Конспект урока литературного чтения на тему К. Г . Паустовский Первый зимний день


Тема урока: К. Г. Паустовский «Первый зимний день»
Педагогическая цель: способствовать формированию умений пересказывать фрагменты текста, понимать позицию автора, объяснять значение слова в контексте произведения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о чувствах и зрительных образах, которые вызвало произведение; объясняют переносное значение отдельных слов, фразеологизмов.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Образовательные ресурсы: портрет, презентация.
Ход урока.
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии.
- О чём мы говорили на прошлом уроке? (чтение отрывков стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы»)
На доске вы видите портрет писателя и даты его жизни. Кто знает фамилию этого человека? Это Константин Георгиевич Паустовский. Чем мы будем заниматься на уроке? (Знакомиться с его произведением.)
Совершенно верно. Откройте учебники на странице 112 и сформулируйте тему урока. («К. Г. Паустовский "Первый зимний день"».)
III. Постановка учебной задачи.
-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте цели урока.
Познакомиться... (со сведениями из биографии К. Г. Паустовского).
Прочитать... (произведение К. Г. Паустовского «Первый зимний день»).
Проанализировать... (это произведение).
Учиться... (выразительно читать новое произведение).
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.Знакомство с биографией К. Г. Паустовского. Просмотр презентации по литературному чтению «Жизнь и творчество К. Г. Паустовского».
2.Чтение первого абзаца произведения учителем.
3.Проверка первичного восприятия прочитанного.
-Почему автору показалось, что он оглох во сне? (Было очень тихо.)
4.Наблюдение за ролью средств художественной выразительности (эпитетами, олицетворениями) в тексте.
Какая тишина наступила за окнами? (Необыкновенная тишина.)
Как автор называет необыкновенную тишину? (Он называет ее «мертвой».)
-Может ли тишина быть «мертвой»? В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (Нет, не может. Она неживая. В переносном.)-Яркое представление о предмете, подчеркивающее в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному и несущее особо выразительные свойства в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, называется эпитетом.
Автор приписывает неодушевленным предметам качества живых людей, это украшает текст. Такой прием в литературе называется олицетворение.
Итак, олицетворение - это литературный прием, заключающийся в придании живых черт не олицетворенным, то есть неживым, предметам. Этот прием широко использовался практически всеми классиками. Олицетворение позволяет передать настроения героев, более полно передать картину того, что творится в описываемом обществе и как тот или иной его член относится к определенным событиям.
-Если камни начинают думать, деревья печалиться, природа переживать - то перед вами абсолютно точно олицетворение.
Физминутка.
5.Продолжение чтения рассказа детьми.
6.Наблюдение за ролью средств художественной выразительности (эпитетами, олицетворениями, сравнениями) в тексте.
Прочитайте, как автор описывает начало зимы? (День как будто дремал.)
Как вы понимаете выражение «день как будто дремал»? (Было так тихо, спокойно)
Может день дремать? (Нет. Дремать могут только живые предметы.)Как называется прием в литературе, когда неодушевленные предметы изображают как живые? (Олицетворение.)
Запишите выражение «день как будто дремал» в нашу таблицу.
Найдите в тексте на страницах 113-114 все олицетворения, эпитеты и сравнительные обороты.
V.Первичное закрепление.
Как относится автор к зиме? Подтвердите свой ответ строчками из текста. («Он любит зиму, ...зима показалась нам такой же прекрасной, как лето».)
Почему зима кажется такой же прекрасной, как лето? Ответьте строчками из текста. (Последний абзац на с. 114.)
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
-Выполните задание 1 на странице 34 в рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (Слайд, картинка )VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Выпишите все средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения) из текста на страницах 113-114 в таблицу.
Олицетворения Эпитеты Сравнения
Умер дождь Необыкновенная тишина Как стеклянный дождь
Умер ветер Мертвая тишина Прекрасной, как лето
Умер сад Шумливый сад День дремал Беспокойный сад Зима начала хозяйничать VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание: задания 2-3 на с. 35 в рабочей тетради 1.