Классный час Цандер Фридрих Артурович — гений ракетостроения

Научно-практическая конференция школьников, посвящённая 160-летию К.Э. Циолковского «Путь к звёздам»


Номинация: История освоения космоса



Ф Р И Д Р И Х Ц А Н Д Е Р – «Непризнанный гений»

Работа учащегося 9 А класса
МБОУ СОШ №16 г. Пятигорска
Терёшина Владислава
Руководители:
Высочина Ольга Дионисьевна
Лазарева Анна Михайловна











2017 г.



Содержание
Вступление.
Цель: узнать из литературных и медийных источников о жизни и деятельности замечательного человека «непризнанного гения», мечтателя, инженера, пионера создания космических кораблей Ф.А. Цандера
Детство Ф.А.Цандера.
Роль отца в воспитании.
Юность Ф.А.Цандера.
Знакомство с работой К.Э.Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
Разработка проекта самолёта – ракеты.
Представление проекта на первой выставке межпланетных аппаратов и механизмов.
Создание ОР – 1.
Идея «Солнечного паруса».
Подготовка к полёту на Марс.
Работа в ГИРДЕ.
Создание ОР – 2.
Смерть Ф.А.Цандера.
Значение трудов Ф.А.Цандера.
Наследие.









2
Фридрих Цандер. Непризнанный гений. «Кто, устремляя в ясную осеннюю ночь свои взоры к небу, при виде сверкающих на нем звезд не думал о том, что там, на далеких планетах, может быть, живут подобные нам разумные существа, опередившие нас в культуре на многие тысячи лет. Какие несметные культурные ценности могли бы быть доставлены на земной шар, земной науке, если бы удалось туда перелететь человеку, и какую минимальную затрату надо произвести на такое великое дело в сравнении с тем, что бесполезно тратится человеком»...
Есть такое расхожее выражение: «непризнанный гений».
Такого человека часто считают чудаком, не от мира сего, странным типом, может быть, даже не в себе. Но бывает и так, что это действительно гений, только непризнанный. А «странное и не в себе» само общество, которое не признало пророка в своем отечестве. Трагическая участь непризнанного гения и выпала на долю замечательного ученого, изобретателя первого ракетного двигателя Фридриха Артуровича Цандера.






Он родился 23 августа 1887 года в Риге. В двухлетнем возрасте мальчик потерял мать. Детей воспитывал отец, по профессии врач, а по призванию фантаст. Вместо вечерних сказок о мишках и зайчиках он рассказывал малышам «правдивые» истории об инопланетянах, которые живут совсем не так, как обитатели Земли. Цандер впоследствии вспоминал: «С раннего детства стремление лететь к звездам, рассказы о полетах О. Лилиенталя в Германии и запущенные отцом высоко воздушные змеи возбуждали во мне рано вопрос о том, нельзя ли будет самому добиваться перелета на другие планеты. Эта мысль меня больше не оставляла». Любимыми книгами Фридриха стали космические романы Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны». Но мечтой, заветной и неизменной, был Марс Красная планета, соседка Земли.
3
В тот далекий августовский день 1887 г. небо над старой Ригой было совершенно безоблачным, и тысячи горожан увидели, как темное пятно вдруг надвинулось на Солнце, заслоняя его все сильнее и сильнее, пока не остался совсем маленький серп, почти не освещавший Землю. Зрелище было величественным и жутковатым, и тем большая радость охватила всех, когда это пятно медленно сползло со светила, засиявшего с новой, словно обновившейся силой. Спустя несколько дней, в ночь с 10 на 11 августа, рижан ожидал сюрприз еще одного необычного явления: по небосклону вдруг разом покатилось множество метеоров, и, казалось, будто небо заплакало, роняя вниз свои горячие слезы. Днем 11(23) августа по всей Риге только и разговоров было об этом звездном дожде, затмившем все более или менее значительные события в жизни города. Впрочем, обитателям дома № 8 по улице Калькю в этот день, было не до небесных явлений. В семье, проживавшего здесь доктора медицины Артура Константиновича Цандера ожидалось пополнение. Родился мальчик. Новорожденному, которого назвали Фридрихом, суждено было стать известным советским ученым и инженером, одним из пионеров ракетно-космической науки и техники. Жилищные условия семьи оставляли желать много лучшего. Она каждые два-три года меняла квартиры, мечтая обрести, наконец, постоянное и удобное жилье. Случай, вскоре, подвернулся: Артур Константинович по завещанию отца получил небольшую сумму денег, позволившую, тем не менее, всерьез заняться вопросом о покупке дома. В одном из рабочих районов Риги он облюбовал одноэтажный дом и в 1897 г. купил его, Правда, это было не совсем то, что хотелось бы иметь, но средств на покупку более просторного жилья не хватало. По собственному проекту Артур Константинович надстроил второй этаж, сделал перепланировку всего дома, и в следующем году в него переехала вся семья. Отец Цандера, медик по образованию, все делал и надстраивал сам, это не такая простая работа. Посмотрите на эти детали дома:







