Урок по русскому языку «Обобщение и систематизация сведений по теме «Причастие»


Предмет – русский язык
Класс-7Авторская программа - Русский язык. 7класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение.
Тема «Обобщение и систематизация сведений по теме «Причастие» Вид материала - повторительно-обобщающий
Разработчик:
Клинцова Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы.

Пояснительная записка
Цель:
Создать условия для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи
Задачи:
Образовательные:
Обеспечить формирование системы знаний о причастии и причастном обороте.
Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Формировать практические умения и навыки семиклассников по осознанному применению полученных знаний в повседневной практике.
Закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки.
Развивающие:
Развивать индивидуальные познавательные интересы у учащихся.
Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитательные:
Тренировать коммуникативные умения, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группах.
Способствовать воспитанию чувства любви к родному языку.
Повышать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. Учащиеся научатся эффективно участвовать в совместной деятельности (ученик – ученик, учитель – ученик) при обсуждении темы и цели, содержания урока; осознавать ценность полученных знаний о причастии.
Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)
Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки причастий, орфограммы по теме«Причастие», правило постановки знаков препинания при причастном обороте.
Уметь находить причастия, определять вид, образовывать причастия от глаголов, правильно выделять причастные обороты на письме, конструировать предложения с причастными оборотами.
Технологии: технология деятельностного метода
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.
Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать собеседника
Постановка темы и цели урока.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. -Уже совсем скоро наступит самый весёлый, всеми любимый праздник.
-С какими фруктами у вас ассоциируется этот праздник?
Мандарины относятся к семейству цитрусовых. А какой фрукт из этого семейства можно назвать гибридом?
-Кто из вас знает, что означает слово гибрид? (Гибрид — объект, сочетающий в себе свойства других (двух или более) объектов). 
И в русском языке есть части речи - чудесные гибриды. Об одном из этих гибридов мы говорили на протяжении многих уроков.
- О каком гибриде-части речи будем говорить?
А почему эта часть речи похожа на гибрид?
(спросить про признаки глагола и прилагательного)
В.И.Даль называл эту часть речи, о которой мы сегодня говорим, частью речи, причастной к глаголу, в образе прилагательного
. И вот сегодня у нас состоится своеобразное подведение итогов. Обратите внимание на тип урока, на то, как сформулирована его тема.
- Что будет важно для нас на уроке? (повторить теоретические сведения по теме….Перед нами стоит задача повторить одно ЧТО и три КАК.
Вот они:
ЧТО такое причастие?
КАК образуются причастия?
КАК пишутся причастия?
КАК выделяются причастные обороты на письме? Вступают в диалог.
Вспоминают изученный ранее материал
Активизация мыслительной деятельности
Коммуникативные УУД
Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Работа в парах
Узнать, как дети усвоили теоретические сведения о причастии Приступим к реализации 1 цели.
У каждого на столах лежат заготовки кластера.
Посередине запишите ключевое слово нашей темы. А рядом запишите всё, что знаете о причастии. Подготовьте устное выступление.
Учащиеся заполняют кластер, готовят выступление, отвечают. Познавательные УУД
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД
Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД
Уметь оценивать , сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу.
Решение орфографических задачек (игра «Верю – не верю)
С теоретическими заданиями вы успешно справились, теперь посмотрим , насколько хорошо вы решите орфографические задачки.
1)В суффиксе действительного причастия наст вр. 1спр стел..щийся пропущена буква я.
2) в суффиксе страдательного причастия наст.вр. 2 спр.слыш..мый пропущена буква и.
3) В страдательном причастии прошедшего времени потер..нный, образованном от глагола потерять перед НН пропущена буква е.
4)В словосочетании (не)доумевающий взгляд не с причастием пишется слитно, так как оно является одиночным.
5)В словосочетании ещё (не)распустившихся акаций не с причастиями пишется раздельно, так как есть зависимое слово.
6) в предложении «Задание (не)выполнено» не с причастием пишется раздельно, так как причастие употреблено в краткой форме.
7) в слове жаре..ая пишется 1буква Н, так как оно образовано от глагола несовершенного вида.
8)в слове вспаха..ое пишется 1 Н, так как причастие имеет приставку.

После выполнения осуществляется взаимопроверка в парах. Выставляют оценки. Критерии оценивания на доске. 8- «5», 7, 6-«4», 5, 4-«3»,
Разбор отрицательных ответов.
По очереди отвечают, доказывая свою точку зрения
Познавательные УУД
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД
уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Работа с текстом -Выписать из текста причастия, определить действительное или страдательное, указать время.
Замерзшие ледяные узоры окрасились в нежно-розовый цвет утренней зари. Ясное сверка…щ…е утро. (Не) топтаный снег лежал ровными пеленами. В воздухе стоял захватывающий морозный блеск. (А. Куприн)
-Записать предложения, вставить пропущенные знаки препинания, графически объяснить их постановку. Начертить схемы.
– Объяснить правописание частицы не со словом топтаный . В этом тексте представлен только один случай правописания не с причастиями.
-Какие случаи правописания НЕ с причастиями не представлены здесь?
Переконструируйте данное словосочетание так, чтобы оно писалось раздельно.
- Какой темой объединены предложения данного текста?
-Перед вами словосочетания. Прочитайте и подумайте, все ли словосочетания подходят для того, чтобы продолжить разговор о зиме.
Украше(н, нн)ый серебряным инеем,засыпа..ый листвой, отлакирова(н, нн)ая за ночь поверхность реки, золочё..ые листья, растерза(н, нн)ые в клочья облака, обеспокое(н, нн)ые холодом птицы, очарова..ые осенью, , погруже(н, нн)ый в нечто спокойное, уже заснеже(н, нн)ые дали, обсыпаны листьями.
-Выпишите лишние словосочетания и объясните, как вы решаете орфографические задачи при выборе Н или НН.
Сравните словосочетания с причастиями из текста и словарного диктанта.
Составьте по одному предложению с ПО из словарного диктанта.
–Выполнить морфологический разбор причастия нападавший .Учащиеся выполняют задание. Познавательные УУД
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД
Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Уметь оценивать , сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу.
Рефлексия
Домашнее задание Оценить результаты собственной деятельности
В карточке №1 напротив каждого утверждения проставьте + или –
1.Безошибочно нахожу причастия в тексте.(упр. ..)
2.Безошибочно определяю, сколько н пишется в причастиях и прилагательных (упр…)
3.Знаю правописание не с причастиями (упр…)
4.Знаю, как отличить действительное причастие от страдательного (упр…)
5.Знаю условия выделения на письме ПО (упр..)Домашнее задание:
Затем учитель раздает карточки №2 с упражнениями. Учащиеся выполняют дома № того упражнения, где он поставил минус Анализируют свою работу на уроке. Личностные УУД
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности