Конспект урока литературного чтения. Тема: Русская сказка «Мена».


Тема Русская сказка «Мена».
Цель темы Создать условия для знакомства обучающихся с русской сказкой «Мена».
Планируемые результаты Предметные умения УУД
-умеют анализировать художественные произведения;
- умеют читать по ролям;
-закрепят навык чтения. Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока ОНЗ («открытия» нового знания)
Ресурсы Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение», 2 класс, 2 часть.
№ Этап урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося
1 Мотивирование к учебной деятельности Весело звенит звонок, Начинаем наш урок.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Приветствуют учителя.
2 Актуализация знаний
УЗ «Проверка домашней работы»
- Начнем урок с проверки домашнего задания. Кто скажет, что было задано на дом?
- Устроим конкурс чтецов. Оценивать чтеца будем по следующим критериям:
1)Называет автора и заглавие стихотворения;
2)Читает без ошибок;
3) Интонационно выделяет главное слово в предложении, читает выразительно.
- Кто был лучшим чтецом? -Выразительное чтение стихотворения «Жадина». Оценивают дети.
3 Постановка цели урока. УЗ «Наводящая беседа»
-Мы прочитали стихотворение «Жадина». Чему учит эта история?
-Встречались ли в жизни с такими ситуациями?
-Как вы себя при этом чувствовали?
-Считаете ли вы себя жадиной? Почему?
-В каких случаях нельзя быть жадиной?
-А, например, вас просят дать списать домашнюю работу, в этом случае вы – жадина?
-Как можно поступить, чтобы и своё не потерять, и не оказаться жадиной?
-В чём суть обмена?
-Кто из вас хоть раз совершал обмен?
-Что на что вы меняли?
- Лариса, давай поменяемся: я тебе ручку, а ты мне - телефон? Согласна?
-Т.е. главное условие обмена -…? - На с 88 прочтите название сказки, что оно означает?
- Подберите родственные слова к слову мена.
-Какие задачи поставим перед собой на урок? -Не быть жадным.
Высказывают мнения.
- Поменяться.
- …должен быть равнозначным.
- Обмен, менять…
- Прочитать сказку, извлечь из сказки урок.
4 Восприятие(Реализация построенного проекта). УЗ «Продолжи сказку».
- Давайте прочитаем сказку и посмотрим о чем же она. (Читаю до момента, когда мужик нашел кусок золота.)
-Предположите, что будет дальше?
-Что бы сделали вы, если бы у вас оказался кусок золота размером с конскую голову?
Читаю сказку до конца.
УЗ «Словарная работа».
-Какие незнакомые слова вам встретились? (мужик-серячок - обычный, ничем не примечательный человек, купец - человек, у которого есть своё торговое предприятие, барышник - торговец лошадьми, овчар - работник, ухаживающий за овцами, коробейник – продавец, ходивший со своим товаром по деревням, плетень - изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.)Высказывают мнения
мужик-серячок
барышник
купец
овчар
коробейник
плетень
5 Осмысление
(первичное закрепление с проговариванием во внешней речи) УЗ «Анализ сказки»
-Какие чувства вызвала у вас сказка?
- Кто главный герой сказки?
-Почему сказка называется «Мена»?
- Как у старика оказался такой большой кусок золота?
- Почему старик остался ни с чем?
-Это сказка. А могла ли такая история произойти на самом деле?
-Как вы думаете, как можно охарактеризовать старика: он глупый, добрый, наивный, простодушный?
-А можно ли сказать, что он счастливый?
-Что на самом деле потерял старик?
-Чему учит эта сказка?
Физкультминутка. Высказывают мнения.
- Главный герой мужичок-серячок.
- Сказка про обмен.
Высказывают мнения.
- Сказка учит тому, что не в деньгах счастье.
6 Закрепление (Включение в систему знаний и повторение). УЗ «Чтение по ролям»
-Выберите любой отрывок из сказки, прочитайте его по ролям с соседом по парте (выборочно спросить несколько пар).
УЗ «Работа с вопросами из учебника»
- Теперь поработаем по вопросам из учебника. Читаем первый вопрос.
Фронтальная проверка.
Читают отрывок в парах.
- Впиши в кружочки цифры в том порядке, в котором шел обмен.
Выполняют задание.
7 Итог(Рефлексия учебной деятельности на уроке ) -Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока: прочитать сказку, извлечь из неё урок для себя.
-С первой задачей справились?
-Какой урок извлекли из сказки?
Обобщают, делают выводы. Оценивают свою работу.
- Не в деньгах счастье, а человеческой доброте, преданности друг другу, любви.
8 Инструктаж по выполнению домашней работы - Дома подготовьте пересказ сказки «Мена».
Записывают д/з.