Конспект урока по информатике на тему Текстовый редактор


Тема Текстовый редактор и технологии их создания
Класс 7
Предмет Информатика и ИКТ
Тип урока Первичное предъявление новых знаний
Цель Первичное усвоение новых предметных ЗУНов
Задачи Образовательные:
расширение представлений о сущности понятия «документ», о структуре текстового документа
Развивающие:
формирование творческой личности, развитие памяти, мышления, воображения; формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы Воспитательные:
формирование навыков совместной деятельности; оценивание работы товарищей; способность проводить рефлексию своего эмоционального состояния во время урока. Социализации:
приобретение опыта воздействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.
Планируемые результаты Предметные:
систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов текстовых документов. Личностные:
понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма. Метапредметные:
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов
Образовательная технология Технология деятельностного подхода
УУД Личностные:
уважение к личности и достоинству другого человека (Л1),
доброжелательное отношение к окружающим (Л2),
позитивная моральная самооценка (Л3),
умение вести диалог (Л4).
Регулятивные:
ставить и достигать цели (Р1),
преобразовывать практическую задачу в познавательную (Р2),
уметь самостоятельно контролировать свои действия и время (Р3),
осуществлять самоконтроль и самопроверку (Р4),
осуществлять прогнозирование собственных действий (Р5).
Коммуникативные:
формулировать и аргументированно отстаивать собственное мнение и позицию (К1),
умение осуществлять взаимный контроль (К2),
устанавливать и сравнивать различные точки зрения (К3),
умение задавать вопросы (К4).
Познавательные:
осуществлять выбор наиболее эффективных методов решения (П1),
устанавливать причинно-следственные связи (П2),
строить логические рассуждения (П3).
Ресурсы
(оснащение) Экран, проектор, колонки, доска ученическая, учебник, пазлы, практическая работа, планшетные компьютеры.
Ход урока
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент
(1 мин) Создать благоприятный психологический настрой Слайд 1. Здравствуйте, дети. Меня зовут Алия Рамилевна и сегодня я проведу открытый урок в вашем классе. Приготовьтесь к уроку и тихонько садитесь.
Урок информатики мы начинаем,
Еще одну тему сегодня узнаем.
Не отвлекайся, внимателен будь,
За новыми знаниями отправимся в путь.
Я вижу, что все настроились получать новые знания.
Слайд 2. Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова великого американского поэта Лоуэлл Джеймс Рассел «Книги подобны пчелам, переносящим оплодотворяющую пыльцу от одного ума к другому».
Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова к нашему уроку?
Молодцы. Я выбрала эти слова, потому что книги дают нам знания. Книги – это ценность.
Сегодня нам с вами надо будет плодотворно трудиться и получить новые знания. В конце урока мы соберем наши плоды, разместив их на дереве.
красное яблоко, скажет нам, что вам было все понятно на уроке;
желтое яблоко - что вам нужно еще над чем-то поработать дома;
зеленое яблоко - тема осталась для вас не понятной. Готовятся к уроку. Слушают учителя
Знания, книги-ценность Р4, Л1, Л2, К1, П3
2. Актуализация знаний
(3 мин) Актуализация опорных знаний и способов действия, развитие логического мышления Слайд 3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что объединяет эти картинки?
Молодцы, правильно. Все они занесены в Красную книгу республики Башкортостан.
ВЫКЛЮЧИТЬ
Сегодня я хочу остановиться на 2 видах пчел, которые занесены в Красную книгу нашей республики.
Пчела в переводе на башкирский язык - «бал ҡорто».
На доске. Пчела-плотник была зарегистрирована в Альшеевском, Гафурийском, Уфимских районах. В Зауралье эта пчела отмечена лишь несколько раз. В окрестностях города Сибай летом с 2004 по 2008 года на шалфее регистрировалось по несколько особей.
На доске. 2 вид Башкирская (бурзянская) пчела. Многие считают, что коренная порода бурзянских пчел исчезла, поскольку смешалась с породами, которые были завезены из других регионов. Бурзянской пчеле присвоена категория «Находящиеся под угрозой исчезновения».
ВКЛЮЧИТЬ
Слайд 4. Как вы думаете, почему я выбрала на сегодняшний урок пчел из Красной книги?
Правильно, я выбрала информацию про пчел, потому что пришла весна, многие болеют, у многих людей авитаминоз. А на помощь приходит природный антибиотик: мед. Мед в переводе на башкирский язык означает «бал». Животные, птицы.
Занесены в красную книгу
Слушают, добавляют, задают вопросы.
Мед полезный, лечит. Л4, Р3, К1, К2, П3
3.Целеполагание и мотивация
(5) Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Как вы думаете, откуда я взяла информацию?
Ответить на этот вопрос вам поможет пазл, который вы сейчас соберете. Работаем в парах. Вам дается 1 минута.
Что у вас получилось?
Правильно, молодцы.
Слайд 5. Поговорим с вами о том времени, когда не было печатных книг. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в 1563 год.
Давным-давно книги писали вручную. Древний летописец очень долго сидел над книгами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, потому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой летописец работал многие месяцы и годы.
Почему древние люди долго работали над созданием книги?
Правильно, молодцы. Они писали вручную. Позднее люди стали печатать книги. На Руси основателем печатного дела был Иван Федоров. 19 апреля 1563 году Федоров открыл в Москве первую на Руси «печатню», т.е. типографию. Первая книга печаталась почти целый год. (267 листов, 534 страницы)
Скажите пожалуйста, а если бы Иван Федоров жил в наше время, что ему помогло бы быстрее создать книгу? Молодцы.
