Рабочая программа внутрипредметного модуля «Занимательная математика» 3 класс 1 четверть

Министерство образования и науки Российской Федерации.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г.Россоши
Россошанского муниципального района Воронежской области


« Рассмотрено
на заседании МО»
Руководитель МО ________
Е.В.Сухорукова
Протокол №1
от «31»___08_____ 2015г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________
Н.Н.Соболева
«31»_______08____2015г.
«Утверждаю»
Директор МКОУСОШ №25с УИОП
________В.Ф. Ловцова
Приказ №330
от «22»___09______ 2015г.











Рабочая программа
внутрипредметного модуля
«Занимательная математика»
3 класс
1 четверть



Разработал: Шевченко М.В.,
учитель начальных классов








Россошь 2015

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-х классов.
Опираясь на вышесказанное и в соответствии с возрастными данными учащихся (3класс), определяется следующая цель занятий данного модуля: выявить способы запоминания таблицы умножения и способы умножения, исследовать таблицу умножения. Основные задачи реализации содержания: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, исследование таблицы умножения.
Математика – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение математика имеет для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия, воспитания умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития (эмоциональной, познавательной, регулятивной), которые реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Общая характеристика учебного предмета
Программа модуля «Занимательная математика» отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения и расширяет кругозор знаний по предмету.
Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им важность математики, исследования таблицы умножения. В этом случае на помощь приходит модуль «Занимательная математика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, повышению этого интереса способствует включение элементов занимательности. Программа данного модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир математики, как интересны исследования даже таблицы умножения. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, а также стремления расширять свои знания по математике. Знание данного предмета создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения языком цифр невозможна другая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях данного внутрипредметного модуля уделяется заданиям, направленным на развитие у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических.
В 3 классе на уроках идет углубленное повторение пройденного во втором классе. В программе предполагается отработка наиболее трудных случаев табличного умножения.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На основании ФГОС НОО вариативная часть,формируемая участниками образовательного процесса во 2- 4 классах, представлена внутрипредметными образовательными модулями.
Программа внутрипредметного образовательного модуля «Занимательная математика» разработана на 1 четверть в количестве 9 часов. Учебная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю. Продуктом данного модуля будет изготовление проекта «Весёлая таблица»
Формы организации учебных занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа (индивидуальная, групповая).
Календарно-тематическое планирование внутрипредметного модуля
«Занимательная математика» 9 часов
№ п/п
Раздел
/Тема
Кол-во час.
Содержание темы
Обучение детей с ОВЗ
Вид контроля
Оборудование
Планируемые результаты
Дата

Раздел 1. Арифметические действия над числами – 3 часа

1
Модуль Путешествие 1. Необитаемый остров «Таблица умножения».
1
Описывать явления и события с использованием чисел
Определение уровня усвоения таблицы умножения
Стартовый (предварительный) контроль.
Мультимедийный проектор (презентация),
перфокарты
Л: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. М: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П: использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов
04.09

2
Модуль. В стране исследований
1
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма умножения. Исследовать смысл умножения как действия.
Индивидуальные задания в соответствии с уровнем усвоения таблицы умножения
Самопроверка.
Карточки с примерами на умножение и таблицей умножения
Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося М: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. П: овладение основами логического и алгоритмического мышления
11.09

3
Модуль Угадай фигуру.
1
Применять знание таблицы умножения при решении задач изученных видов.
Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма.
Прогностическая оценка.
Карточки
Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося. М: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. П: овладение основами логического и алгоритмического мышления.
18.09

Раздел 2. Внетабличное умножение и деление – 6 часов.

4
Модуль. Знимательная таблица
1
Применять знание таблицы умножения при исследовании кубического дециметра и кубического метра.
Корректировка уровня усвоения
таблицы умножения
Взаимопроверка.
Раздаточный материал (кубический дециметр)
Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. М: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. П: овладение основами пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки
25.09

5
Модуль. Учимся делить играя
1
Использовать знание таблицы умножения при исследовании умножения суммы на число.
Индивидуальные задания в соответствии с уровнем усвоения таблицы умножения.
Промежуточный контроль.
Наглядное пособие (плакат).
Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. М: определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.
02.10

6
Модуль. Занимательная арифметика
1
Применять знание таблицы умножения при исследовании деления двузначного числа на однозначное.
Индивидуальные задания в соответствии с уровнем усвоения таблицы умножения
Прогностическая оценка.
Карточки с примерами на умножение, перфокарты
Л: формирование личностного смысла учения. М: определять наиболее эффективные способы достижения результата. П: развитие умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы

09.10

7
Модуль.В мире чисел.
1
Составление элементов «Весёлой таблицы».
Индивидуальные задания в соответствии с уровнем усвоения таблицы умножения.
Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений.
Карточки с примерами на умножение, перфокарты
Л: развитие этических чувств, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. М: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. П: приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных задач.

16.10

8
Модуль. В мире чисел и задач. Изготовление проекта

1
Составление элементов «Весёлой таблицы».
Проанализировать результаты промежуточного контроля
Прогностическая оценка, взаимопроверка
Карточки с примерами на умножение, перфокарты
Л: формирование установки к творческому труду. М: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей. П: приобретение начального опыта применения математических знаний.
23.10

9
Модуль. В мире чисел и задач. Защита проекта.
1
Защищать проект
Вывод по результатам самоанализа
Итоговый контроль.
Мультимедийный проектор (презентация)
Л: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности М: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. П: овладение основами логического и алгоритмического мышления.
30.10

Предполагаемые результаты программы.
Личностные результаты:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение записывать измеряемые величины и анализировать изображения;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4) умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные
Основные виды контроля
1. Стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью.
2. Промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
3. Контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки портфолио);
4. Итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года.
Формы контроля и критерии оценки
1. Стартовые диагностические работы на начало;
2. Стандартизированные письменные и устные работы;
3. Комплексные диагностические и контрольные работы;
4. Тематические проверочные (контрольные) работы;
5. Самоанализ и самооценка;
6. Индивидуальные накопительные портфолио обучающихся
самооценка (сам оценивает свои знания);
взаимооценка (осуществляется при работе в паре);
прогностическая оценка (оценивают свои знания и умения перед выполнением задания: «Как я справлюсь?»).
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
1. Демидова Т.Е. / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких Математика (Моя математика). Учеб. для 3-го класса в 3 ч. – БАЛАСС. – 2013.
2. Козлова С.А. / С.А. Козлова, А.Г. Рубин Контрольные работы к учеб. «Математика» для 3 класса. – БАЛАСС. – 2013, 63 с.
3. Козлова С.А. / С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» для 3-го класса. – БАЛАСС. – 2013.
4. Савина Л.П. Усвоение таблицы умножения. // Начальная школа. – 2006. – №1.
5. Яровая В.В. Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах. // Начальная школа. – 2006. – №4.
Материалы для проведения тестирования и электронные образовательные ресурсы
1. Афанасьева Н.В. Проверка знания таблицы умножения. // Таблица успеха. – Опубл. 05.05.2013-18:23.
Компьютер, проектор, интернет, цифровые образовательные ресурсы.
Приложение
№ п/п
Тема проекта

1
Путешествие на необитаемый остров умножения.

2
Исследование смысла действия «Умножение».

3
«Весёлая таблица»



План
1. Выбор темы.
2. Определение целей и задач.
3. Проведение исследования результатов тренинговой игры «Мозаика».
4. Анализ проделанной работы.
5. Подготовка к выполнению проекта.
6. Выполнение проекта
7. Защита проекта (отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение точки зрения других людей).
8. Рефлексия (почему получилось или почему не получилось).









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




\ђ Заголовок 115