Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по русскому языку «Секреты родной речи»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 10
Рабочая программа внутрипредметного
образовательного модуля по русскому языку
«Секреты родной речи»
2 класс

2015 – 2016 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 -Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
 -Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
 -САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Устава образовательного учреждения
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
-Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 2015 – 2016 учебный год;
-Годового календарного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 2015 – 2016 учебный год.

Актуальность программы
Современный ребёнок в большинстве случаев подготовлен к началу школьного обучения. У него хорошо развит фонематический слух и зрительное восприятие, сформирована устная речь. Дошкольники употребляют от 3 до 5 - 6 тысяч слов, правильно строят предложения, склоняют, спрягают т.е. у дошкольника в процессе становления устной речи накапливается опыт догматических языковых обобщений, или так называемого чувства языка на уровне «неотчетливого сознавания». Малыши охотно сочиняют стихи, придумывают сказки, нереальные и фантастические истории. Проходит 3 – 4 года и мы наблюдаем, что у этих же детей речь становится менее раскованной и эмоциональной, обедняется т.е. развитие связной красивой речи тормозится. Ребята перестают сочинять сказки, стихи. Огромную трудность вызывает написание сочинений, изложений. Почему так происходит? Причин тому много. На мой взгляд, главная из них, что в учебном плане нет отдельного места урокам развития речи или на эти уроки отводится очень мало часов. Упражнения по развитию речи рекомендуют проводить на уроках русского языка, правописания и литературного чтения. Я, как учитель – практик хорошо знаю, как трудно найти время в рамках 40 – 45 минут урока на упражнения, задания направленные именно на развитие речи ребёнка.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия речи. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь. Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, чем раньше сделаем всё, чтобы « открыть уста детей», по выражению русского языковеда В.И. Чернышева, тем скорее добьёмся желаемых результат. На это направлена моя авторская программа по развитию речи « Секреты родной речи».
Цель программы
В системе предметов начальной общеобразовательной школы данная программа по развитию речи реализует две основные цели:
познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся);
социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, как показателей общей культуры человека).
Задачи программы
формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Инновационность данной программы
Отличительной особенностью данной программы по развитию речи является коммуникативно – познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Их содержание имеет ярко выраженную коммуникативно – речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно – деятельностного подхода.
Целостность программы
Данная программа по развитию речи обеспечивает целостное изучение родной речи в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся;
Коммуникативный принцип предусматривает:
осмысление и реализацию основной функции языка – быть средством общения;
развитие умения ориентироваться в ситуациях общения ( понимать цель и результат общения);
знакомство с различными системами общения;
развитие у учащихся желания ( потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности;
Познавательный принцип предполагает:
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и ка средства познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с опорой на образное и абстрактно – логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания обучающихся становится смысл и значение слова;
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно – исторической ценности;
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов;
Реализация данных принципов позволяет обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно – нравственное развитие личности. Обретение социального опыта.
Описание места программы в учебном плане
На реализацию программы по развитию речи « Секреты родной речи» в учебном плане отводится 10% от общего количества учебных часов отводимых на уроки русского языка во 2 классе (170 ч). Что составляет 17 часов. Эти часы включены в календарно – тематическое планирование уроков русского языка и проводятся 1 раз в две недели. Данная программа рассчитана на учащихся 7 – 8 лет. Сроки реализации программы 1 год.
Результаты изучения программы по развитию речи «Секреты родного языка»
Программа обеспечивает достижение, обучающимися, следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, народ, историю России;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
формирование собственного познавательного мотива учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с родным языком.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем;
учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу;
формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и одноклассниками;
формирование волевой саморегуляции как способности к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
составление целого текста из его частей, самостоятельное достраивание текста и предложений недостающими компонентами;
поиск и выделение необходимой информации;
структуирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
создавать атмосферу эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества;
уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения;
развивать и воспитывать правильное речевое поведение.
Предметные результаты
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета. Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
понимания слова как двусторонней единицы языка, ка взаимосвязи значения и звучания слова;
формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
Содержание программы
Виды речевой деятельности
Слушание: развитие умения слушать речь собеседника ( анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении.
Говорение: выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение: Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов. Интерпретация и обобщение полученной информации, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо: Создание небольших собственных текстов и их запись.
Развитие речи
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно – образных моделей. Составление из предложений связного текста. Сочинение считалок, загадок. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Планируемые результаты
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета
и правила устного общения ;
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые
пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
Ожидаемые результаты
Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов. Рост личностных достижений. Создание атмосферы успеха. Накопление опыта творческой деятельности. Участие в олимпиадах по русскому языку, литературному чтению.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах
научность;
занимательность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Формы работы
групповые;
индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
работа в парах;
работа в микрогруппах;
самостоятельная форма работы.
Теоретические занятия:
беседы;
сообщения;
просмотр видеоматериала, презентаций.
Практические занятия:
сочинение загадок, сказок;
проект;
викторина;
интеллектуально-познавательные игры;
инсценировка сказки;
работа со словарями.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоги реализации программы представлены двумя этапами.
Первое - это тематический вечер - отчет о своей работе. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия участники максимально самостоятельны.
На втором этапе проводится викторина, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Викторина выявит лучшего, т. е. ученика, который получит звание «Знаток родной речи».
Дальнейшее развитие программы
В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию речи учащихся.

Предполагаемое использование результатов реализации программы
Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических работников.
Включение программы по развитию речи «Секреты родной речи» в Программу развития общеобразовательного учреждения.

Тематическое планирование
№ п/п Кол – во часов Тема занятия Содержание занятия Дата
проведения
план факт
1. 1 Что такое язык? Наука о языке. Сколько языков на планете Земля? Беседа о многообразии значения слова « язык». Раскрытие понятия – Языкознание. Презентация « Как много языков на планете». 2. 1 Наша речь от пещерного человека до наших дней. Беседа о возникновении человеческой речи. Речь устная и письменная. Использование ИКТ. 3. 1 Тайные письмена. История возникновения и развития письменной речи с использованием ИКТ. 4. 1 Бравые солдаты нашей речи. Беседа о звуках и буквах. Оформление устной речи. 5. 1 Мастерская языка. Раз, два, три, четыре, пять, давай считалку сочинять. Учимся сочинять считалки. Презентация считалок собственного сочинения. 6. 1 Правильная речь. Беседа о нормах русского языка. Работа по тексту. Нахождение речевых ошибок, их объяснение и исправление. 7. 1 Быстро – медленно.
Тихо – громко. Знакомство и объяснение понятия темп речи. Представление громкости, как интонационно – звуковом средстве выразительности устной речи. Практическое применение полученных знаний на конкретных текстах. Знакомство с алгоритмом разучивания скороговорок. 8. 1 Самое главное. Знакомство с понятием – логическое ударение. Применение на практике новых знаний на конкретных примерах текста. 9. 1 Чей голосок? Знакомство с понятием - тембр. Игра « Узнай меня по голосу». Применение на практике новых знаний. Инсценировка отрывков из сказок в кукольном театре. 10. – 11. 2 Мастерская языка. Будем сказку сочинять. Беседа о структуре сказки, о её характерных признаках. Виды сказок. Коллективное сочинение сказки по принципу игры «Снежный ком». 12. 1 Странные словечки. Рассказ об устаревших словах в нашем языке. Нахождение таких слов в тексте на примере русской народной сказки. Их объяснение. Знакомство со словарём устаревших слов. 13. 1 Точные слова. Учить употреблять слова в точном соответствии с их значением. Работа с Толковым словарём, интернет – ресурсом Википедия. 14. 1 Разговорная и деловая речь. С опорой на знания детей помочь им осмыслить факт существования стилевых разновидностей речи. 15. 1 Художники своей речи. Знакомство с понятием - художественная речь. Словесное рисование картин. 16. 1 Мастерская языка. Секрет загадки. Применение на практике полученных знаний. Учимся сочинять загадки. 17. 1 Викторина « Знаток родной речи». Применение на практике полученных знаний. Победителям викторины присваивается звание «Знаток родной речи». Литература
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2002, -320 с.
Бунеева Е.В. Уроки детского чтения по книге «В одном счастливом детстве» 3 класс
Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002, 256 с.
Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
Калюшкина А.П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 44-47
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования 2002, №6, с. 10-41
Курбатова Л. Развитие творческого воображения // Обруч, 2000, №6
Львов М.Р, Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в младших классах. – М.: Издательский центр Академия, 2002. –464с.
Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999.
Павленко Л.Ф. Путешествие в тридесятое царство. Развитие мышления младших школьников средствами работы с малыми литературными формами, Ульяновск: ИПКПРО, 1997.
Прохорова Л.Н. подготовка учителя к работе п развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42
Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей . - Ярославль: Академия развития. – 1997
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития. –1996.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М. : Издательский центр ВЛАДОС. –2001. – 161с.
Шубинский В.С.Педагогика творческого потенциала у школьников. М.: Просвещение. – 1989.
Интернет-ресурсы
1. Википедия – свободная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- http://school-collection.edu.ru3.Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru4. Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su5. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://meqa.km.ru 7. Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru , http://www.encyclopedia.ru/
Материально-техническое оснащение занятий
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.