«Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова»

Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова»
Автор: Тюльпанова В.А.
учитель начальной школы МБОУ
«Кадетская школа» г. Сосногорска

Цель: Научить слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме.
Задачи урока:
Продолжить  знакомство учащихся с произношением и правописанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными согласными буквами.
Развивать орфографическую зоркость, мышление учащихся; обогащать словарный запас детей словами с удвоенными согласными.
Прививать навыки сотрудничества при работе в группах.
Тип урока: Изучение нового материала
Технологии: Коммуникативные (по методике Ш.А.Амонашвили), информационные, игровые.
Оборудование: Компьютер, проектор, колонки, дидактический материал.
Планируемые результаты:
Предметные: находить изучаемую орфограмму в слове, писать слова с изученной орфограммой, правильно употреблять в речи слова с удвоенными согласными.
Метапредметные: планировать учебные действия по выполнению задачи, делать вывод по наблюдениям, сравнивать свой вывод с образцом.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать ответственность за общее дело при работе в группах, проявлять толерантность.






Ход урока
Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Всё ли, ребята, у вас в порядке?
На месте ручки, книжки, тетрадки?
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Учитель: Чтобы начать нашу работу откроем тетради и запишем число и классная работа.
- Ребята, к нам на урок пришли слова и очень необычные. СЛАЙД 2
Алла, Инна, Геннадий, Анна, Эмма, Кирилл, Римма, Нонна, Жанна.
- Прочитайте записанные слова.
- Что общего у этих слов? ( Они пишутся с заглавной буквы)
- Что интересного вы заметили в написании этих слов? ( удвоенная согласная)
- Как вы понимаете значение слова «удвоенная» (две буквы рядом)
Учитель: Слова с удвоенными согласными решили, что им нужно выделиться среди остальных слов. Только вот не знали как? И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами будем учиться хорошо слышать и правильно писать.
Сегодня на уроке мы будем:

·        учиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;

·        учиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;

·        повторим правило переноса слов.
Учитель: - Прочитайте ещё раз эти слова.
- Назовите долгие звуки в каждом слове. (н, л, м, )
- Есть ли в нашем классе ребята, в имени которых есть удвоенная согласная? ( Анна).
- А можете проверить написание этих слов или подобрать проверочное?
( нет, написание слов надо запомнить)
- Запишите те имена, которые вы запомнили. СЛАЙД 3
Учитель: Проверьте свои записи СЛАЙД 4
- Так можно ли проверить написание таких слов? (нет)
- Обратимся к учебнику на стр. 117 СЛАЙД 5
-Это звук мы произносим как один, но более продолжительно.
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
- Отгадайте загадки и запишите отгадки. Назовите удвоенными согласными.
- Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов
На крыше непременно
Должна стоять. (антенна)
-Какая удвоенная согласная? (н)
- Плещет теплая вода в берега из чугуна. (ванна)
- Я мчусь, держась за провода!
Не заблужусь я никогда. (троллейбус)
Учитель: В нашем словаре русского языка есть слова с удвоенными согласными стр. 136-137 .
Класс – что обозначает это слово. ( многозначность) Какая удвоенная согласная встретилась? (с)
- Класс, как помещение в котором учатся школьники.
- Класс, как новый год обучения в школе. Мы переходим из класса в класс.
-Класс! (хорошо) –оценка чего то хорошего.
- Россия –какое значение имеет это слово (Как называют человека, жителя России-россияне)
- Русский – где мы встречаем каждый день это слово? ( в школе, урок русского языка)
- Суббота - какой по счёту день недели? ( шестой)
Учитель: -Сегодня мы повторим , как переносятся слова с удвоенной согласной, но сначала повторим правила переноса слов, которые нам уже хорошо известны.
- А в этом нам помогут следующие слова. Разделим для переноса слова: СЛАЙД 6
Учитель: Зима – какое правило использовали для переноса этого слова (перенос слов по слогам)
Лёд ( слово не переносится, один слог)
Коньки ? (по слогам, мягкий знак остаётся на строке)
Ёжик ? ( слово не переносится, т.к. одну букву на строке оставлять нельзя)
- Как же переносить слова с удвоенной согласной. Обратимся к правилу на стр. 71.
Попробуем перенести слова СУММА, КАССА, ПЕРРОН, КРОСС СЛАЙД 7
- Используя правило, перенесите эти слова СЛАЙД 8
Физкультминутка.
Учитель: Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь , а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?
- Я буду называть слова, а вы если услышите слово с удвоенной согласной хлопните, если услышите слово без удвоенной согласной тихонько топните ногой.
- Ира, Маша, Анна.
- Вода, мыло, ванна.
- Слагаемое, слагаемое, сумма.
- Касса, пассажир , перрон.
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам чёрным глазом,
Лапки в стороны развёл
И по жердочке пошёл.
Прогулялся и присел
Свою песенку запел.
Учитель: А мы продолжим работу в группах. (задания на карточках)
1 группа СЛАЙД 9
1.Дети нашего - это дружный .
2. По широкому .. мчались машины.
3. Осенью вся наша семья болела   .
4. .. стояли на перроне вокзала.

