Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.08 Химия для рабочих специальностей

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЖЕЛЕЗНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины ОДБ.08 Химия

для профессии 15.01.05; 15.01.25; 21.01.08; 23.01.09; 23.01.03; 09.01.03.
























ОДОБРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией

Протокол № ____ от ________ 20____г

Председатель __________
Составлена в соответствии с
обязательным минимумом и примерной программой Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 10-89 и уровню подготовки выпускника по профессии 15.01.05; 15.01.25; 21.01.08; 23.01.09; 23.01.03; 09.01.03.
Заместитель директора по УР и ТО
_____________ 20____г
_____________ О.П.Акимкина











Организация-разработчик: ОБОУ СПО «Железногорский ПК»









Разработчик: Толкачева Г.И. - преподаватель ОБОУ СПО «Железногорский политехнический колледж»

Рецензенты : Иванова Н.А – преподаватель ОБОУ СПО «Железногорский горно–металлургический колледж»
Проценко Т.Н – преподаватель, зам.директора по УР ОБОУ СПО «Железногорский горно–металлургический колледж»





СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации учебной дисциплины

14

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

17




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 15.01.05; 15.01.25; 21.01.08; 23.01.09; 23.01.03; 09.01.03. на основании примерной программы учебной дисциплины «ХИМИЯ», разработанной ФГУ (Федеральный институт развития образования), 2008 г.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
называть: изученные вещества по международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

1.4 Выписка из образовательного стандарта профессии
190631.01 Автомеханик

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Квалифицированный рабочий должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности,нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
- внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 39 часов.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
181

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
142

в том числе:


практические занятия и лабораторные работы
16

Самостоятельная работа студента (всего)
39

Внеаудиторная самостоятельная работа студента
39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта во втором семестре


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ХИМИЯ»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.




Раздел 1. Общая и неорганическая химия

Т. Л/р С/р
80 10 30



Тема 1.1.
Основные химические понятия и законы химии.
Содержание учебного материала




Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
12
2


Самостоятельная работа. Химические технологии, биотехнологии и нанотехнологии - составление конспектов. Ответы на контрольные вопросы по учебнику. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
4


Тема 1.2.
Периодический закон и периодическая
система Д.И. Менделеева в свете современных представлений о строении атома.
Содержание учебного материала
8
2


Периодический закон Д.И. Менделеева, его современная формулировка. Периодическая таблица химических элементов. Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых и больших периодов. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.




Самостоятельная работа. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях – подготовка докладов.


2


1
2
2
4

Тема 1.3.
Строение вещества.
Содержание учебного материала
16
2


Ионная химическая связь. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Полярность связи и полярность молекулы. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Минералы и горные породы как природные смеси.




Лабораторные работа.
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

2



Самостоятельная работа. Проработка конспектов. Ответы на контрольные вопросы по учебнику. Подготовка докладов - эмульсии и суспензии, золи (в том числе аэрозоли) и гели, коагуляция, синерезис.

4


Тема 1.4.
Вода. Растворы. Электролитическая
диссоциация.
Содержание учебного материала
12
3


Вода. Растворы. Растворение. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
.





1
2
3
4


Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации.

2



Самостоятельная работа. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Составление конспекта: растворение как физико-химический процесс, тепловые эффекты при растворении, кристаллогидраты, жесткость воды и способы ее устранения. Интернет: применение воды в технических целях, минеральные воды.

6


Тема 1.5.
Классификация неорганических соединений и их свойства.
Содержание учебного материала
12
3


Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Их классификация. Гидролиз солей. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Оксиды: свойства, классификация. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.





Лабораторная работа. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
°Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

2



Самостоятельная работа. Ответы на контрольные вопросы по учебнику, выполнение химических превращений. Составление конспекта: правила разбавления серной кислоты; использование серной кислоты в промышленности. Доклады: едкие щелочи, их использование в промышленности; рН раствора; кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.
6



1
2
3
4

Тема 1.6.
Химические реакции.
Содержание учебного материала
8
2




Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций, химическое равновесие.




Лабораторная работа. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры.
2



Самостоятельная работа. Составление конспекта: электролиз, его практическое применение, гальванопластика, гальваностегия, рафинирование цветных металлов.
4


Тема 1.7.
Металлы и неметаллы.

