Олимпийский урок по русскому языку для 10 класса по теме «Части речи. Причастие»


Олимпийский урок
Открытый урок по русскому языку в 10 классе по теме
«Части речи. Причастие»
Тип урока: урок повторения изученного материала
Вид урока: урок-соревнование
Технология: элементы игровой технологии
Цели:
Систематизировать знания, полученные при изучении темы «Причастие», закреплять ее наиболее важные положения для выполнения заданий ЕГЭ, способствовать прочному и сознательному усвоению знаний.
Развивать мышление, речь, память учащихся, а также стремление к наилучшим результатам.
Воспитывать трудолюбие и сотрудничество, чувство интереса и гордости за свою Родину.
Оборудование: карточки, иллюстрации, презентации.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята!
У нас сегодня необычный урок, к нам приехали гости - это учителя русского языка и литературы со всего нашего района. Это очень ответственно- принимать гостей, нужно готовиться, стараться преподнести всё самое лучшее, постараться быть вежливыми и радушными.
Уже совсем скоро наша страна гостеприимно встретит гостей со всего мира на олимпиаде 2014.
17 декабря 2013 года Олимпийский огонь пронесут в городе Челябинске. Факелоносцами становятся, как вы знаете, самые достойные россияне.
Я предлагаю сегодня провести наш урок Итогового повторения по теме «Причастие» под олимпийским девизом, выражающим устремления спортсменов: Быстрее! Выше! Сильнее!
Мы тоже сегодня постараемся работать быстро, на высоком уровне, прилагая максимум усилий в языкознании. Чтобы и у нас, как у спортсменов был соревновательный дух, я предлагаю работать в командах.
1 ряд- команда «Сочи» 2 ряд- команда «Красная поляна» - ведь именно жителям Сочи и Красной поляны предстоит встречать гостей.
Символов и талисманов Олимпиады очень много, некоторые из них я расположила на стенде, думаю, что все заметили это.
Хочу обратить ваше внимание на визуальный символ, который сопровождает картинки олимпийской тематики - это лоскутное одеяло, именно такой визуальный образ утвержден оргкомитетом «Сочи 2014» - это любимый образ мастеров и любителей лоскутного шитья «всех времен и народов» — лоскутное одеяло. «В основу дизайнерского решения Образа лег принцип «лоскутного одеяла» (пэчворк) – сочетание 16 орнаментов самых известных национальных промыслов России - это гжель, жостово, палех, хохлома…. Этот образ мне кажется очень удачным, а символ очень глубоким, потому что олицетворяет единение и русское гостеприимство, особую теплоту, потому что лоскутные одеяла выполнялись вручную, хранили тепло человеческих рук, будущие мамы с любовью готовили для своего ребёнка тоже одеяла из лоскутков .
Вы видели лоскутные одеяла? (У некоторых детей есть дома бабушкины одеяла из лоскутков.)
- А кто их шил?
-Правильно, ваши бабушки или даже прабабушки.
Читаю стихотворение неизвестного мне автора. Источник - Интернет.
ОДЕЯЛОШила бабушка внучатамИз лоскутьев одеяло.В сундучишке небогатомРазбирала, узнавала:Вот горошек старой шторки,Вот остаток покрывала…Вот кусок от гимнастёрки –В ней когда-то воевала.
В этом – радостно плясала…В этом – горько голосилось…В небольшое одеялоЖизнь нелёгкая вместилась.
Как вы понимаете последние строчки стихотворения: «в небольшое одеяло жизнь нелёгкая вместилась?»
Наши бабушки никогда не сидели сложив руки, они трудились с раннего утра и до поздней ночи, а вечерами мастерили, шили, вышивали, вязали. А из остатков тканей шили лоскутные одеяла. Когда видишь такое одеяло, понимаешь, что лоскутное шитье- это ведь символ ещё и трудолюбия, сколько нужно терпения и кропотливого труда, чтобы создать такую красоту, а еще это символ бережливости и бережного отношения к прошлому, ведь лоскуточки собирались годами, некоторые лоскуточки доставались внучкам от бабушек.
На нашем уроке мы тоже будем выполнять самые разнообразные задания, все они собраны тоже как лоскутки под единой темой «причастие» - это и будет материалом для написания мини- сочинения от каждой команды: «Какой я представляю будущую Олимпиаду?» с использованием наибольшего количества причастий. А это значит, что мы их должны собрать и повторить их правописание, только потом приступить к творческому заданию.
Сегодня каждый россиянин испытывает волнение: Какой будет олимпиада 2014 года? Не только спортсмены, но и каждый в глубине души хочет, чтобы Россия достойно провела это грандиозное событие. Так какой же она будет? Мы просто представим, что побываем на олимпиаде 2014 года.
