Возможно это Уральские горы.
Посмотрите по карте, какое расстояние отделяет их от отца.
Как переживают разлуку члены семьи? Найдите фрагменты , которые описывают эти переживания.
Кстати, длительная ли эта разлука? (Целый год)
Разве это справедливо, когда близкие люди живут далеко друг от друга?
Почему это произошло?
Понятны ли вам переживания этой семьи?
Что мы узнали о мальчиках? (Они любят веселиться, прыгать скакать)
(Продолжение чтения первой части)
Прочитав до конца первую часть, давайте ответим на вопрос: что еще узнали о героях? (Заполнить таблицу. По кабинету развешаны опоры с характеристиками героев. Подтверждают фрагментами из текста.)Чук Гек
Запасливый Разиня
Любит мастерить Умеет песни петь
Любит порядок Честный
Может схитрить Вспыльчивый Предположите, сколько лет героям? Кто из них старше? Найдите подтверждение в тексте.( Дошкольники, шесть и семь лет. Чук старше Гека)А помните ли вы себя маленькими? Кто больше похож на вас в детстве: Чук или Гек?
Вам не кажется, что С.Маршак прав: некоторые мальчики действительно сделаны «из улиток, ракушек и зелёных лягушек»? Разве не так? Приведите пример, из чего «сделан» Чук.
Как вы думаете, понимает ли Чук, что телеграмма – это нечто важное и ценное, или он слишком маленький для этого?
Что для Чука «ценности»? Чтобы ответить на этот вопрос перечитайте текст с того момента, когда в комнату вошёл почтальон.
Рефлексия
Какую цель мы ставили с вами? (узнать характер мальчиков). Получилось ли у нас? Что вы узнали о мальчиках из первой части?
Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?
Предположите, какие последствия может вызвать этот поступок братьев?
Чему же учит нас этот рассказ?
А что было на самом деле в телеграмме, мы узнаем на следующих уроках.
С каким настроением мы с вами заканчиваем работу?
Кто доволен своей работой?
Кто на следующем уроке будет стараться работать лучше, чем сегодня?
Какое задание вы бы хотели получить к следующему уроку? (перечитать первую часть и ответить на вопрос, почему в данном случае можно с уверенностью сказать: «Так делать нельзя»)