Рабочая программа по математике 1-4 класс (развивающая система Эльконина-Давыдова)

Рабочая программа по математике для 1 класса (образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по математике федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя школа № 74» и авторской программы В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова, Г.Г.Микулиной «Математика», системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Понятие в науке существует не в форме определения, дефиниции, а в форме движения от общего к частному, в форме восхождения от абстрактного к конкретному. Аналогичным образом строится и данный школьный учебный предмет. Для дидактики важно, что всякому понятию соответствует некоторый определенный класс задач, который имеет свои собственные, свойственные только ему особенности условий, целей, способов и средств достижения этих целей. Это позволяет в обучении осваивать понятия не в форме отработки словесных формулировок, а вводя учащихся в новый круг задач и включая их в деятельность по поиску общего способа их решения.
Эта специфика курса требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач.
Цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать умение учиться;
сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике;
выявить и развить математические и творческие способности.

Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает младшему школьнику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывать пути решения задачи. Наряду с этим она воспитывает такие качества, как настойчивость, объективность, и дает школьнику необходимый для ориентации в современном мире набор знаний и умений математического характера. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Начальный предмет математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения, «Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение предмета обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (общеобразовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение математики в начальной школе выделяется 540 ч, из них в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения математики является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценностными ориентирами содержания курса являются:
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.




Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

1 класс
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
- Использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Работать по предложенному учителем плану.
- Отличать верно выполненное задание от неверного.
- Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.








Познавательные УУД:
- Характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений:
выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнение предметов (в частности, различать площадь и форму фигуры, сравнивать площади плоских фигур с помощью разрезания на части и перегруппировки этих частей);
описывать разностное отношение и отношение «частей и целого» с помощью чертежа и формул;
отмеривать величину с помощью данных мерки и числа, измерять величину заданной меркой и описывать эти действия с помощью схемы и формул;
строить числовую прямую по данным направлению, началу и шагу;
«с помощью числовой прямой сравнивать числа, находить их сумму и разность;
выполнять сложение и вычитание в пределах 10 (на уровне навыка);
решать задачи на сложение и вычитание в одно действие;
различать геометрические фигуры: прямую, луч, отрезок, ломаную.

2-й класс
Личностные результаты:
- Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить;



Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Осуществлять контроль за действием другого ученика по заданному образцу.
- Оценивать действие другого ученика по заданным критериям.
- Выполнять задание на основе заданного алгоритма (простого).

Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.




















Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).







Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений:
сравнивать многозначные числа в одной системе счисления, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых;
читать и записывать многозначные числа (в пределах 10 000) в десятичной системе счисления;
воспроизводить по памяти результаты табличных случаев сложения и вычитания;
выполнять устные вычисления на сложение и вычитание чисел в пределах 100;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
решать задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин (в одно-два действия);
выполнять сложение и вычитание именованных чисел (без перевода единиц);
решать уравнения вида: a + x = b, x + a = b, a – x = b, x – a = b;
по схеме отмеривать величину, используя промежуточную мерку, измерять величину с помощью промежуточной мерки и описывать процесс измерения в виде схемы;
выполнять умножение и деление чисел с помощью числовой прямой;
вычислять длину ломаной линии, периметр многоугольника.

3–4-й классы
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.







Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.


Регулятивные УУД:
- Формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Выполнять действия по алгоритму (инструкции).
- Оценивать продукт своей деятельности на основе критериев.



















Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.























Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.






Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений:
обнаруживать ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условия задачи, и вносить коррективы;
самостоятельно без оценки учителя устанавливать собственный дефицит в предметных способах действия/средствах, соотносить свой способ со схемой действия (т. е. только после выполнения задания);
определять причины своих и чужих ошибок и подбирать: предложенных заданий те, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;
оценивать свои возможности перед решением задачи;
высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать поиск известных (или неизвестных) способов действий/средств;
осуществлять планирование информационного поиска и извлекать первичную информацию;
осуществлять письменную дискуссию, публично представлять свои достижения и результаты;
участвовать в продуктивной групповой коммуникации решении проектных задач.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
использовать формулу прямой пропорциональной зависимости при решении текстовых задач на равномерные процессы;
находить площадь прямоугольника;
использовать таблицы и плоскостные чертежи для моделирования равномерных процессов;
владеть различными единицами длины, площади, массы, времени;
читать, записывать цифрами (в пределах миллиона) и сравнивать многозначные числа;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел;
осуществлять прикидку количества разрядов в результатах умножения и деления; вычислять значения числовых выражений, включающих все арифметические действия с многозначными числами, в том числе используя элементы рационального вычисления;
решать задачи (в два-три действия), включающие разные отношения между величинами;
выполнять все действия с именованными числами.