4
























5
Артур Константинович считал, что воспитание должно разумно сочетать умственную деятельность с физическим трудом. Он последовательно претворял эту концепцию в жизнь, а с приобретением дома его возможности на этом пути расширились. Благоустройство жилья требовало значительных усилий, и Цандер-отец, сам много и неутомимо работая, следил за тем, чтобы дети ему помогали. Вокруг дома вскоре был посажен сад, во дворе сооружен фонтан. Особенно много забот появлялось весной и летом – нужно было окапывать и подрезать деревья, орошать сад, полоть сорняки. Иногда работа занимала целый день и затягивалась до позднего вечера. Дети уставали, но никто из них не роптал – им было приятно осознавать важность и полезность своего труда. Отец, зная о мечте сына, подарил ему на день рождения недостающую сумму денег, и Фридрих в 1908 г. купил трубу. Радости не было конца: Цандер теперь проводил почти все ночи напролет на крыше своего дома, рассматривая в трубу далекие звезды. От систематического недосыпания Фридрих похудел, устал, но страсть к наблюдениям была у него сильна и отодвигала на второй план заботу о собственном здоровье.

Вот этот фонтан.


6



А вот и сад. Его очертания просматриваются до сих пор.







7
1896 - Фридрих Цандер определен в частное приготовительное училище, дававшее подготовку для поступления в реальное училище. Трехгодичный курс Фридрих преодолевает за два года (сказались старания отца) 1898 - Фридрих Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, готовившего специалистов для промышленности и торговли. 1905 - Фридрих Цандер заканчивает реальное училище первым учеником. В последнем классе Фридрих по рекомендации одного из преподавателей знакомится с трудом Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Это укрепило его в мысли вплотную заняться проблемой межпланетных полетов. 1905 - Фридрих Цандер поступает на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института. 1905-1907 - Фридрих уезжает из Риги (администрация, напуганная революцией 1905 г., временно закрывает институт), заканчивает Высшее Королевское техническое училище в Данциге и лишь потом возвращается в "альма матер" 1908 - организация при участии Цандера Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета, члены которого устраивали выставки летательных аппаратов, сами строили планеры и пропагандировали идею полета на устройствах тяжелее воздуха. В это же время Цандер задумывается над проблемами космической тематики.
Мальчик получил неплохое домашнее начальное образование, потом поступил в реальное училище. В 1905 году окончивший училище первым учеником Цандер был без вступительных экзаменов принят на механическое отделение Рижского политехнического института. В институте Фридрих выступил одним из инициаторов создания «модного» в начале XX века кружка воздухоплавания. Студенты строили планеры и модели аэропланов, пропагандировали идеи полета на летательных аппаратах тяжелее воздуха и устраивали различные мероприятия.







