Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе «По страницам книг зарубежных писателей»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

Рассмотрена на заседании МО
Протокол №___ от Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП
Протокол №___ отВведена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь
Приказ №___

Рабочая программа внутрипредметногообразовательного модуля
по литературе
«По страницам книг зарубежных писателей»,
6 «Б» класс (4ч)
Составитель:
Е.Н. Мосияченко – учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МКОУ СОШ №25 с УИОП
Россошь, 2015
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второго поколения), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, разработана в соответствии с рекомендациями «Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011).
Программа разработана на 9 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Пояснительная записка
Книга - самое большое чудо, созданное руками и разумом человека. Феномен ее связан с тем, что именно она материализует, обобщая и суммируя все то, что мы называем культурой. Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький - все они олицетворяют культуру нашего народа. Соединяя прошлое, настоящее и будущее в истории той или иной нации, книга передает от одного поколения другому все ценное, что накоплено каждым из них.
В России литература всегда была больше, чем просто беллетристика. На разных этапах истории она являлась трибуной общественного мнения, подлинной совестью народа, отражая его идеалы, стремления, помыслы. Хорошо понять и проследить развитие русской литературы, мы сможем тогда, когда будем знать историю зарубежной литературы. Ее роль и значение в мировой культуре очень велико. Литературы разных стран и народов мира находятся в тесном родстве. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.  Знакомство школьников с иностранной литературой способствует пониманию уникальности и неповторимости культуры и литературы каждого народа, представлению о самобытности русской литературы, приобщению к общечеловеческим  ценностям жизни.
Таким образом, программа внутрипредметного модуля « По страницам книг зарубежных писателей» направлена на формирование читательской компетентности в целом. Особенностью программы является усиление связи произведений литературы с другими видами искусств, оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений русской литературы и зарубежной, произведений живописи, музыки. Эта связь обеспечивается включением раздела «Проект», помещённого в учебник, и прослушиванием рекомендуемых учебником произведений в разделе «Фонохрестоматия».
Знакомясь с идейным содержанием литературного произведения, ученик ближе знакомится с ценностями человеческой цивилизации и пытается определить свое место в современном мире.
Цель:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
воспитание эстетического отношения к искусству;
обогащение нравственного опыта школьников.
Задачи: • познакомить учащихся с произведениями зарубежных писателей; • учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения; • развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь; • прививать интерес к предмету, к различным видам искусств. 
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Формы проведения занятий
беседа;
практическая работа;
коллективные и индивидуальные исследования;
самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
№ п\пРаздел/ Тема Количество часов Содержание темы Обучение детей с ОВЗ Вид контроля Оборудование Планируемые результаты Дата
1 Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». 1 Коллективная. Отличительные признаки мифа и сказки; сообщения учащихся о других подвигах Геракла.
Индивидуальная: сообщения учащихся о том, какими были представления в греческой мифологии
о сотворении мира, обстоятельствах рождения Геракла; иллюстрации
к древнегреческим мифам. Словесное рисование, выразительное чтение Выборочный пересказ, аналитическая беседа
Презентация Умение пересказывать, отстаивать свою точку зрения. 2 Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. 1 Коллективная
Создание устных высказываний, адекватно передающих информацию
с заданной степенью свернутости.
Подбор аргументов, формулирование выводов
Индивидуальная: составить план текста эпизода «Одиссей у циклопов»; подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы
Словесное рисование, выразительное чтение Выразительное чтение, аналитическая беседа Презентация Умение выразительно читать, обсуждать увиденное 3 М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире.
«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственной ценности 1 Групповая.
Индивидуальная: чтение, ответы на вопросы текста.
Словесное рисование, выразительное чтение Выборочный пересказ отдельных глав. Презентация Умение выразительно читать и пересказывать, определять главные эпизоды. 4 Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.
1 Коллективная Групповая: подготовить рассказ о писателе
Словесное рисование, выразительное чтение Устное рисование, пересказ, выразительное чтение. Презентация Умение воображать, выразительно читать. 5 П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. 1 Коллективная.
Индивидуальная: подготовить литературоведческую справку о жанре «новелла»
Словесное рисование, выразительное чтение Пересказ, аналитическая беседа Презентация Умение анализировать произведение, поступки героев, пересказывать 6 Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Слово о писателе. «Маленький принц». Маленький принц, его друзья и враги. 1 Пересказ прочитанного, работа по заданиям к тексту.
Коллективная. Индивидуальная.
Подбор аргументов, умение вступать в речевое общение Словесное рисование, выразительное чтение Характеристика героев по плану, предложенному учителем. Презентация Умение давать характеристику героев по плану, читать по ролям, анализировать, находить цитаты в тексте. 7 Подготовка проекта – коллажа к произведениям зарубежных писателей. 1 Сбор наработанного материала, его систематизация Сбор наработанного материала, его систематизация Создание коллажа Рисунки учащихся Умение отбирать нужный материал, систематизировать. 8 Подготовка проекта – коллажа к произведениям зарубежных писателей. 1 Оформление результатов проектов Оформление результатов проектов Контроль учителя, взаимоконтроль Рисунки учащихся Развитие творческих способностей 9 Защита проектов 1 Создание коллажа к произведениям зарубежных писателей. Словесное рисование, выразительное чтение Защита проектов Творческая работа Отчет проектных групп Предполагаемые результаты программы
Личностные результаты
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Метапредметными результатами изучения является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
• воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробно пересказывать текст;
• составлять устный рассказ по картинке;
• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
• анализировать художественное произведение;
• сравнивать произведения разных жанров и авторов;
• давать характеристику героев.
Формы контроля и критерии оценки
Перечень учебно - методического обеспечения
Учебный материал
Коровина В. Я. , Литература: 6 класс: учебник- хрестоматия. В 2-х частях- М. : Просвещение.
Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. Москва «ВАКО» 2011
Дидактический материал
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс»
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 2000.
Интернет ресурсы ht http://festival.
1september.ru/articles/504018/
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия