Конспект урока по Информатике Текстовый редактор 8 класс


Тема: Текстовые редакторы.
 Цель урока: Познакомить учащихся с текстовыми редакторами и текстовыми процессорами.
Задачи урока:
Образовательная:формирование представления о текстовых редакторах, основных понятиях, используемых при редактировании и форматировании текстовых документов. Научить запускать и закрывать текстовый процессор, настраивать вид окна.
Развивающая:развивать учебно-познавательную деятельность учащихся, логическое мышление,  навыки работы на компьютере.
Воспитательная:воспитывать бережное отношение к технике, информационную культуру учащихся.
     Тип урока: Урок  ознакомления с новым материалом
      Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, Microsoft Office , презентация.
Ход урока:
I.Орг. момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация полученных знаний
На этом уроке мы продолжим знакомиться с видами программного обеспечения.Для обработки текстовой информации на компьютере используются текстовые редакторы. Текстовые редакторы позволяют создавать, редактировать, форматировать, сохранять и распечатывать документы.
Простые текстовые редакторы (например, стандартное приложение Windows Блокнот) позволяют редактировать текст, а также осуществлять простейшее форматирование шрифта.
Более совершенные текстовые редакторы (например, Microsoft Word и StarOffice Writer), которые называют иногда текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, средства проверки орфографии, сохранение исправлений и др.).
Для подготовки к изданию книг, журналов и газет в процессе макетирования издания используются мощные программы обработки текста — настольные издательские системы (например, Adobe PageMaker, Microsoft Office Publisher).
Для подготовки к публикации в Интернете Web-страниц и Web-сайтов используются специализированные приложения
III. Формирование новых понятий
Текстовые редакторы — это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).
Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.
Форматирование — это оформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержит специальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображать на экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно быть начертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки. Форматированные и неформатированные тексты несколько различаются по своей природе. Это различие надо понимать
Строка менюсодержит имена групп команд, объединенных по функциональному признаку. Строка меню находится в верхней части экрана. Выбор режима из строки меню открывает соответствующее подменю, а выбор определенной опции в нем обеспечивает доступ к меню более низкого уровня. Такая система вложенных (ниспадающих) меню составляет основу интерфейса текстового процессора. Команды меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или комбинаций нажатия определенных клавиш ("горячих клавиш").
Строка состояния(статуса) содержит имя редактируемого документа и определяет текущее положение курсора в этом документе. В строке выводится справочная информация.
Строка подсказки содержит информацию о возможных действиях пользователя в текущий момент.
Рабочее поле- это пространство на экране дисплея для создания документа и работы с ним. Максимальный размер рабочего поля определяется стандартными параметрами монитора и составляет 25 строк по 80 знаков каждая.
Координатная линейка определяет границы документа и позиции табуляции. Различают вертикальную и горизонтальную линейки. По умолчанию координатная линейка градуирована в сантиметрах. Нулевая точка координатной линейки выровнена по первому абзацу текста.
Линейка прокрутки служит для перемещения текста документа в рабочем поле окна. Линейка, обеспечивающая вертикальное перемещение текста, называется вертикальной линейкой прокрутки, а горизонтальное перемещение горизонтальной линейкой прокрутки.
Курсор- короткая, как правило, мигающая линия, показывает позицию рабочего поля, в которую будет помещен вводимый символ или элемент текста. В текстовом режиме курсор горизонтальный, находящийся внизу знакоместа, на которое показывает. В графическом режиме вертикальный, находится левее места вставки очередного символа. Каждый текстовый процессор имеет свои возможности для обеспечения движения курсора (как и управления интерфейсом вообще). Управление интерфейсом осуществляют при помощи клавиатуры и мыши.
В режиме управления интерфейсом при помощи клавиатуры четыре клавиши управления курсором передвигают курсор на одну позицию в направлении стрелки. Клавиши и перемещают курсор в начало и конец текста соответственно. Клавиши и перемещают текст на одну страницу (экран) вверх или вниз.
Часто современные текстовые процессоры, используя различные комбинации функциональных и обычных клавиш, дают возможность перемещать курсор на одно слово, предложение или абзац, направлять его в начало или конец строки.
В режиме использования мыши перемещение по документу осуществляется щелчком по соответствующей стрелке на линейках прокрутки или щелчком по самой линейке прокрутки, а также перетаскиванием мышью движка по линейке прокрутки.
Индикаторы- знаки или символы, отражающие соответствующие режимы работы программы или компьютера. Индикаторы в строке состояния - это символы или служебные (ключевые) слова, отражающие режимы работы программы. Индикаторы на клавиатуре отражают режим работы переключателей клавиатуры, их три: NumLock, CapsLock, ScrollLock.
Переключатель- элемент экранного интерфейса или команда, используемая для включения или выключения того или иного режима. Индикатор может оказаться и переключателем, если по нему щелкнуть мышью
IV. Практическая работа
Задания
Откройте текстовый редактор.
Наберите текст:
Русские писатели и учёные о культуре речиА.П.Чехов …Частое уподобление человеку (антропоморфизм), когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т.п. – такие уподобления делают описания несколько однотонными, иногда слащавыми, иногда неясными; красочность и выразительность в описаниях природы достигаются только простотой, такими простыми фразами, как “зашло солнце”, “стало темно”, “пошел дождь” и т. д. Какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения … с одной стороны… с другой же стороны – и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь. Особенно паршиво пишет молодежь. Неясно, холодно и неизящно. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об её музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”… .
Перед текстом вставьте заголовок. Напишите заголовок шрифтом Arial, размером 26, полужирным курсивом, при этом, чтобы буквы были разного цвета. Выровняйте заголовок по центру.
Выделите первый абзац. Установите для него следующий формат:
Отступы слева и справа – 0 см;
Первая строка: отступ на 0, 7 см;
Выравнивание: по ширине.
Наберите после заголовка вашего текста эпиграф (эпиграф - цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.). Выполните форматирование эпиграфа:
отступы слева – 9, 5 см, справа – 0 см;
первая строка: отступа нет;
выравнивание: по левому краю.
Выделите второй абзац. Установите для него следующий формат:
начертание "полужирный курсив";
размер шрифта - 16;
цвет шрифта - зеленый.
Переформатируйте абзац. Сделайте его уже, сместив на 2 см вглубь правую и левую границу.
Напишите ваше любимое четверостишие так, чтобы все строки отличались друг от друга видом шрифта, его размером и начертанием (полужирный, курсив, подчеркивание и т.д.).
Сохраните файл в своей сетевой папке под именем р1_фамилия, т.е. если ваша фамилия Иванов, то файл будет иметь имя р1_Иванов.
IV. Д/з: Изучить 14 параграф ответить на вопросы. Знать, что такое текстовые редакторы и процессоры, основные понятия, используемые при редактировании и форматировании текстовых документов
V.  Итог урока.Подведение итога урока. Выставление оценок.