Содержание учебного предмета
Содержание предмета имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики.
Выражения с одной переменной вида а ± 28, 8 b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а - b, а b, c : d (d Ф 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 а = а, 0 с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше ниже, слева справа, за перед, между, вверху внизу, ближе дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что ...», «если ..., то ...», «все», «каждый» и др.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Наименование темы
Всего часов

Признаки предметов. Величины, сравнение величин.
4

Пространственные представления.
6

Геометрические фигуры.
7

Величины.
8+1 резерв

Упорядочивание величин.
12

Числа и измерение величин.
10+4 резерв

Числовая прямая.
7

Сравнение чисел.
10

Разностное сравнение величин. Сложение и вычитание величин.
24

Отношение части и целого.
24

Рефлексия. Подведение итогов учебного года.
8


Отношение «частей и целого» (продолжение) 24ч
Система мерок 16 ч
Позиционные системы счисления 24 ч
Сложение и вычитание многозначных чисел 51ч
Умножение и деление чисел 21 ч
Повторение 4ч
Умножение и деление чисел (продолжение) 36ч
Кратное сравнение величин 25ч
Целое, состоящее из равных частей 16ч
Анализ и решение текстовых задач 33ч
Умножение многозначного числа на однозначное 22ч
Умножение и деление многозначных чисел 55ч
Прямая пропорциональная зависимость величин 47ч
Площадь прямоугольника 22ч
Обыкновенные дроби (факультатив) 12ч









Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результаты обучения направлены на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации обучающегося за курс начальной школы.
Личностные
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;
освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
оценка и принятие следующих базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания « Я как член семьи, представитель народа, гражданин России». Осознание ответственности человека за общее благополучие.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичностив поступках и деятельности;
способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентация на их мотивы и чувства;
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;
выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных;
планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера;
работать по плану, используя основные средства;
по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя;
по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;
выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, самостоятельно искать средств достижения цели;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации;
планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом;
работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, доп. литературу, средства ИКТ).

Познавательные УУД
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;
осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
устанавливать аналогии;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии;
извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций;
анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;
группировать факты и явления;
сравнивать факты и явления;
распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;
устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
владеть рядом общих приемов решения задач;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их.



Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как по ходу действия, так и в конце действия;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
устанавливать причинно- следственные связи, выявлять их последствия, формулировать цепочки правил “если , то”)
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые. средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнера;
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
строить понятные для партнера высказывания, учитывая что партнер видит, а что нет;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
принимать концептуальный смысл текстов в целом.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Предметными результы
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность  правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм  грамм; час  минута, минута  секунда; километр  метр, метр  дециметр, дециметр  сантиметр, метр  сантиметр, сантиметр  миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 23арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия идр.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 12 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 34 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («и», «если то», «верно/неверно, что», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).


Описание материально-технического обеспечения ОД.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.В.Репкина,
издательство «ВИТА – ПРЕСС»,
УМК состоит из:
1. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. 1 класс. Учебник (в 2 частях) – М.; ВИТА – ПРЕСС
2. С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина. Рабочая тетрадь по математике. 1 класс (в 2 частях) – М.; ВИТА – ПРЕСС
3. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. Методическое пособие для учителя. - М.; ВИТА – ПРЕСС
4. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Проверочные работы. 1 класс. - ВИТА – ПРЕСС
5. Электронное приложение к учебнику Математика 1,2,3,4 класс В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева



Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.В.Репкина,
издательство «ВИТА – ПРЕСС»,
УМК состоит из:
1. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. 2 класс. Учебник (в 2 частях) – М.; ВИТА – ПРЕСС
2. С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина. Рабочая тетрадь по математике. 2 класс (в 2 частях) – М.; ВИТА – ПРЕСС
3. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. Методическое пособие для учителя. - М.; ВИТА – ПРЕСС
4. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Проверочные работы. 2 класс. - ВИТА – ПРЕСС
5. Электронное приложение к учебнику Математика 1,2,3,4 класс В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.В.Репкина,
издательство «ВИТА – ПРЕСС»,
УМК состоит из:
1. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. 3 класс. Учебник (в 2 частях) – М.; ВИТА – ПРЕСС
2. С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс (в 2 частях) – М.; ВИТА – ПРЕСС
3. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. Методическое пособие для учителя. - М.; ВИТА – ПРЕСС
4. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Проверочные работы. 3 класс. - ВИТА – ПРЕСС
5. Электронное приложение к учебнику Математика 1,2,3,4 класс В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.В.Репкина,
издательство «ВИТА – ПРЕСС»,
УМК состоит из:
1. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. 4 класс. Учебник (в 2 частях) – М.; ВИТА – ПРЕСС
2. С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина. Рабочая тетрадь по математике. 4 класс (в 2 частях) – М.; ВИТА – ПРЕСС
3. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. Методическое пособие для учителя. - М.; ВИТА – ПРЕСС
4. В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Проверочные работы. 4 класс. - ВИТА – ПРЕСС
5. Электронное приложение к учебнику Математика 1,2,3,4 класс В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева



15