Содержание учебного материала
22
3


Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.




Лабораторная работа. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.
1



Практическая работа. Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
1



Самостоятельная работа. Составление схемо-конспекта: коррозия металлов и её виды, зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды, способы защиты металлов от коррозии. Рефераты: история отечественной черной металлургии, современное металлургическое производство, производство чугуна и стали.
4




1
2
3
4

Раздел 2
Органическая химия



46 6 9


Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала
8




1


Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Классификация органических веществ. Гомологи и гомология. Номенклатура IUPAC. Классификация реакций в органической химии..




Самостоятельная работа. Проработка тем: классификация и назначение каучуков, классификация и назначение резин, вулканизация каучука.

4


Тема 2.2
Углеводороды и их природные источники
Содержание учебного материала
14
3


Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов, химические свойства, применение. Алкены: гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства, применение. Диены и каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена. Применение ацетилена. Арены. Бензол. Химические свойства бензола. Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.





Самостоятельная работа. Работа в интернете: основные направления промышленной переработки природного и попутного нефтяного газа; промышленный способ переработки нефти: крекинг, риформинг; октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.


3




1
2
3
4

Тема 2.3.
Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала.
12
3


Спирты: номенклатура, классификация, получение, свойства, применение. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Фенол. Альдегиды: номенклатура, классификация, получение, свойства, применение. Карбоновые кислоты: номенклатура, классификация, получение, свойства, применение. Сложные эфиры и жиры. Мыла. Углеводы. Значение углеводов в живой природе и жизни человека.





Лабораторная работа. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.
2



Самостоятельная работа. Составление конспекта - этиленгликоль и его применение; токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним.
1


Тема 2.4.
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.
Содержание учебного материала.
16
2


Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Биологические функции белков. Полимеры. Пластмассы. Волокна, их классификация.






Лабораторная работа. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в мо локе и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

2



Практическая работа. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.

2



Самостоятельная работа. Проработка конспектов. Ответы на контрольные вопросы по учебнику. Полимерные материалы
4


Обобщающий урок по химии
4


Всего: Максимальная нагрузка
181


Аудиторная нагрузка
142


Самостоятельная нагрузка
39


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории химии

Оборудование учебного кабинета:
Доска.
Ученические столы, стулья.
Стол преподавателя.
Периодическая таблица.
Таблица растворимости веществ.
Электрохимический ряд напряжения металлов.
Комплект таблиц по всем разделам и темам.
Модели молекул, шаростержневые модели.

Оборудование лаборатории:
Дистиллятор для получения дистиллированной воды
Приборы, химические реактивы и химическая посуда для проведения лабораторных работ и для демонстрации химических опытов

Технические средства обучения:
Компьютер.
Мультимедийная установка, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
1 Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
2 Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
3 Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
4 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
5 Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
6 Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
7 Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
8 Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
9 Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
10 Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.
11 Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.
12 Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
13 Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
14 Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.
15 Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.
16 Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
17 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
18 Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.
19 Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.
20 Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.
21 Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.
22 Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М., 2004.
23 Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие. – М., 2003.
24 Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2003.
Для преподавателей
25 Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
26 Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
27 Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
28 Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
29 Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
30 Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
31 Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Освоенные умения:


называет: изученные вещества по международной номенклатуре
Оценка выполнения лабораторных и практических работ
Оценка выполнения самостоятельных работ
Оценка выполнения расчетных задач
Оценка выполнения химических превращений
Оценка выполнения качественных реакций
Оценка выполнения химического эксперимента
Оценка поиска химической информации с разных источников
Оценка работы с таблицами, справочной литературой
Оценка составления конспекта и схемо-конспекта
Оценка дифференцированного зачета

определяет: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений


характеризует: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений


объясняет: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов


выполняет химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений


проводит: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использует компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах


связывает: изученный материал со своей профессиональной деятельностью


решает: расчетные за дачи по химическим формулам и уравнениям





1
2

Усвоенные знания:


важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Оценка индивидуального и фронтального опросов
Оценка выполнения тестовых заданий
Оценка составления химических кроссвордов
Оценка выполнения самостоятельных работ
Оценка выполнения расчетных задач
Оценка дифференцированного зачета










13PAGE 15


13PAGE 141415





Заголовок 1 Заголовок 415