Конспект урока по математике, 1 класс по теме: «Число 0. Цифра 0»


Тема урока: Число и цифра 0.
Цели:
- сформировать представление о числе 0, рассмотреть свойства нуля; закреплять навыки счета в пределах 9;
- развивать творческие способности учащихся, внимание, мыслительные операции;
- воспитывать умения анализировать свою деятельность;
Оборудование: набор цифр от 0 до 9, ель, счетный материал (снегири), разноуровневые карточки для индивидуальной работы
Ход урока.
Организационный момент.
Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.
Напоминаем правила поведения на уроке:
Глазки смотрят и видят;
ушки слушают и слышат;
сначала думаю, а потом говорю;
помню, что в классе я не один, умею слушать мнения других.
II. Актуализация знаний.
Сегодня математика приглашает в своё царство всех, кто не боится цифр и вычислений. Мы с вами стараемся познать эту интересную науку, преодолевая трудности, ведь наш девиз: «У меня всё получится».
Работа с числовым рядом (веер цифр)
- Назовите число, которое стоит за числом 2. ( 3)
- Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)
- Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)
- Назови соседей числа 3 (4,5)
- Найди сумму чисел 4 и 1 (5)
- Найди разность чисел 3 и 2(1)
На доске запись:
- 3 6 1 4 7 9 2 5 8
Какие задания можно предложить?
Расположить числа в порядке увеличения, уменьшения, сравнить, составить равенства и неравенства.
2. Числовые равенства и неравенства.
Наш друг Карлсон постарался за вас и составил равенство. Проверьте, все ли он правильно сделал?
Как помощь Карлсону , ничего не зачеркивая и не исправляя числа?
4=5
(4=5-1)
(1+4=5)
III. Постановка темы урока.
- Росли 2 ели, на каждой ели по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши.
Сколько всего груш?
- Нисколько, на ели груши не растут.
- Подумайте, как можно по-другому сказать? (ни одной)
Догадались, какова у нас тема урока?
Число 0. Цифра 0. Это слово пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто».
IV. Открытие новых знаний.
1.Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.
Давайте, мы посмотрим на нашу ель. Сколько снегирей сидит на ели?
3, один улетел, как это записать? 3-1, осталось 2. Еще один улетел, 2-1 , остался один снегирь. Стало ему скучно, и он вслед за снегирями полетел, сколько снегирей осталось на ели?
- Что же обозначает число 0? (нет предметов, пустоту, нисколько, ни одного не осталось)
- Какой цифрой будем записывать число 0?
Пальчиковая гимнастика.
Моя вообразилия или на что похожа цифра 0?
2. Написание цифры по образцу в тетрадях.
- Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем, вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем, вверх и соединяем.
– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.
Далее учащиеся работают по образцу.
Познакомим наш 0 с другими цифрами, будем писать через клеточку до конца строчки так…
10 20 30 40 50 60 70 80 90
Что мы с вами записали?
3. Определение места 0 на числовом отрезке.
- Число 0 не знает, где его место. Какое место ему занять на отрезке. Почему вы так думаете?
- В народе часто говорят: «Начнем с нуля…», когда так говорят?
(начинают сначала, на пустом месте).
- Сравните 0 с другими числами отрезка.
- На сколько 0 меньше 1? На сколько 1 больше 0?
Физкультминутка.
4. Свойства 0.
Цифра вроде буквы 0 –
Это 0 иль ничего.
О его особых свойствах
Мы поведём сейчас рассказ.
5. Работа по тетради на печатной основе.
- Задание №1
-Как его проиллюстрировали? Кто мог цветочки срезать и для кого?
- Что получилось в результате?
Задание №2.
- Итак, ребята, мы познакомились со свойствами 0.
- Ещё раз прокомментируйте их.
Задание №5.
1 столбик коллективно;
2- 1ряд;
3-2ряд;
4- 3ряд
Задание №3(смотреть по времени)
Начертить прямоугольник: длина – 8 клеток, ширина – 4 клетки, дайте имена вершинам.
Провести один отрезок так, чтобы:
1-ый ряд – получилось два треугольника.
2-ой ряд – получился один треугольник и многоугольник.
3-ий ряд – получилось два четырехугольника.
V. Первичное закрепление.Дифференцированная работа.
1.Решение примеров на основе свойств 0.
1-0=1
5-5=0
2+0=2
Давайте запишем числа, которые получились при решении примеров второго столбика – 102. Что вы скажите об этих числах, кто может прочитать, какое это число получилось, где вы встречали это число?
Мы учимся в школе №102, в записи этого числа есть 0.
2.Индивидуальные карточки. Выбираем для себя задание (по сложности) красный прямоугольник – самое сложное, синий – 2 уровень, зелёный – 1 уровень (простое).3. Игра «Подумай, где ты встречал 0, в какой службе работает число ноль?»
Пожарная -01, милиция -02, скорая помощь -03
Запишите в тетради эти номера.
VI. Итог урок.
- Что вы узнали на нашем уроке?
- Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете рассказать о нем? (Его нельзя использовать при счете, но без него нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам числа. Мы не можем показать соответствующее ему количество предметов.) Если дети говорят, что еще 0 используют в записи чисел 10,100 и т. д., педагог отмечает, что это верно; значит, у этого числа есть еще одна важная роль в математике.
Об этом будет идти речь на других занятиях.
VII. Дом.задание. Итог урока.
Посчитать, сколько учебных кабинетов на втором этаже, дверей? Сравнить. Найти символ числа ноль и выяснить, какую важную роль в математике выполняет ноль.
-Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме:
Я запомнил …
Я знаю…
Я смог…
- Как бы вы оценили свою работу?
Спасибо за урок.