Задание №1. «Разминка»
Задание №1.
«Разминка» Запишите на наших импровизированных бумажных «лоскуточках» и как можно больше действительных и страдательных причастий и докажите, что это причастия. Приклейте на бумажную основу «лоскуточки», чтобы получилось «одеяло»
Предлагаю посмотреть видеоролик. Каждая команда маркером записывает на листах бумаги (это будут наши табло) наибольшее количество действительных и страдательных причастий для описания того, что вы увидите. (Демонстрируется видеролик «Олимпиада - 2014»). Командам необходимо зачитать то, что они записали, доказать, что это причастия.
- Каких причастий больше? А почему, как вы думаете?
Итак, мы уже вышли на трассу. Кто знает, какие виды спорта будут представлены на олимпиаде 2014 года?
Чтобы это узнать, мы выполним словарную работу. Я буду давать толкование слова, а вам необходимо записать значение слова на табло. Учитывается скорость и правописание слов.
Задание №2. «Словарь Олимпиады».
Задание №2.
«Словарь Олимпиады» Записывать слова, толкование которых будет давать ведущий на табличках и показать как можно скорее жюри. Учитывается скорость и правописание.
Биатлон - это комбинация лыжных гонок и пулевой стрельбы из малокалиберной винтовки.
Бобслей — это вид спорта, который заключается в скоростном спуске с гор по специальным ледяным трассам на управляемых санях (бобах).
Кёрлинг — спортивная игра на льду, участники которой поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые снаряды в сторону размеченной на льду мишени.
Скелетон  — зимний вид спортаа, представляющий собой спуск поледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух или четырех заездов, скоростной спуск в положении на животе, лицом вниз, с руками, вытянутыми по швам.
Шорт-трек - дисциплина конькобежного спорта и представляют собой скоростной бег на коньках на короткой дистанции.
Фристайл - вид лыжного спорта, который называют лыжный балет, состоящий из прыжков, скольжения, вращений при спуске под музыку.
Сноуборд – вид спорта, скоростной спуск со склонов снежных гор на специальной доске.
Слалом - ряд соревновательных дисциплин спортивного сноубординга. Два спортсмена спускаются по параллельным трассам с установленными на них флагами синего и красного цветов.
Спортсмены Челябинской области тоже едут на зимние олимпийские игры.
Исполком Олимпийского комитета России утвердил список кандидатов для участия в зимних Олимпийских играх в Сочи — 533 спортсмена из 40 регионов РФ, из них 326 мужчин и 207 женщин. Челябинская область делегирует одну из самых многочисленных команд - 30 участников, сообщает пресс-служба регионального правительства.
Представляете, сколько нужно тренироваться, чтобы попасть на соревнования мирового уровня? Следующее задание так и называется «Тренировка»
Задание №3.
«Тренировка» Выписать причастия из текста и объяснить их правописание.
Сегодня мы говорим об олимпиаде, было бы непростительно, если бы мы, потренировавшись, не посоревновались на скорость выполнения заданий. Устроим эстафету ЕГЭ. Каждый участник поочерёдно подходит к столу, где разложены задания, выполняет то задание, которое он сам выберет и отдаёт выполненное задание жюри. Если не справились, передавать другому участнику. Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания.
Задание №4.
«Эстафета» 1 команда.
Выполнить тесты формата ЕГЭ А15,А16,А17,А20,А25
1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Оберега..мый, омыва..мый, расста..вшийУсыпля..мый, кле..вший,овева..мыйОзлобл..нный,броса..мый,чита..мыйБрос..вший, называ..мый, увид..нный2. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием
3. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийсяМаш..щая,слыш..щая,рокоч..щийЧереду..щиеся,чувству..щий, стел..щимсяБарабан..щий, шеству..щий,пен..щихся4. В каком слове на месте пропуска пишется -н-?
Скоше..ыйЗагороже..ыйНаписа..а
неосвеще..ая5. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно?
Книги (не)сложены, (не)тронутый снег, (не)выспавшийся утром ребенок
(Не)тронутый снег, (не)доумевающий взгляд, еще (не)оконченный путь
(Не)выполненная вовремя работа, окна (не)вымыты, (не)прочитанная, а просмотренная книга
(Не)гре..щее солнце, (не)видимый на фоне леса, (не)годующий возглас

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1)расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3)находилось большое стадо овец(4)улегшихся на отдых.
1,2,4 2. 1,2,3,4 3. 1,4 4. 1,2
7 В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Тысячи звуков смешивались в длинный скачущий гул.
Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке.
Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе
8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Мы разместились в доме, который был построен лесником.
Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги.
Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.
Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.
