Конспект урока по литературному чтению 4 класс Горячий каменьАркадий Гайдар

Тема А.П. Гайдар «Горячий камень».
Планируемый результат обучения.
Познакомить с творчеством и произведением Гайдара, определить авторскую точку зрения и выражать своё отношение к произведению и героям произведения;
В результате изучения темы обучающиеся
- познакомятся со сказкой как одним из видов литературного жанра;
- научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
Ход урока.
1. Тренинг на сотрудничество «Дружба» (дети называют слова ассоциации)
-Как вы думаете почему я начала наш урок со слова «дружба»?
-Как называется раздел, который мы сейчас изучаем?
-Какое произведение мы прочитали?
-Кто автор?
2.Проверка домашнего задания.
Игра «Да - нет» Светофор По произведению «Белый Бим –Черное ухо» Гавриил Николаевич Троепольский
*Шотландский сеттер Бим соответствовал стандартам породы?-
*Бим жил вместе с Иваном Петровичем?-
*Слово «нельзя» стало главным законом жизни Бима?+
(продолжают игру 2 ученика)
3.Создание проблемной ситуации
Рассказы и сказки о дружбе читают и любят все дети Земли.
Сегодня познакомимся с новым произведением, а кто её написал вы узнаете, если угадаете эту шифровку
ГWаrйjдyаzрx(арабская грамота) Портрет
-По моей просьбе Эльдар обратился в школьную библиотеку и подготовил выставку книг
Выставка книг Эльдар
Сегодня мы будем знакомиться с творчеством Аркадия Петровича Гайдара - познакомимся с некоторыми страницами его биографии.
 Посмотрите на выставку книг, которые написал Гайдар. В чем же секрет книг Гайдара? А в том, что он о самом главном говорит задушевно. Герои его книг поступали так же, как поступил бы сам Гайдар на их месте.
4.Идивидуальное задание (биография Гайдара)1 ученик с планшетом
Сергей подготовил сообщение о жизни А.П.Гайдара
А.П.Гайдар родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии в семье учителя Петра Голикова. Когда маленькому Аркадию исполнилось 8 лет, семья Голиковых переехала в город Арзамас, расположенный неподалеку от большого промышленного центра - Нижнего Новгорода.
 В 14 лет Гайдар ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. Тогда-то он и получил первое ранение. В рядах Красной Армии закалялся и мужал характер молодого бойца. Это была "боевая школа, в которой прошли мои лучшие мальчишеские годы",- писал потом Гайдар.
В 16 лет Аркадий Голиков уже командовал полком, храбро сражался с врагами. Но ранение и контузии подорвали его здоровье. В 20 лет медицинская комиссия уволила Аркадия Голикова из рядов Красной Армии в запас.
 Писать Гайдар стал еще в армии и первые свои стихи, и другие произведения посылал в Арзамас, в комсомольскую газету. Аркадий Петрович Голиков взял себе литературное имя Гайдар. Что означает слово "Гайдар"?
 В коннице одной из восточных стран впереди отряда скакал самый бесстрашный и самый зоркий всадник - впередсмотрящий. Он разведывал путь, по которому направлялся отряд, и называли этого всадника гайдаром.
Всей своей жизнью, всей литературной деятельностью Аркадий Петрович подтверждает, что он всегда и везде был впередсмотрящим.
 1941 году, когда фашистская Германия напала на нашу страну, Гайдар пришел добровольцем в армию. Он стал военным корреспондентом на Юго-Западном фронте.
26 октября 1941 года небольшая группа партизан, в составе которой был Гайдар, отправилась на разведку и на окраине села, близ железной дороги Канев-Золотоноша, наскочила на фашистскую засаду. Предупреждая товарищей, с криком: "Немцы!"- Гайдар выпрямился во весь рост, и пулеметная очередь скосила его. Он был веселым человеком, общительным, доверчивым, но очень требовательным и к себе и к людям.
Прошли годы, но Аркадий Гайдар продолжает жить в миллионных тиражах книг, издаваемых на многих языках мира. Его именем названы улицы городов, теплоходы и даже далекий астероид. Гайдару установлены памятники в Нижнем Новгороде, Арзамасе, Каневе, Стерлитамаке. Влад подобрал стихотворение
-Есть много замечательных произведений Гайдара, и с одним из них мы сегодня познакомимся. А с каким вы узнаете, если прочитаете зеркальное письмо
5.Создание проблемной ситуации
Зеркальное письмо Горячий камень ьнемак йичяроГ
6.Корзина предположений
-Как вы думаете о чем это произведение? (Дети высказывают мысли) Учитель пишет на доске опорные слова в корзину.
-А эпиграфом нашего урока будут такие слова: “Человеческое счастье- это”.
- Как вы думаете, почему это предложение не законченно? (предположения детей).
-Как вы думаете какая будет цель урока?
Цель урока: постараться понять, что хотел передать автор через это произведение нам читателям
Физминутка
6.Речевая разминка перед чтением. Скороговорки.
- Кто желает провести разминку?
7.Чтение сказки
8.Объяснение предположений
-Давайте посмотрим какие предположения оправдались.
9.Словарная работа.
-Значения каких слов вам не понятно? Работа со словарем.
Объяснить значение слов.
10.Открытие новых знаний. Работа над произведением.
Прием «Волшебная сундучок» ученик вытягивает вопрос из сундука и отвечает
-Выскажите ваше мнение, понравилось ли произведение. -Определить жанр произведения. Доказать. -Назовите главных героев рассказа. -Кто тебе понравился больше? Почему? 11.Первичное закрепление.
Анализ произведения (работа в группах) -Продолжим наше исследование и работу в группах.
1 группа – рассказ о старике. Почему старик считает себя, самым счастливым человеком на свете? Подтвердите словами из текса. (Звезда)
2 группа – выберите нужные пословицы, объясните, как вы понимаете их значение. Можно ли их связать с нашим произведением?(Комплимент)
Жизнь пройти – не поле перейти.
Жизнь дана на добрые дела.
Труд человека кормит, а лень портит
За вершок золота - не купишь вершка времени
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Одно теплое слово и в мороз согреет
3 группа – Чему учит сказка (В заключении можно сказать, что произведение А.Гайдара «Горячий камень» учит ценить жизнь и не забывать, что нужно творить добро в своей жизни вовремя, потому что жизнь не повернуть вспять, как в сказке) (Аплодисменты)
Выступления групп (спикер группы делает доклад о своем герое)
12. Опыт собственной жизни. - Так почему же старик и автор-рассказчик отказались разбить волшебный камень? 13. Итог урока. -Вернемся к нашим к словам: «Человеческое счастье – это” Дополните предложение. -Каждый человек сам строит своё счастье, и зависит это только от самого себя.  14.Рефлексия.
-Представьте себя главным героям этого рассказа – Ивашкой и все, что происходит с ним – это происходит с вами. -Как бы ты поступил, если бы увидел такой волшебный камень?  Дети пишут на стикерах.
15. Самооценка.
-Оцените свою работу на уроке.
-Если вы довольны своей работой на уроке просигнальте зелёным цветом.
-Если нет – синим.
16.Домашнее задание. Читать с. 52-58
рисунок 1 ряд,
«да - нет» 2 ряд,
3 пословицы 3 ряд.
По желанию: выяснить у родителей, что для них значит счастье.
12. Оценки
За грамотное чтение
За выразительное
За активную работу
За подготовку индивидуального задания
За глубокое и осмысленное понимание текста
За творческие способности
За интересные вопросы



Заголовок 115