Рабочая программа по образовательному курсу «Легоконструирование»













Рабочая программа по образовательному курсу

«Легоконструирование»







Составитель: учитель начальных классов
Вахмянина А.Ю.










2014 -2015 учебный год

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Легоконструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Основной целью курса технологий в российской школе должно стать формирование у школьников целостного представления о той части окружающей их действительности, которая создаётся человеческим обществом. Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества артефактов: материальных, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Курс «Легоконструирование» для учащихся предназначен для того, чтобы положить начало формированию у них целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.
Материал по курсу «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Кроме этого, реализация этого курса в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
В программе курса не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу учитель решает сам, сообразуясь с условиями образовательного учреждения и возрастом учащихся.
Учащиеся, выполняя задания учителя, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной учителем. Помощь учителя при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы и консультированию учащихся.
Самостоятельная работа выполняется учащимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.
При конструировании могут дополнительно использоваться все наборы ЛЕГО, имеющиеся в конкретном учреждении.
Различают три основных вида конструирования:
по образцу,
по условиям
по замыслу.
Конструирование по образцу когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.








Общая характеристика курса

В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Занятия по ЛЕГОконструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами;
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.

Цель курса: является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
Ознакомление с основными принципами механики;
Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических ( текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
Развитие индивидуальных способностей ребенка;
Развитие речи детей;
Повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора ЛЕГО.

Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.


Курс «Построй свою историю» поможет учащимся 1 классов:
научиться уверенно говорить на разные темы,
научиться создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы и истории,
пополнять словарный запас,
улучшать навыки устной речи, чтения, письма, творческое мышление,
научиться анализировать рассказы, персонажей и сюжеты,
научиться определять и понимать концепции разных жанров,
совершенствовать технологическую компетенцию
Набор с лёгкостью интегрирует применение цифровых технологий в учебный процесс благодаря уникальному программному обеспечению.
Курс «Простые механизмы».
Цель – обучение принципам работы простых механизмов.
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов Лего набор 9689 как инструмента для обучения школьников конструированию и моделированию. Модели ЛЕГО, создаваемые с помощью набора 9689 «Простые механизмы» и Рабочие листы из Комплекта заданий 2009689 к набору позволят ученикам почувствовать себя юными учеными и инженерами, помогут им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
 
Основными задачами курса являются:
создание мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы;
получение учащимися первого опыта научного подхода к исследованиям, включающим в себя наблюдение, осмысление, прогнозирование и критический анализ.

Обоснование курса
Работа с образовательными конструкторами Лего позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель.
Ученики учатся грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое решение, реализовывать в виде модели.
Ученики развивают свои представления о положении и перемещении объектов. Учатся построению трехмерных объектов по их двухмерным изображениям.

Определяющей задачей изучения курса является достижение следующих уровней обученности.
Иметь представление:
О базовых конструкциях;
О правильности и прочности создания конструкции;
О техническом оснащении конструкции.
Знать:
Правила создания устойчивых конструкций для правильного функционирования модели;
Технические основы построения модели.
Уметь:
Использовать полученные знания для создания выигрышных, готовых к функционированию конструкций;
Создавать программы для выбранной модели;
Работать с программой и использовать множество различных соединений для проведения исследовательской работы по предложенной теме.







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» в является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора,
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.


Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
- простейшие основы механики
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
Уметь:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.


Формы и методы работы.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с конструктором по схеме и образцу, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуационный метод, использование ИКТ при изучении отдельных разделов программы.
Формы подведения итогов: творческие конкурсы и участие в выставке творческих работ учащихся, фотовыставка выполненных моделей.

Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы «Легоконструирование» необходимо:

Материально-техническое обеспечение
Методическое и дидактическое обеспечение

- Учебные столы;
- компьютер, диски по темам, интернет
- конструктор «Лего»;
- наглядные пособия по темам;
- образцы моделей техники;
- схемы, эскизы;














Тематическое планирование 1 класс
1 час в неделю, 25 часов за год


Тема занятия
Тип задания
Количество
часов

1
Знакомство с конструктором
Первые шаги
1

2
Вращай и строй
Первые шаги
1

3
Выбери настроение
Первые шаги
1

4
Какой прекрасный опыт
Повседневное повествование
1

5
Спасите дерево
Повседневное повествование
1

6
Извержение вулкана в Малиновке
Повседневное повествование
1

7
Подарок старика
Повседневное повествование
1

8
Сбежавший котёнок
Повседневное повествование
1

9
Лесной остров
Повседневное повествование
1

10
Зимний мир чудес
Повседневное повествование
1

11
Суперстадион
Повседневное повествование
1

12
У костра
Повседневное повествование
1

13
Невероятные новости
Повседневное повествование
1

14
Классный цирк
Повседневное повествование
1

15
«Липкие ситуации»
Построение и рассказывание историй
1

16
Стеснительный Андрей катается на скейте в парке
Построение и рассказывание историй
1

17
Одинокий робот Заклёпка
Построение и рассказывание историй
1

18
Мечта Антона
Построение и рассказывание историй
1

19
Очень секретная карта
Построение и рассказывание историй
1

20
Выбери меня, выбери меня!
Построение и рассказывание историй
1

21
Ночь в музее
Построение и рассказывание историй
1

22
Русалочка
Пересказ и анализ рассказов
1

23
Страшилка
Пересказ и анализ рассказов
1

24
Моё маленькое стихотворение
Пересказ и анализ рассказов
1

25
Давняя легенда
Пересказ и анализ рассказов
1





























Тематическое планирование 2 класс
1 час в неделю, 25 часов за год




Тема
Количество часов

1
Знакомство с конструктором
1

2

Зубчатые колеса. Где используются зубчатые колеса. Прямозубые зубчатые колеса.
1


3
Коронное зубчатое колесо. Понимание принципов работы механизмов.
1

4
Ведущее зубчатое колесо. Ведомое зубчатое колесо.
1

5
Принципиальные модели (Инструкция по сборке А1 – А5; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Зубчатые колёса.
1

6
Основное задание (Инструкция по сборке А6 – А7; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Карусель.
1

7
Творческое задание ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Тележка с попкорном.
1

8
Колеса и оси. Где используются колеса и оси. Что такое трение.
1

9
Принципиальные модели (Инструкция по сборке В1 – В4; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Колёса и оси.
1

10
Основное задание (Инструкция по сборке В5 – В6; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Машинка.
1

11
Творческое задание ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Тачка.

1

12
Рычаги. Где используются рычаги. Важные новые слова: сила, груз, ось вращения и рычаг. Виды рычагов.
1

13
Рычаги: правило равновесия рычага.
1

14
Принципиальные модели (Инструкция по сборке С1 – С2; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Рычаги.
1

15
Основное задание (Инструкция по сборке С3 – С4; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).Катапульта.
1

16
Творческое задание ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Железнодорожный переезд со шлагбаумом.
1

17
Блоки. Определение блоков, их виды. Применение блоков в технике. Применение правила рычага к блокам.
1

18
Блоки. Построение моделей с использованием технологических карт.
1

19
Шкивы. Где используются шкивы. Ведущий и ведомый шкив.
1

20
Принципиальные модели (Инструкция по сборке D1 – D5; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Шкивы.
1

21
Основное задание (Инструкция по сборке D6 – D7; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). «Сумасшедшие полы»
1

22
Творческое задание ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Подъёмный кран

1

23
Конструирование на свободную тему.
1

24
Конструирование на свободную тему.
1

25
Индивидуальный проект на тему "Простые механизмы"
1








Список литературы

Диск 9689 «Комплект заданий к набору «Простые механизмы». Книга для учителя».
Lego education. Код 9689. Инструкция по сборке простых механизмов.
Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 2998.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615



«РАССМОТРЕНО» на заседании МО Протокол №__ от «__» ___________ 2014года

____________________________


«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ СОШ №102 « » ___________2014 года

__________/ Смирнова Н.В.





15