Конспект урока математики ТОЧКА. КРИВАЯ ЛИНИЯ. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. ОТРЕЗОК 1 класс


Урок: математикаТема: ТОЧКА. КРИВАЯ ЛИНИЯ. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. ОТРЕЗОК
Педагогические цели: дать первичные представления о кривой и прямой линиях, отрезке; продолжить работу по усвоению состава чисел 2–5; учить чертить геометрические фигуры по линейке, правильно пользоваться линейкой; прививать аккуратность.
Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать геометрические фигуры: точку, кривую и прямую линии, отрезок; знать состав чисел 2–5.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т. д.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: уметь моделировать – преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке, действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами, инструментами для построения геометрических фигур и правил работы.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новыми понятиями.
На доске изображено несколько разных линий.

– Посмотрите на доску и скажите, что заметили.
– Разделите все изображённые на доске объекты на 4 группы. (Точки, кривые линии, прямые линии, отрезки.)
2. Графическое изображение изученных линий. Выводы.
– Чем прямая линия отличается от кривой? Каким чертёжным инструментом нужно воспользоваться, чтобы начертить прямую линию? (Линейкой.)
– Как вы думаете, почему линейку так назвали?
– Про линейку даже есть стихотворение:
Я – линейка,
Прямота – моя главная черта.
– Начертите в ваших тетрадях одну прямую линию и одну кривую.
– Нужна ли линейка, для того чтобы начертить кривую линию?
– Поставьте в ваших тетрадях точку.
– Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну точку?
– Проведите одну прямую линию.
– Можно ли провести ещё? Проведите.
– А ещё можно провести прямую линию через эту же точку? Проведите.
– А ещё можно? Проведите.
– Какой вывод можно сделать? (Через одну точку можно провести бесконечно много прямых линий.)
– Как вы думаете, можно ли через одну точку провести бесконечно много кривых линий?
– Попробуйте это сделать. Какой вывод из этого следует?
– А теперь поставьте в ваших тетрадях две точки. Сколько через них можно провести прямых линий?
– Проведите прямую линию.
– Проведите ещё одну прямую через эти же точки. (Пытаются выполнить задание и приходят к выводу, что это сделать невозможно.)
– Получилось ли у вас это сделать? Какой вывод из этого следует? (Через две точки можно провести только одну прямую линию.)
– Поставьте ещё две точки в ваших тетрадях.
– Сколько кривых можно провести через них?
– Проведите одну кривую линию.
– Можно ли провести ещё одну кривую линию через эти же две точки? Попробуйте это сделать.
– А ещё одну? Проведите.
– Какой вывод из этого следует? (Через две точки можно провести много кривых линий.)
– Проведите прямую линию. Поставьте на ней две точки.
– Часть прямой от одной точки до другой выделите цветным карандашом.
– Посмотрите внимательно на доску и найдите линии, похожие на полученную вами.
– Как называются эти линии? (Отрезки.)
– Чем отрезок отличается от прямой линии?
Вывод: отрезок – это часть прямой линии. Отрезок имеет начало и конец, то есть ограничен с двух сторон точками, в отличие от прямой линии, которая не имеет ни начала, ни конца, то есть бесконечна.
– Начертите в ваших тетрадях два отрезка.
Взаимопроверка.
II. Пропедевтика темы «Задача» (задание 2, с. 41 учебника).
– Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить?
– Составьте рассказы и поставьте к ним вопросы.
– Какое числовое выражение соответствует первому (второму) рисунку?
– Какие числовые выражения оказались «лишними»?
– Составьте по ним рассказы.
III. Составление и чтение равенств.
Работа по учебнику (задание 3, с. 41).
– Составьте выражения в соответствии с рисунками.
Выражения могут записываться учащимися в тетрадях с комментированием, а могут быть записаны только на доске.
–Прочитайте выражения разными способами.
Работа в тетради (задание 1, с. 15).
Дано выражение: 3 + 2 = 5. Учащиеся закрашивают 3 квадрата синим цветом, а 2 квадрата – зелёным.
Вся работа выполняется фронтально.
IV. Итог урока.
Вопросы: Какие открытия сделали? Какая линия называется прямой? Что такое «отрезок»? Сколько прямых линий можно провести через одну точку? А через две?