Слайд 6. С помощью компьютера можно создать большие красочные книги. К примеру, возьмем Красную книгу Башкирской АССР, которая вышла в 1984 году. А какие виды информации может содержать книга?
Молодцы. А скажите пожалуйста, с помощью какого редактора мы сможем создать такие книги?
Хорошо. А вы умеете работать с этим редактором?
Ребята, давайте сформулируем тему урока.
Слайд 7. Записываем число и тему урока: «Текстовый редактор и технологии их создания»
Какую цель мы поставим?
Слайд 8. Цель: познакомиться с текстовым редактором и изучить технологию его создания Собирают пазлы. Работа в парах
Книга
Писали вручную.
компьютеры
Текстовая, графическая, числовая.
Текстовый редактор
Да.
Работа в парах.
Проговаривают тему и цель урока. Л1 Р1, Р5, К1, К3, П2, П3
4. Реализация работы на темой
(15) Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения Итак, вернемся к Красной книге Башкортостана. Красная книга имеет статус официального текстового документа.
А как вы понимаете, что такое текстовый документ?
Правильно, молодцы.
Слайд 9. Под текстовым документом сегодня понимается информация, представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе в текстовой форме.
Записываем в тетрадь.
Прочитайте, пожалуйста, это определение.
Возможность использовать компьютеры в работе с текстовыми документами возникла у человека еще в 70 годы 20 века. «Компьютерные» технологии в работе с документами начали постепенно вытеснять «бумажные» технологии.
ВЫКЛЮЧИТЬ
Исходя из своего жизненного опыта, я предлагаю вам сравнить «бумажную» и «компьютерную» технологию создания текстовых документов. Для этого открываем рабочую тетрадь стр.104, №174.
Вам на данное задание дается 5-6 минут.
ВКЛЮЧИТЬ
Слайд 10. Давайте проверим ваши ответы.
Слайд 11. Ребята, проведем физминутку. Выходим из-за парт аккуратно. Слушаем и повторяем. Ответьте, пожалуйста мне, почему мы провели физминутку на глаза.
Хорошо, молодцы.
А теперь продолжим нашу тему. Ребята, а какие текстовые редакторы знаете для того чтобы создать документы?
Правильно, молодцы. А кто знает, раньше какие текстовые редакторы были популярными?
В России появлялись и были популярны различные текстовые редакторы. Например, такие как:
Слайд 12. Лексикон - созданный в конце 80-х достаточно функциональный текстовый редактор полностью на русском языке.
Слайд 13. Слово и Дело – первый российский текстовый редактор для создания несложных текстов, популярный в начале 90-х.
Слайд 184. Multi-Edit – американский текстовый редактор, распространенный в 90-х в России по причине богатых возможностей по редактированию текстов.
Слайд 15. ChiWriter - американский текстовый редактор, русская версия которого широко использовалась в России для создания научных текстов в 90-х годах.
Слайд 16. А сейчас мы используем MS Office. Но вы все знаете, что данный пакет программ является платным. Альтернативой платному офису является бесплатные офисные пакеты OpenOffice.org и LibreOffice. Данные пакеты практически ничем не уступают пакеты от MS. \текстовый документ – это напечатанный текст
читают определение
С/р в рабочих тетрадях
Выполняют физминутку
Word, блокнот, WordPad
Слушают учителя
Выполняют задание
Л1, К4
5. Усвоение новых знаний и способов действий (практическая работа)
(5 мин) Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы Слайд 17. А сейчас проведем практическую работу. На партах лежат задания. Вам нужно внимательно прочитать и набрать пропущенные слова на планшетных компьютерах. На выполнение данной работы дается 5 минут. Перед вами лежат планшетные компьютеры. Снимите блокировку. У вас открыт текстовый редактор MS Word. Выполняют практическую работу Р2, К4, П1
6. Организация первичного контроля.
(самостоятельная работа)
(4 мин) Проверка усвоения нового материала Слайд 18. Хорошо. Закрыли текстовый редактор. Сейчас мы перейдем к самостоятельной работе, чтобы проверить как вы усвоили материал. Вам дается 3-4 минут.
Ваша задача:
Открываем на главной странице вкладку ЯНДЕКС
У вас на экране появится мой персональный сайт, решаете тест из 5 заданий. Ваши ответы после завершения автоматически появятся на экране. Выполняют самостоятельную работу Л1, Р4, Р5
7. Итог урока
(3 мин) Подведение итогов урока Поднимите руки, у кого оценка «4» и «5». Хорошо, молодцы. Я вижу, что вы усвоили тему. Какие цели мы ставили на уроке?
Удалось ли их достичь?
Откройте дневники, поставьте себе оценки. Тебе «5», тебе «4» и тд. Ответы детей Р1, Л4, Р3, К2
8. Домашнее задание
(2 мин) Записываем домашнее задание Слайд 19. Запишите домашнее задание. №176, 177 стр.106
Подготовить сообщение о том, с помощью каких инструментов люди записывали информацию в былые времена Записывают домашнее задание Л4, Р5, К4, П1
9. Рефлексия
(2 мин) Самоанализ своей работы А сейчас по одному пройдите к дереву и украсьте его яблоками в зависимости от того, как вы усвоили материал. Посмотрите, что у нас получилось. Приятно было поработать с вами. Спасибо за урок. До свидание. Слайд 20 Выходят к доске и прикрепляют яблоки
Л3, К1, К2, К4