Методические разработки урока. Моделирование платья.



Методические разработки урока.
Моделирование платья.
(Особенности построения – моделирования чертежей
лифа платья с короткими цельнокроеными рукавами,
без ластовицы, короткими рукавами «молодежный»,
с длинными цельнокроеными рукавами в М 1:4 на
базе плечевого изделия с втачными рукавами).
По разделу:
Обработка материалов в курсе предметной области технологии.
(Конструирование и моделирование лифа платья по базовой основе лекал).
Из опыта работы:
Адаптивная система обучения на уроках технологии.
Открытый урок по обмену опытом для учителей
г.Оренбурга и области.
Материал разработан
учителем технологии
Рыбаковой Н.Н.
МОБУ СОШ № 62
г. Оренбурга.
г.Оренбург.
Тема урока: Моделирование платья. (Особенности построения – моделирования чертежей лифа платья с короткими цельнокроеными рукавами без ластовицы, короткими рукавами «молодежный», с длинными цельнокроеными рукавами в М 1:4 на базе плечевого изделия с втачными рукавами).
Тип урока: Комбинированный с элементами творчества.
Цель урока:
Научить учащихся, используя основу конструкции плечевого изделия, строить (моделировать) лиф с короткими цельнокроеными рукавами «молодежный» - лиф с короткими цельнокроеными рукавами без ластовиц, лиф с длинными цельнокроеными рукавами без ластовиц («летучая мышь») в М 1:4.
Объяснить учащимся особенности применения основы чертежа плечевого изделия с втачными рукавами, для моделирования изделий с короткими цельнокроеными рукавами без ластовиц, короткими рукавами «молодежный».
Сформировать практические умения и навыки для вовлечения учащихся к овладению профессии закройщика – модельера.
Познакомить учащихся с искусством быть красивой; техникой наложения макияжа, помочь найти путь к себе, с выбором причесок, подбором украшений.
Научить учащихся выбирать модели, используя журналы мод.
Воспитание аккуратности и точности в работе при моделировании изделий.
Расширение кругозора т развитие творческих способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами математики, черчения, рисования, биологии, музыки, истории.
Ознакомление со швейным производством.
Оборудование и наглядные пособия:
Чертежи конструкции плечевых изделий, лекала плечевых изделий в М 1:4, рисунки моделей, образцы изделий с цельнокроеными рукавами, коллекция тканей, журналы мод, практические работы, творческие проекты, косметические средства и принадлежности, украшения, коллекция цветов. Раздаточный материал, практические работы, инструкции по ТБТ. Чертежные принадлежности: линейка закройщика, карандаши, циркуль. Проигрыватель, пластинки: В.А. Моцарт – симфония №40, П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Ход урока:
1.МНУ.
Поздороваться.
Упражнение на внимание. Гигиенический массаж.
Посадить учащихся, отметить отсутствующих.
Подготовить и выдать учащимся наглядные пособия, раздаточный материал.
Проверить исправность техники.
Приготовиться к работе.
2.Инструктаж по:
применению таблиц, раздаточного материала, масштабных линеек.
Проведению урока.
Инструктаж по ТБТ при работе с ручными инструментами, косметическими средствами и принадлежностями.
3.Опрос
Фронтальная работа.
Выступление с рефератами (домашнее задание): «Искусство быть красивой»; «Путь к себе»; «Техника наложения макияжа»; «Что носишь на голове»; «Деловая женщина с утра до вечера». Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; В.А. Моцарт «Симфония №40».
Работа в группах парами: • • • • • • • •
• • • • • •
а). Разбить класс на 2 – 3 группы. Придумать название ателье, выбрать технолога.
б). Предложить учащимся: подобрать ткани, украшения, порекомендовать прически, предложить макияж, определить название одежды. Одной из учениц выполнить прическу, нанести макияж, подобрать украшения.
в). Порекомендовать украшения для блузки на стенде.