класс
шоссе
коллектив
грипп
пассажиры

2 группа СЛАЙД 10
мас
сум
груп
шос
пер
хок
тен
кей
рон
па
нис
са
ма
се


3 группа СЛАЙД 11
Кроссворд
Игра с шайбой.
Дорожка с рядами деревьев по сторонам.
Место, где продают билеты.
Человек, который совершает поездку на самолёте, поезде или пароходе.
Дорога, покрытая асфальтом.
Помещение в школе для занятий.
4 группа СЛАЙД 12
Найти в словаре значение слов
Юннат, экспресс, аккуратный.
5 группа СЛАЙД 13
Вставить в предложения подходящие по смыслу слова.
Ребята искали для ___________________рисунки жучков и бабочек.
Дети любят играть в настольный _______________.
Папа послал бабушке поздравительную ___________________.
К сказке художник нарисовал красивую ____________________.
Слова для справок : ТЕЛЕГРАММА, КОЛЛЕКЦИЯ, ИЛЛЮСТРАЦИЯ, ТЕННИС.
Учитель: - Проверим работу наших групп.
- Иногда написание удвоенных согласных зависит от смысла слова.
- В корзине одиноко лежал белый гриб (ПОКАЗЫВАЮ рисунок гриба).
- Простудился я вчера
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип
У меня, наверно . ГРИПП. (картинка)
- В каком случае будет писаться удвоенная согласная ? (грипп- как заболевание)
Учитель: Ребята нашего класса подготовили стихи про слова с удвоенными согласными.
1 ученик.
Класс, комиссия и касса,
Пассажир, экспресс и трасса.
Кросс, процессия, прогресс –
Напиши две буквы СС.
2 ученик.
Анна, Инна, Эмма, Нонна.
Миллиметр, программа, тонна.
Пассажир, баллон, рассказ.
Аккуратный, русский, класс.
Все слова даны не зря.
Их запомните, друзья!
Учитель: Ребята, с какими словами мы работали сегодня на уроке? (слова с удвоенными согласными в корне слова)
- Можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными? (нет, это орфограмма, проверяется по словарю)
- Как услышать эту согласную? (звук долгий)
- Как переносятся эти слова? (одна буква остаётся на строке, другая переносится)
Учитель: Предлагаю вам ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ на выбор.
Разноуровневые задания.
Карточка №1
Прочитай слова.
Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова.
Какие слова написаны с большой буквы? Почему?
 Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.
Карточка №2
Прочитай текст.
Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся.
Раздели эти слова для переноса.
В нашем классе многие ребята чем-то увлекаются. Алла любит отгадывать кроссворды. Кирилл ходит в бассейн. Максим хоккеист. Инна играет в настольный теннис. А Вова увлекается аппетитными булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!

РЕФЛЕКСИЯ.
Учитель: Перед вами на столах лежат смайлики трёх пассажиров.
- Первый пассажир улыбается, ему очень понравилось на уроке, он справился со всеми заданиями, он запомнил много новых слов.
- Второй пассажир серьёзный, ему тоже всё понравилось, но не со всеми заданиями он смог легко справиться и иногда он встречал затруднения.
- Третий пассажир печальный. Ему было трудно на уроке и он встретил много непонятных слов .
Выберете настроение какого смайлика соответствовало вашему настроению на уроке Рассадим наших пассажиров по троллейбусам.
- Почему мы сегодня именно в троллейбус сажаем своих пассажиров? (В слове троллейбус удвоенная согласная «л»)
- Молодцы! СЛАЙД 14









13PAGE \* MERGEFORMAT14815