8
Сам Цандер к тому времени уже был знаком с работой К. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и всерьез задумывался о межпланетных полетах. В 1909 году он высказал идею о возможности использования отработавших частей ракеты в качестве топлива.
В 1914 году Фридрих окончил институт и поступил на работу на завод «Проводник». Это предприятие не имело ничего общего с космосом оно выпускало резиновые изделия. В 1915 году в связи с приближением линии фронта завод эвакуируется в Москву. Цандер получает возможность перейти на авиационный завод «Мотор». Инженерная практика на этом предприятии дает Фридриху Артуровичу необходимый опыт для лучшего понимания сущности двигателя. Но в 1922 году инженер решает уйти с завода, чтобы заняться тем, что его интересует больше всего. В его отпускном свидетельстве написано: «Отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему».
Полтора года ученый нигде не работает, занимаясь расчетами ракетного двигателя. За годы работы скопить ничего не удалось, так что жить не на что. Правда, рабочие завода «Мотор», чтобы как-то поддержать изобретателя, из своей зарплаты отчислили ему сумму, равную его двухмесячному заработку. Но конечно же этого не хватает на полтора года. Постепенно Цандер относит в ломбард все, что было в доме. Заложена даже любимая астрономическая труба, в которую Фридрих Артурович смотрел на далекую Красную планету. В конце концов остается только одежда, которая на нем, бумаги с расчетами и логарифмическая линейка. Свой аппарат Цандер видел таким: «Двигатель будет приводить в движение винты, и аэроплан взлетит с Земли На высоте примерно 25 тысяч верст над Землей авиационный двигатель будет выключен и включен ракетный мотор с силой тяги в 1500 кг. Затем специальным механизмом мы втянем части аэроплана в котел, где они будут расплавляться, и получим жидкий алюминий,
который вместе с водородом и кислородом послужит нам прекрасным горючим материалом. Скорость полета аппарата будет все более и более нарастать, одновременно будет возрастать и высота полета. На высоте приблизительно 85 верст над Землей от аэроплана уже ничего не останется, так как он весь расплавится в котле, и расплавленный металл будет использован как топливо, а останется только ракета с небольшими крыльями и рулями, а также кабина для людей. Согласно расчетам, аэроплан будет иметь достаточную скорость для того, чтобы отлететь с Земли и перелететь на другие планеты Обратный спуск можно будет осуществить при помощи обратной отдачи ракетного мотора,
9
для того чтобы замедлить полет и вновь очутиться в земной атмосфере. А дальше возможен планирующий спуск или же спуск при помощи лишь маленького двигателя».
В 1923 году вконец обнищавший, но счастливый изобретатель возвращается на «Мотор». В 1924 году Цандер подает авторскую заявку на самолет-ракету (космический самолет) в Комитет по изобретениям. Чиновники, сочтя проект слишком далеким от реальности, отказывают ему. Лишь в 1937 году, когда Фридриха Артуровича уже не было в живых, его заявка, которая, по сути, являлась научной статьей, была опубликована в одном из сборников «Ракетная техника». При жизни же Цандера были опубликованы всего две его работы: научно-популярная статья «Перелеты на другие планеты» (1924) и книга «Проблемы полета при помощи реактивных аппаратов» (1932).В 1926 году Фридрих Артурович устраивается на работу в Центральное конструкторское бюро Авиационного треста и через год его проект представляется на Первой Мировой выставке межпланетных аппаратов и механизмов. 8 октября того же года Цандер направляет письмо в Главнауку Народного Комиссариата просвещения РСФСР, сопроводив его расчетами и описаниями своих работ, с просьбой о выпуске книги. Название заявлено следующее: «Полеты на другие планеты: первый шаг в необъятное мировое пространство; теория межпланетных сообщений». Главнаука отдает материалы на рецензию ученику Н. Жуковского профессору В. Веточкину. Отзыв положительный. Однако какому-то чиновнику из Главнауки мнения авторитетного ученого недостаточно, и он направляет материалы на повторную рецензию. Новый рецензент, очевидно, не слишком разбиравшийся в вопросах межпланетных перелетов, рекомендует в пять раз сократить книгу и ограничить ее содержание экскурсом в недолгую историю ракетной техники. «Странные» идеи самого Цандера рецензент счел абсолютно излишними. Получив эту повторную рецензию, чиновник лишь через девять месяцев соизволил уведомить Фридриха Артуровича о том, что удовлетворить его ходатайство об издании книги не представляется возможным.
На заводе Цандер вынужден заниматься плановыми проектами. Ракетные проблемы он по-прежнему разрабатывает в нерабочее время. В качестве модели реактивного двигателя изобретатель приспособил паяльную лампу. В результате нечаянно получился прототип жидкостного ракетного двигателя. Автор назвал его ОР-1 (опытный ракетный первый). Он имел камеру сгорания с соплом, которое охлаждалось топливной смесью, подачу горючего и окислителя под давлением, электрическое зажигание и развивал тягу в 5 килограммов. Цандер измерил тягу с помощью рычажных весов. Конструированием ракет Цандер занимался вполне профессионально. Инженерное образование позволяло ему использовать в трудах великолепный математический аппарат.
10
Фридрих Артурович высказал и обосновал несколько революционных идей. Прежде всего, создание двигателя внутреннего сгорания, работающего не только на бензине, но и на жидком кислороде (это нужно для движения в безвоздушной среде), планирующий спуск при возвращении аппарата на Землю, запуск ракеты с большого аэроплана или спутника, тепловая защита аппарата при движении в плотных слоях атмосферы.
Он думал над тем, как использовать для ускорения или замедления движения ракеты гравитационные поля Солнца и планет. Эта идея была воспринята космонавтикой и получила название гравитационного или пертурбационного маневра. Американский «Вояджер-2», мчавшийся к границам Солнечной системы, получал энергию для дальнейшего полета из гравитационных полей Юпитера и Сатурна. Фридрих Артурович высказал также мысль об использовании «солнечных парусов» давлении солнечного ветра в качестве движущей силы космического корабля. В 1992 году и эта идея Цандера воплотилась в жизнь. К сожалению, не у нас Три корабля использовали солнечные паруса при полете к Луне, приуроченном к пятисотлетнему юбилею открытия Америки.












Это тот самый «Солнечный парус».
11
Сам Цандер мечтал слетать на Марс. Он учился задерживать дыхание: ведь в марсианском корабле запас воздуха ограничен. Он пил содовый раствор: в полете сода должна поддерживать тонус. Когда Фридрих Артурович заболел, его пришли навестить друзья. У ученого был жар, а в комнате царил страшный холод. Цандер лежал, укрытый несколькими одеялами, пальто и даже ковром, снятым со стены.
Стали поправлять постель и нашли под ковром и пальто между одеялами несколько градусников. Исследователь, как оказалось, ставил опыты по теплопередаче: ведь освещенная солнцем поверхность корабля будет сильно нагреваться, а теневая охлаждаться. В декабре 1930 года Цандер поступил на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), а в следующем году по инициативе Фридриха Артуровича при Бюро воздушной техники Центрального совета Осоавиахима была создана секция реактивных двигателей, вскоре преобразованная в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Председателем ГИРДа был избран сам Цандер, а председателем ее технического совета С. Королев. Группа работала в условиях постоянного дефицита материалов и инструментов, не хватало измерительных приборов, зарплата выплачивалась мизерная. В шутку ГИРД стали расшифровывать так: «Группа инженеров, работающих даром».
Несмотря на, казалось бы, успешную работу Цандера в ГИРДе, судьба его изобретений, как и прежде, была полна драматизма. Биограф изобретателя Я.
Голованов писал: «В сентябре 1930 года в Гааге по инициативе Нидерландского королевского аэроклуба должен был состояться международный конгресс по воздухоплаванию, на который специальным письмом в адрес Всесоюзного авиаобъединения приглашались советские специалисты. Цандер написал доклад под названием «Проблемы сверхавиации и очередные задачи по подготовке к межпланетным путешествиям», который обсудили и одобрили в ЦАГИ. Профессор В. Веточкин дал докладу очень высокую оценку, подчеркивая оригинальность материалов Цандера. Рукопись перевели на французский язык и отправили во Всесоюзное авиаобъединение, где сосредоточивались все документы к предстоящему конгрессу. В ВАО доклад прочли и задумались. Потом отправили обратно в ЦАГИ. В письме директору ЦАГИ профессору С. Чаплыгину сообщалось, что лучше всего послать доклад в Гаагу от имени ЦАГИ, «так как ВАО, будучи промышленной организацией, не считает возможным выступать по вопросу о межпланетных сообщениях». Но и ЦАГИ космическими проблемами не занимался.
Опять задумались и решили вообще никакого доклада в Гаагу не отправлять, поскольку все это как-то несерьезно, и солидную
12
организацию все эти межпланетные «фантазии» могут только скомпрометировать». В апреле 1932 года была создана производственная часть ГИРДа, в которую и перешел Фридрих Артурович. А в мае того же года начальником ГИРДа назначили С. Королева.
Производственная часть занималась практической доводкой двигателей. А они работали не слишком хорошо: прогорали сопла, засорялись системы, отказывало зажигание, да и тяга была ниже расчетной. Цандер работал на износ. Иногда он не уходил с рабочего места сутками, периодически подкрепляясь сухарями, сумка с которыми висела на гвозде рядом с его рабочим столом. Королев даже издал шутливый приказ, обязывающий сотрудника, покидающего здание последним, забирать с собой фанатично преданного работе Фридриха Артуровича. А Цандер тем временем выглядел все более усталым, он очень похудел, мало ел, а если и брал что-нибудь в столовой, то самое дешевое. Королев предложил собрать деньги и тайно от Цандера заплатить за него вперед. Фридрих Артурович по-прежнему платил 7 копеек, но блюда получал на целых 35. И все не мог нарадоваться: «Насколько лучше стали кормить в нашей столовой!»
В кратчайшие сроки был создан «опытный ракетный второй» (ОР-2). В нем
были использованы инженерные решения, не имевшие аналогов в мировой практике. Впоследствии именно ОР-2 стал прототипом для двигателя немецкой ракеты «ФАУ-2». В 1933 году две первые советские ракеты пронзили подмосковное небо. На одной из них был установлен двигатель Цандера. Он работал в течение 22 секунд и развил тягу 70 килограммов. Ракета называлась ГИРД-Х.
Фридрих Артурович совсем немного не дожил до этого радостного дня.







13
Переутомленный ученый по настоянию коллектива отправился отдыхать в Кисловодск. По дороге он заразился брюшным тифом и 28 марта 1933 года на сорок шестом году жизни скончался. Его похоронили в Кисловодске.









11 августа 1959 г., в торжественной обстановке был открыт Памятник Фридриху Артуровичу. Авторами памятника являются художник В.П. Дюмин и скульптор А.А. Мануйлов. Памятник представляет собой две соединенные стелы из черного мрамора и серого гранита. На фоне более высокой, черной, сверкает металлическая ракета „ГИРД-Х". Ниже ракеты выбиты слова: „Вперед, товарищи, и только вперед! Все выше и выше, ближе к звездам!" В круглой гранитной нише бюст с надписью под ним: „Пионер советского ракетостроения, энтузиаст межпланетных полетов, инженер Фридрих Артурович Цандер. 11 августа 1887 - 28 марта 1933". Слева от памятника две плиты красного гранита с биографической справкой о Ф.А. Цандере.
Последнее письмо Фридриха Артуровича друзьям на Садово-Спасскую кончалось так: «Вперед, товарищи, и только вперед! Поднимайте ракеты все выше и выше, ближе к звездам...»
14
Когда в ГИРД пришла телеграмма из Кисловодска, все словно оцепенели. Королев плакал и не скрывал слез. Потом спросил тихо:
- Останется ли теперь ГИРД?..
Почему-то думают, что Королев не мог быть слабым. Мог. И бывал. И это прекрасно. На траурном митинге Сергей Павлович говорил о том, как много сделал Цандер для ракетной техники, о том, что работы его имеют непреходящее значение.
На траурных митингах всегда так говорят, но эти слова не были данью обычаю. В мировой плеяде пионеров космонавтики Ф. А. Цандер занимает особое место. Может быть, среди этих людей по возрасту и устремлениям ближе всего к нему стоял Роберт Годдард. Но сами американцы пишут о нем: «Нельзя установить прямую связь между Годдардом и современной ракетной техникой. Он на том ответвлении, которое отмерло». Цандер  на том, которое живет. В 1967 году академик А. А. Благонравов сказал:
- Труды Цандера до сих пор являются такими работами, в которых исследователи и конструкторы находили возможность черпать новые для себя идеи. Его наследие до сих пор помогает заглянуть вперед, использовать то, что он писал, о чем думал, для дальнейшего развития ракетной техники.
После него остались рукописи, графики, чертежи, расчеты Его дети носили космические имена: Меркурий и Астра. Именем Цандера назван кратер на обратной стороне Луны.
Высоко в небе сияет Красная планета Марс. Труды Фридриха Артуровича Цандера сделали ее ближе...
PS
В 1924 г. у Цандера появилась идея издать научно-популярную книгу под заглавием: «Полёты на другие планеты и на Луну» В 1926 г. он намечает издать ещё теоретическую работу под названием. «Перелёты на другие планеты; первый шаг в необъятное мировое пространство; теория межпланетных сообщений». Однако по ряду причин задуманные книги в этот период не были изданы. И только в 1932 г. вышла из печати его книга под названием: «Проблема полёта при помощи реактивных аппаратов». Это одна из первых книг в мировой литературе, в которой полёт при помощи ракетных двигателей рассматривался не только с теоретической точки зрения, но и с практической, инженерной стороны.
15
Цандер также доказал выгодность использования при подъёме, в пределах атмосферы, воздушно- реактивного или поршневого особого двигателя, работающего на смеси чистого кислорода и бензина.
В результате своей многолетней деятельности Цандер разработал новые тепловые циклы для ракетных двигателей и особенно для воздушных ракетных двигателей. Ему же принадлежит идея применять металл в качестве топлива для ракетных двигателей. Ещё до 1927 г. Ф. А. Цандер написал теоретическую работу «Применение металлического топлива в ракетных двигателях». Однако она увидела свет только в 1936 г., в 1-м выпуске сборника «Ракетная техника», а его вторая статья «Вопросы конструирования ракеты, использующей металлическое топливо» была опубликована в 1937 г. в сборнике «Ракетная техника», № 5. Исключительный интерес представляют его статьи «Тепловой расчёт ракетного двигателя на жидком топливе». В них даются расчёты температур стенок камер сгорания и необходимые объёмные величины камер для полного сгорания компонентов топлива. Кроме ряда теоретических выводов, здесь очень ценны расчёты ракетных двигателей по энтропийным диаграммам, широко применяемым в настоящее время, а также расчёты теплопередачи, показывающие возможность осуществления цельнометаллического ракетного двигателя без применения керамики...












