Конспект урока литературного чтения в 3 классе Л.Н.Толстой Прыжок


Открытый урок литературного чтения по теме:
Л. Н. Толстой «Прыжок».
Цели:
Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям;
Развитие умения вдумчивого чтения;
Воспитание человека, который умеет оценивать поступки в сравнении.
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с Вами познакомились с одним из произведений Л. Н. Толстого «Акула».
- Проверку домашнего задания мы проведем в виде тестирования. Вам необходимо на листочках записать букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
Тест.
Как мальчики оказались в открытом море?
О. Они упали в воду с корабля.
П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
В. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
Ж. Его сковал страх за детей, за сына.
З. Ему было все равно, что происходило в море.
5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?
О. Визг одного из мальчиков.
П. Крики матросов.
6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
И. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
К. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.
- Итак, ребята, если вы правильно ответили на вопросы теста, то вы сейчас назовете название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться.
- Ребята, рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
ІІІ. Речевая разминка.
- Проведем речевую разминку. Для чего она нужна? (Ответы детей).
Фотограф.
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей»!
Мышь пищит: « Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю,- грозится ёж,-
Если снимок не пришлешь».
Валентин Дмитриевич Берестов
- Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).
ІV. Самоопределение к деятельности.
- Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого.
- Откройте в учебнике стр.
- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).
- Какие  цели поставим на уроке? (Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).
- Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)
- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?
- Что означает слово “прыжок”?
- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)
V. Словарная работа.
- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых слов.
Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.
Палуба-пол на корабле
Каюта-комната на корабле
Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.
Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см
Два аршина - около полутора метров. (Показать)
Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.
Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение
ФизминуткаVI. Первичное знакомство с текстом
- А сейчас мы прослушаем и посмотрим диафильм «Прыжок». Слушаем внимательно.
III. Изучение нового.
(слушаем до слов: Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи)- Ребята, угадали ли мы о чем этот рассказ?
– Где происходит действие рассказа? – На корабле.
– Почему на корабле держали обезьяну? – Для забавы. Путешествие было долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками
IV. Физкультминутка
Давайте попробуем изобразить обезьянок.
V. Продолжение работы над текстом.– Как мальчик оказался на корабле? – Он сын капитана.
– Сколько лет было мальчику? – 12.
– Что сделала обезьяна со шляпой мальчика? – Сорвала с головы мальчика, утащила на мачту и начала рвать её.
– Как вы думаете, что будет делать мальчик? – Может быть, полезет догонять обезьяну и отбирать шляпу? А я думаю, что он посмеётся со всеми, что ему шляпы жалко, что ли?
Давайте сейчас прослушаем рассказ дальше. Рассказ слушается до слов «Все молча, смотрели на него и ждали, что будет дальше».
- Угадали мы, что будет дальше?
– Да, угадали те, кто предположил, что мальчик полезет на мачту за обезьяной. Что помогло вам догадаться? – Мальчики часто так поступают. Когда их дразнят, они кидаются в драку или вдогонку за обидчиком.
– Сумел ли он догнать обезьяну? – Нет, обезьяны лучше людей карабкаются по перекладинам.
– Как высоко забрался мальчик? – Высоко. До самого верху. 
– Почему мальчик не остановился? – Он очень раззадорился. Матросы смеялись над ним, обезьяна подманивала его всё выше и выше.
– Что произойдёт с мальчиком, если он потеряет равновесие? – Он упадёт на палубу и разобьётся.
– Что же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет в море?
– Давайте слушать дальше, уж очень хочется узнать, что случится.
Слушаем до конца.
– Чьи же предположения оправдались? Что помогло вам догадаться? – Мы думали, что в море прыгнуть легче, чем слезть по мачте вниз.
– Для чего отец мальчика вынес ружьё? – Стрелять чаек. 
– Почему он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду?» – Мальчик зашатался, мог упасть на палубу и разбиться. «А может, он хотел убить сына, чтобы он не мучился?» «Нет, он просто хотел напугать его, чтобы он очнулся от страха и послушался отца».
– Давайте найдем и прочитаем в тексте этот отрывок.
– Дети перечитывают и находят строчки «Мальчик шатался и не понимал... и как только отец крикнул … мальчик ... прыгнул.» – Да, отец не хотел убивать сына.
– Как вытащили мальчика из моря? – Матросы спрыгнули в море и вытащили мальчика.
– Сколько секунд он был под водой? – 40
– Попробуем и мы задержать дыхание на 40 секунд. – Не все могут. Это трудно. Мальчик тоже наглотался воды.
– Почему же отец так страшно закричал и заплакал, ведь сын остался жив? – Он очень сильно испугался за сына.
– Какие чувства вызывает у вас поступок отца? – Мне жалко его, ведь он так сильно переволновался. А я уважаю его, ведь он спас сына. Я думаю, он очень смелый и сильный человек, если так спокойно смог прицелиться в сына, ради его спасения.
VI. Физкультминутка
Давайте сделаем разминку для мышц плечевого пояса и спины. Поплывём по морю брассом, кролем, а теперь, как умеете.
VII. Итог урока.
- Ребята, мы с вами познакомились с двумя очень интересными рассказами Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок».
-Похожи ли эти два рассказа? – Да, похожи. Место действия происходят на корабле. Похожи они настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать и не теряться.
- А чем рассказы отличаются? – В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать текст. Подготовить пересказ от имени мальчика.