2 команда. Выполнить тесты формата ЕГЭ А15,А16,А17,А20,А25
1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Вид..мый, реша..мый, изуч..нныйПрипа..нный, разгорож..нный, слышимый
Подхвач..нный, избира..мый, передава..мыйУправля..мая, слож..ны, завис..мый2. В каком варианте ответа пропущена гласная Е?
Испеч..нный, горяч.., стуж..йСожж..нный, заключ..нный, свеч..йЛиш..нный, , стереж..т, освещ..нЗапрещ..н, медвеж..нок, кумач..вый
3. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Незабыва..мое событие, о приближающ..йся туче, у заросш..го пруда
В разваливш..йся избушке, чарующ..м звучанием, о всеобщ..м призвании
Раста..вший снег, игра..щие дети,пен..щиеся волны
Выгора..мые на солнце, движущ..Йся автомашины, стелющ..мся туманом
4. В каком варианте ответа во всех словах пишется -нн-?
Пусты..ый, принесе..а, измене..оеОпределе..ы, неотпечата..ые, серебря..ыеОловя..ый, погруже..ая, варе..ные в котелке
Краше..ая, некипяче..ая, деревя..ый5. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется слитно?
1. (Не)обыкновенная тишина, (не)опубликованный в газете, задача (не)решена
2. (Не)слыханная тишина, (не)доброжелательный взгляд, (не)годующий возглас
3. (Не)унывающий человек, еще (не)выкрашенного, (не)тронутая природа
4. (Не)изгладимое впечатление, работа (не)закончена, (не)прочитанное письмо
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Ребятишки собрались у речки(1) и с любопытством наблюдали за товарищем(2) нырявшим в воду(3) и вынырнувшим оттуда(4) с каким-то предметом.
1, 2, 3,4 2. 2 3. 2,3 4. 1, 2
7. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились около фонарей.
Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц, людей.
По наклонным доскам, спущенным из вагонов, непрерывным потоком катились на землю кирпичи.
В комнате, отведенной для отдыха, пилот освободился от теплой одежды.
8. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Мальчик, который привык к постоянным обидам, душой, однако, не озлобился.
Совсем скоро тебе предстоит самостоятельно выбрать путь, по которому ты должен будешь идти всю жизнь.
Капли слепого дождя, что сверкают на солнце, похожи на крупные слезы.
Посреди сада он увидел фонтан, который был завален опавшими листьями.
Демонстрируются слайды с двумя информативными текстами.
-Ребята, внимательно прочитайте тексты, эту информацию вы должны использовать как материал в вашем будущем сочинении.
Конечно все, кто приедет в Сочи на Олимпиаду будут совершать экскурсии. Ведь Сочи – это великолепный, красивейший город, его не зря называют третьей столицей нашей страны. Он растянулся вдоль побережья Черного моря с одной стороны, а с другой стороны – у подножья высоких и крутых Кавказских гор. Общая протяженность города 149 километров.
Задание №5 «Экскурсия»
Для двух команд разные тексты:
1 команда:
Ответьте: какова роль причастия в данных предложениях?
Вставить недостающие причастия и знаки препинания в предложениях:
Сочи – известный во всём мире город-курорт, …………… на побережье Чёрного моря.
Город, …….. на северной границе субтропиков, в зоне влияния влажного субтропического климата, без преувеличения можно назвать одним из самых тёплых городов России. Среднегодовая температура здесь +14,2 градуса Цельсия. Температура морской воды летом достигает +28 градусов.
В городе-курорте продолжительное лето, ……………. с середины апреля по октябрь, умеренная осень (с ноября по январь), зима очень короткая – с февраля до середины марта, весна длится всего месяц – с середины марта до середины апреля.
Осадки в виде снега, ………… в Сочи очень редко, очень быстро тают. В сочинских горах дела обстоят ровным счётом наоборот. Там много снега, что положительно влияет на развитие в Сочи зимних видов спорта, особенно горных.
Учащиеся вставляют необходимые слова, передают выполненные задания жюри. Отвечают на вопрос.
Расположенный
раскинувшийся
продолжающееся
выпадающие
Ответьте: какова роль причастия в данных предложениях?
Вставить недостающие причастия и знаки препинания в предложениях:
Горнолыжный курорт Красная Поляна, …………..  у подножия горы Аибги, в 80 км от центра Сочи, считается одним из лучших мировых горнолыжных курортов благодаря феноменальному перепаду высот — от 540 м до 2238 м. Здесь сочетаются чистый горный воздух, наличие минеральных источников, близость моря, разнообразие флоры — от субтропической до альпийской.
2)Красная поляна – это уникальное и экологически чистое место на Западном Кавказе, не ……… по своим свойствам и достоинствам горноклиматическим курортам Швейцарии, Италии и Франции.
3)Красная поляна- это небольшой поселок, …….. на высоте 600 м и в 40 км от Адлера.
4)Красная поляна - это молодой, и стремительно ……………. горнолыжный курорт, ……………. горнолыжными трассами различной степени сложности, которые способны заинтересовать как новичков, так и профессионалов. 
Объяснить правописание слов
Расположенный
Уступающий
Находящийся
Развивающийся
Располагающий
Задание №6 «Репортаж»
А теперь вы приступаете к выполнению ответственного творческого задания: это миниатюра: «Какой я представляю будущую Олимпиаду?» с использованием наибольшего количества причастий.
Во время выполнения задания для вас звучит Гимн Олимпиады.
Учащиеся выполняют задание, читают и предоставляют жюри.
Жюри подводит итоги.
Ребятам предложено заполнить рефлексивную карту урока
Анализ открытого урока по русскому языку в 10 классе по теме
«Части речи. Причастие»
Тип урока: урок повторения изученного материала
Вид урока: урок-соревнование
Технология: элементы игровой технологии
Цели:
Систематизировать знания, полученные при изучении темы «Причастие», закреплять ее наиболее важные положения для выполнения заданий ЕГЭ, способствовать прочному и сознательному усвоению знаний.
Развивать мышление, речь, память учащихся, а также стремление к наилучшим результатам.
Воспитывать трудолюбие и сотрудничество, чувство интереса и гордости за свою Родину.
В системе уроков русского языка в 10 классе уроки систематизации знаний являются самыми актуальными в ходе подготовки к ЕГЭ, обоснованы обучающие, развивающие, воспитательные цели урока с учётом особенностей учебного материала и уровня подготовленности класса.
Цели и задачи доведены до учащихся.
Структура урока представляет собой сочетание разных видов деятельности, выполнение заданий, в том числе и формате ЕГЭ, которые представлены учащимся как соревнование. Накануне предстоящих олимпийских игр такая форма работы актуальна, задания логически взаимосвязаны, продуманы переходы от одного этапа урока к следующему. Время распределено рационально, учитель чётко организовал своё рабочее время, и ребята успели выполнить все задания. Этому способствовали использование оборудования в кабинете. Подготовлены листы с заданиями, импровизированные табло, слайды, оформлен уголок «Сочи – 2014 – ДА!»
Научный материал занятия, способствующий приобретению практических навыков, соответствует государственной программе, отмечается высокий уровень воспитательной направленности урока. На уроке активно реализуются развивающие возможности урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов и подготовки к ЕГЭ. Также учащиеся получили новые знания национально-регионального компонента: о визуальном образе олимпиады, видах спорта, объектах Олимпиады, делегации Челябинской области.
Тренировочные упражнения для учащихся формируют универсальные учебные действия, которые помогают учащимся успешно выполнить в ходе урока сложные задания ЕГЭ и итогового творческого задания. Учитель своевременно инструктирует, организует сотрудничество учащихся и педагога. Доброжелательная обстановка, спокойная речь учителя, чётко сформулированные задачи помогают учащимся решать проблемные ситуации.
Учитель удачно использует приём соревнования – это активизирует учащихся, каждому этапу урока соответствует научно обоснованное содержание учебного материала. Цели урока поставлены в соответствии с учебными возможностями данного класса.
На уроке применялись разные приёмы работы: грамматический разбор, выполнение тестов, словарная работа, работа с наглядным материалом, подготовка к выполнению творческого задания. Учитывая, что этот класс сформирован недавно из числа приезжих детей, сочетание коллективной и индивидуальной работы целесообразно, так как ученики в ходе занятия приобретали навыки коллективной работы, учились работать в коллективе. Учащиеся активно работали, внимательно слушали учителя, проявляли интерес ко всему новому, были работоспособны на протяжении всего урока.
Особенно важно, что на этом уроке обучающиеся продемонстрировали умение применять теоретические знания в различных ситуациях, хорошее владение практическими навыками, отличное выполнение тестов, умелое и творческое редактирование текста.
Итогом урока можно считать выполненные и прочитанные вслух мини- сочинения на тему «Какой я представляю предстоящую Олимпиаду?». Эта работа понравилась учащимся. Характер сочинений носит оптимистичный характер, ребята надеются, что Россия не подведет, ждут от спортсменов новых побед, верят, что Олимпиада поможет России обрести новых друзей.
Оценки за урок учитель предлагает участникам игры проставить самим в подготовленном листе «Рефлексивная карта», где также ученик может оценить сам урок.
Домашнее задание: выполнение тренировочного теста по теме «Причастие» подготовит учащихся к контрольной работе по данной теме.