Рабочая программа по русскому языку (Развивающая система Эльконина-Давыдова,2 класс)

Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программой для начальной общеобразовательной школы по русскому языку (система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, /М.: Вита-Пресс, 2013г./, и авторской программы учебного курса «Русский язык» для обучающихся 2 класса общеобразовательных школ автора Репкина В.В.(год издания- 2013г.)
Основная цель обучения школьников во 2 классе овладение орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию принципа русского языка.
Задачи:
решения орфографической задачи (с применением способа орфографического действия к орфограммам падежных окончаний);
формировать представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм;
развитие письменной речи учащихся; формирование речевых умений организовать наблюдения над особенностями поэтической речи, на обогащение и активизацию словарного запаса учащихся
Учебный предмет рассчитан на 136 часов (4ч в нед).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых компетентностей , что соответствует требованиям основной образовательной
программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесённые в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:


Изменения
Обоснование

1.

2.
Изменение количества часов со 170ч. на 136ч.
20% из 136ч – внеаудиторные занятия
Согласно учебному плану школы

В связи с реализацией ФГОС








Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В. Русский язык: Программа для четырехлетней начальной школы//Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (Система Б. Эльконина В. В. Давыдова). М.: Вита-Пресс,2013.-С.1762. 2. Русский язык. 2 класс. Учебник: В 2-х частях. РепкинВ. В., ВосторговаЕ.В., Некрасова Т. В., Чеботкова Л. В. М.: Вита -Пресс, 2013. 3. Репкин В. В., Некрасова Т. В. Рабочая тетрадь. Томск: Пеленг, 2013; М.: Вита -Пресс,2015. 4.Методический комментарий к учебнику русского языка. 2 класс. Восторгова Е.В. Чеботкова Л.В., М.: Вита-Пресс, 2013г;



Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
В классе 20 учащихся. Уровень подготовленности обучающихся к освоению учебного курса : 7 уч-ся – высокий уровень, 6 уч-ся-хороший, 6- средний, 3- низкий уровень (слабая техника чтения, у 1 учащегося наблюдается рассеянное внимание, у другого – медлительность и плохое запоминание)
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
- групповая, индивидуальная, парная деятельность;
-самостоятельная или совместная деятельность;
-проектная деятельность
Специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания:
-контрольный диктант, контрольное списывание;
- проверочная работа, самостоятельная работа
-тематические срезы, тест, устный опрос
-контрольная работа









Тематическое планирование по русскому языку 2 класс
4ч x 34 = 136 ч в год (109ч – аудиторных, 27ч - внеауд)
Тема 1 блока: Повторение материала, изученного в первом классе (12ч.) 11ч –ауд, 1ч –внеауд


Кол
час
Тема урока
результаты
Измери
тели
Домашне
задание




предметные
метапредметные
личностные



1
1
Высказывание
Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям.
Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные – твёрдые, мягкие, звонкие - глухие).
Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв.
Объяснять принцип деления слов на слоги.
Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Объяснять функцию букв Ь и Ъ
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Задавать вопросы.
Контролировать действия партнера.
Формулировать собственное мнение
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Контролировать действия партнера.
Уважать и ценить могущество устной и письменной
речи, ее воздействие на окружающих, обнаруживать возрастающее понимание ее возможностей; более осознанно и ответственно
использовать язык для: более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений;


Упр 1

2
1
Правила графики




Упр 2

3
1
Орфограмма




Упр 4

4-7
4
Орфограммы, связанные с обозначением
звука буквой (гласные после шипящих,
буквосочетания ЧК,ЧН,ЩН)




РТ Упр 6,9
Упр 10,12

8
1
Повторение известного об орфограммах




Упр 17,20

9
1
Наблюдения над изменением в речи
одного и того же слова




Упр 22

10
1
Внеауд Посещение библиотеки
Рифма и ритм в поэтической речи
(урок развития речи)




Упр 25
Р Т

11
1
Контрольная работа




Диктант №1


12
1
Контрольное списывание



РТ
Стр 3




Тема 2 блока: Позиционное чередование гласных звуков (13ч.) 10ч – ауд, 3ч - внеауд


Кол
час
Тема урока
результаты
Измери
тели
Домашнее
задание




предметные
метапредметные
личностные



13
1
Постановка учебной задачи «Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?»
Позиционное чередование гласных звуков
Сильная позиция гласных

Слабая позиция гласных

Орфограммы слабых позиций
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
углубления понимания действительности, получения новых знаний;
организации своего процесса учения и рефлексии


Упр 27
Р Т

14-15
2
Позиционное чередование гласных звуков




Упр 28,30

16
1
Сильные и слабые позиции




Упр 32

17
1
Закон русского письма




Упр 34 РТ

18-22
5
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций
Внеауд 1ч
Решение проектной задачи




Упр 36,39,42,45,49,51

23
1
Внеауд
Экскурсия в парк
Урок развития речи. Изложение





Упр 53

24
1
Внеауд
Медиаурок с использ. интер доски
Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок





Упр 56


25
1
Контрольная работа





Диктант №2




Тема 3 блока: Позиционное чередование согласных звуков (13ч.) 11ч – ауд, 2ч – внеауд


Кол
час
Тема урока
результаты
Измери
тели
Домашне
задание




предметные
метапредметные
личностные



26
1
Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?»
Сильная позиция согласных звуков

Слабая позиция
согласных звуков

Изложение





Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам

Сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения

РТ Упр 60


27-34
8
Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

Внеауд 2ч
Решение проектной задачи




Упр 58,61,63, 66,68,70,74,76,80

35
1

Урок развития речи. Изложение




Упр 87

36
1

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций




Упр 89

37
1

Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок




Упр 91

38
1

Контрольная работа



Диктант №3






Тема 4 блока: Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря(21ч.) 16ч – ауд, 5ч – внеауд.

Кол
час
Тема урока
результаты
Измери
тели
Домашне
задание




предметные
метапредметные
личностные



39-43
5
1ч внеауд
Библиотечный урок. Знакомство с видами словарей
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю
орфографичес-
кий
словарь
Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.
Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю.
Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.
Оценивать результат выполнения орфографической задачи.
Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы.
Выбирать нужный способ проверки
Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам



Определять последовательность действий при решении предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы
Уметь презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)


















Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при постановке и решении конкретно-практических и проектных задач

















Упр 93,96,100,103,106, 109

44
1
Урок развития речи. Признаки текста




Упр 112

45
1
Проверка орфограмм слабых позиций по словарю




Упр 116

46-47
2
Внеауд
Работа с интернет – ресурсами Печатный текст как источник орфографических написаний




РТ Упр 120,122


48
1
Урок развития речи. Признаки текста




РТ Упр 125

49
1
Внеауд
День открытых дверей
Урок развития речи. Рассказ о семье




РТ Упр 127

50-51
2
Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций




РТ Упр 130,133

52
1
Урок развития речи. Работа с текстом




РТ Упр 136

53
1
Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций




РТ Упр 141

54
1
Урок развития речи. Изложение




Упр 143

55-56
2
Приемы списывания текста с орфограммами слабых позиций




РТ Упр 145

57
1
внеауд
Работа с интернет - ресурсами
Составление рассказа по серии сюжетных картинок




Упр 147

58
1
Контрольная работа (письмо по образцу)



РТ контроль
ное задание 1


59
1
Контрольная работа (словарные диктанты - письмо по памяти и проверка орфограмм по орфографическому словарю)



РТ контроль
ное задание 2,3













Тема 5 блока: Проверка орфограмм по сильной позиции (27ч.) 22ч – ауд, 5ч - внеауд

Кол
час
Тема урока
результаты
Измери
тели
Домашне
задание




предметные
метапредметные
личностные



60
1
Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм без орфографического словаря


Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы.
Анализировать разные способы проверки орфограмм.
Оценивать результат выполнения орфографической задачи.
Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы.
Выбирать нужный способ проверки
Проверять орфограммы слабых позиций по сильной позиции
Применять известные способы проверки орфограмм слабых позиций
Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.
Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.
Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Синонимы
Омонимы




Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы
Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам
















Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения

Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей











Упр 152

61
1
Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как приём приведения звука к сильной позиции




Упр 153

62-63
2
Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по числу.




Упр 155,158

64
1
Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по падежам (без названий падежей).




Упр 161


65
1
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной в изменениях по числу и падежу. Неизменяемые слова.




Упр 164

66
1
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной. Изменение названий действий по лицам и числам.




Упр 167

67
1
Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий действий по временам (настоящее и прошедшее время)




Упр 170,171

68
1
Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий действий по родам (в прошедшем времени)




Упр 174

69
1
Проверка орфограмм слабых позиций. Неопределённая форма слов, называющих действия




Упр 177

70
1
внеауд
Конкурс на лучшего редактора безграмотного послания
Урок развития речи. Признаки текста




Упр 180

71
1
Изменения слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам




Упр 183

72
1
Внеауд
Брейн ринг
Важнейшие типы изменений слов (систематизация)




Упр 185

73
1
Способы проверки орфограмм слабых позиций




Упр 187

74
1
Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций (систематизация)




Упр 190

75-77
3
Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций
1ч внеауд
Конкурс на лучшего редактора безграмотного послания





Индивид карточки
Упр 192,194, 196, 198, 200

78
1
Урок развития речи. Сочинение по серии сюжетных картинок




Упр 202

79-83
5
Способы проверки орфограмм

2ч внеауд
Решение проектной задачи




Упр 204,206, 209,211, 213,215

84
1
Способы проверки орфограмм




Упр 217

85
1
Урок развития речи. Синонимы и омонимы




Упр 220,222

86
1
Контрольная работа



Контрольн
Задание 1,2



Тема 6 блока: Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабых позиций (17ч.) 13ч –ауд, 4ч - внеауд

Кол
час
Тема урока
результаты
Измери
тели
Домашне
задание




предметные
метапредметные
личностные



87
1
Постановка учебной задачи «Все ли орфограммы можно проверять по сильной позиции?»
Окончание
Основа слова
Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы.
Выбирать нужный способ проверки.
Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.



Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Осуществление информационного поиска
Приобретение начального опыта применения полученных знаний для решения практических задач
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при постановке и решении конкретно-практических и проектных задач
-критичность-наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Упр 225

88
1
Окончание как значимая часть слова




Упр 227

89-92
4
Способ выделения в слове окончания
1ч внеауд
Решение проектной задачи




Упр 229,232, 235,238, 241,244

93
1
Внеауд
Подготовка страницы портфолио
Урок развития речи.




Упр 252

94
1
Основа как значимая часть слова




Упр 253

95
1
Изменения одного и того же слова и разных слов




Упр 255

96
1
Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путём его изменения




Упр 259

97-98
2
Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм




Упр 261,265

99
1
Внеауд
Работа с интернет ресурсами.




Упр 268

100
1
Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм




Упр 271

101
1
Урок развития речи. Изложение




Упр 273

102
1
Внеауд
Урок развития речи. Конкурс на лучшего редактора безграмотного послания




упр 275

103
1
Контрольная работа



Контрольн
Задание 1,2


Тема 7 блока: Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов(21ч.) 17ч – ауд, 4ч - внеауд

Колчас
Тема урока
результаты
Измери тели
Домашнезадание




предметные
метапредметные
личностные



104
1
Постановка учебной задачи «Есть ли у слов родственники?»
Родственные слова
Однокоренные слова
Корень слова
Непозиционное чередование звуков
Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.
Различать родственные слова и формы слов.
Анализировать с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами.
Моделировать слова заданного состава.
Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения.
Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.
Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.
Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.

Участвовать в обсуждении организационных, бытовых или учебных проблем, выдвигая свои идеи, убедительно защищая высказываемую точку зрения и проявляя внимание и уважение к чужой точке зрения.
Задавать вопросы.
Контролировать действия партнера.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.





Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах

Упр 278

105
1
Понятие о родственных словах




Упр 280

106
1
Корень слова




Упр 282

107-108
2
Способ определения родственных (однокоренных) слов




285,288, 291,296

109
1
Непозиционное чередование звуков в корне




Упр 300

110
1
Аффиксы основы




Упр 302

111
1
Способ выделения в слове значимых частей




Упр 306

112
1
Внеауд Экскурсия в библиотеку
Урок развития речи.






113
1
Способ выделения в слове значимых частей




Упр 311

114-115
2
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью однокоренных слов




313,316, 318

116-118
3
Проверка орфограмм слабых позиций
Внеауд 1ч Решение проектной задачи




Упр320, 323, 326

119-120
2
Правописание разделительных Ь и Ъ знаков




Упр 333,335

121
1
Урок развития речи. Изложение




Упр337

122
1
Внеауд Урок развития речи. Работа с интернет ресурсами




Упр 339

123
1
Внеауд Викторина «Знаток русского языка»
Проверка орфограмм слабых позиций




Упр 342

124
1
Контрольная работа



Контрольн Задание 1,2,3


Тема 8 блока: Систематизация изученного материала (12ч.) 9ч – ауд, 3ч - внеауд

Кол
час
Тема урока
результаты
Измери
тели
Домашне
задание




предметные
метапредметные
личностные



125
1
Слово и его изменения
Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов.

Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки
Задавать вопросы.
Контролировать действия партнера.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.

Сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения

Упр 351

126
1
Значимые части слова




Упр 358

127
1
Чередование звуков




Упр 370

128-130
3
Виды орфограмм и способы их проверки


1ч внеауд Решение проектной задачи «Планета орфограмм»




Упр 375,377

131
1
Всё ли мы знаем о слове?




Упр 386

132
1
Итоговая контрольная работа



Итоговый диктант


133-134
2
Внеауд

Решение проектной задачи







135-136
2
Резервные часы















Список литературы
Для учителя:
1. Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В. 11 Русский язык: Программа для четырехлетней начальной школы//Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (Система Б. Эльконина В. В. Давыдова). М.: Вита-Пресс,2013.-С.1762. 2. Методический комментарий к учебнику русского языка для 2 класса. Е.В.Восторгова, Л.В.Чеботкова,М:2013
. 3.Проектные задачи в начальной школе. Под ред.Воронцова.М.:2013
4.Сборник проектных задач. Под ред Воронцова.М.:2012.
5.Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа». Сайт единой цифровой образовательной коллекции.
6. Краткий справочник по современному русскому языку. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1993.
7.Дусавицкий М. Уроки развивающего обучения.
8.Матвеева Е.И. Критериальное оценивание в начальной школе.


Для учащихся:
1.Русский язык. 2 класс. Учебник: В 2-х частях. РепкинВ. В., ВосторговаЕ. В.,Некрасова Т. В., ЧеботковаЛ. В. М.: Вита -Пресс, 2012. 2. Тетрадь для списывания 2 класс 3.Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. Пособие 25 классов. Томск: Пеленг. 2012.
 "2р "24@ІёєКМШ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15