16
Останется ли память о нём тут?
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на улице названной именем Фридриха Цандера, стоит дом, принадлежавший семье учёного. Из-за смены собственника, находившийся там музей перенёс экспозицию в здание Латвийского университета.
Улица Цандера есть в Останкинском районе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Также улицы, названные в честь Цандера, есть в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Алма-ате, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Именем Цандера назван кратер на обратной стороне Луны.
В романе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Прыжок в ничто» один из главных героев  Лео Цандер, инженер-ракетостроитель, ученик Циолковского.
В 1964 году в СССР была выпущена почтовая марка, посвящённая Ф.А.Цандеру









В Москве на доме № 12 по Медовому переулку, где Ф. А. Цандер жил с 1926 года, расположена в память о нём мемориальная доска.




17
Книги:




































Именем Фридриха Цандера в городе Кисловодске названа улица, что ведет к Воинскому мемориалу.
18
Музей в Москве... В 15 минутах ходьбы от метро Динамо, на Красноармейской улице в Москве находится старейший в России музей, посвященный авиационной тематике. Музей создан 6 ноября 1924 г. и сейчас он входит в состав Центрального дома авиации и космонавтики. Музей небольшой, всего 9 залов. Во дворе, за каким-то штакетником, памятник Цандеру. Какой-то очень трогательный и домашний.









В Кисловодске при Историко-краеведческом музее «Крепость» в 2014 году открыт Музей Космонавтики, где многие экспонаты посвящены Ф.А.Цандеру – пионеру ракетной техники. В городе есть улица имени Цандера.











19


























Первая ракета на жидком топливе.
















Проекты, исследования Цандера.





20


Его записи очень трудно читать, написанные вязью наподобие грузинской они ещё не все расшифрованы.
Вот таким «непризнанным гением» является Ф.А.Цандер.

















21


Литература:
Л. Корнеев – Разведчик космических дорог. (К 75-летию со дня рождения)
Астра Цандер – Человек, опередивший время.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Г.М.Салахутдинов «Фридрих Артурович Цандер»(К 100-летию со дня рождения; 1987г).









22

Заголовок 115