г). Выразить свое отношение к выполняемой работе.
д). Выяснить: как называются профессии тех людей, которые выполняют макияж, делают прически, изготавливают одежду. СК, ВК, КУ.
4.Итоговая ситуация.
1. Задание.
Фокус со спичечными коробками. Две части спичечного коробка – положить на ребро, одну часть на другую.
Вопрос: Как вы думаете, если изо всех сил стукнуть по - этому хрупкому коробку сверху, какая часть разобьется верхняя или нижняя?
2.Задание.
Фокус со спичечным коробком. Крышку спичечного коробка развернуть и поставить на стол шалашиком. Под него положить коробок. Дунуть, чтобы коробок выскочил из – под навеса. Это легко удается. После чего подуть так, чтобы он выскочил назад (на дующего). КУ.
5.Итог.
Предложить учащимся или членам комиссии оценить работу учащихся.
6.Объяснение нового материала.
1. Текущий инструктаж по пользованию раздаточным материалом, лекалами, линейкой с целью избежание ошибок.
2. Выполнение расчетов и моделирование чертежа лифа с короткими цельнокроеными, длинными рукавами без ластовицы, короткими цельнокроеными рукавами «молодежный», используя лекала основы конструкции плечевого изделия с втачными рукавами.
3. Физминутка. Различные виды движений и сочетание их с фазами дыхания № 1 - № 2 (Учитывать особенности психологического состояния учащихся).
7.Итог. Объяснение нового материала.
Наблюдение за работой учащихся, контроль, выявление самостоятельной работы.
8.Закрепление материала. Самостоятельная работа.
1. Моделирование лифа с короткими цельнокроеными рукавами «молодежный».
2. Моделирование лифа с короткими цельнокроеными рукавами без ластовиц.
3. моделирование лифа с длинными цельнокроеными рукавами без ластовиц.
Моделирование выполняется на базе основы конструкции чертежа (лекала) лифа плечевого изделия в втачными рукавами.
4.Сделать короткие записи по особенностям моделирования (построения) чертежей выше указанных лифов.
5.Текущий инструктаж. С целью предупреждения ошибок в работе.
Обратить внимание на СК, ВК.
Дать рекомендации.
Оказать помощь учащимся.
Оценить самостоятельную работу учащихся.
9.Итог урока. Заключительный инструктаж.
- Подвести итоги занятия.
- Показать лучшие работы.
- Проанализировать ошибки.
- Отметить лучших по качеству и дисциплине.
10.Выставать отметки в журнал. Поощрение учащихся. Пожелания.
11.Домашнее задание.
- Подготовить рефераты: «Молодежная мода», «Профессии, что я о них читал, слышал, знаю».
- Нацелить учащихся на то, чем они будут заниматься на следующем уроке.
12.Игровая ситуация. Игра: «Поле чудес». Назвать музыкальные произведения исполненные на уроке.
13.Уборка рабочих мест и мастерской.
Конкретная модель урока в 9 классе.
По теме: «Моделирование платья».
(Особенности моделирования лифа платья с короткими цельнокроеными рукавами, длинными цельнокроеными рукавами, короткими рукавами «молодежный» в М 1:4, на базе изделия с втачным рукавом).
Учитель учащиеся ≡≡≡≡≡≡ МНУ. Инструктаж. Физминутка.
≡≡≡≡≡ Опрос. Реферат.
≡≡≡≡≡ Домашнее задание.
≡≡≡≡≡
• • ≡≡≡≡≡≡≡ = =
• •
≡≡≡≡≡ ЗК ≡≡≡≡≡≡≡ Игра.
≡≡≡≡≡≡≡ Обучение.
ИР СР Обучение
≡≡≡≡≡≡≡ Физминутка
Ир. К. ≡≡≡≡≡≡≡ Закрепление.
≡≡≡≡≡≡≡ Итог.
≡≡≡≡≡≡≡ Физминутка.
Д. СР. ДЗ.
≡≡≡≡≡≡≡ Игра. ≡≡≡≡≡≡≡
≡≡≡≡≡≡≡ УРМ.
• • • • • •
• • Статистическая пара • • • • • •
Обучение
≡≡≡≡≡≡ Одновременная работа
≡≡≡
≡≡≡≡ Парная работа
СК - Самоконтроль
ВК - Взаимоконтроль
К - Контроль учителя
СР – Самостоятельная работа
ДСР – Домашняя самостоятельная работа • • • • • •
• • • • • •
З - Задание
Хронометрическая карта.
9 класс.
Учитель: Рыбакова Н.Н.

Эта
па Вре
мя Дли
тель
ность Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Анализ деятельности
учитель Учащиеся
1. МНУ, инструктаж,
физминутка Слушают, выполняют. ≡≡≡≡≡≡
2. Опрос. Отвечают. К

≡≡≡ ВК
СК ≡≡≡
≡≡≡ ВК
СК ≡≡≡
3. Игра. Все. ЗК ≡≡≡≡≡≡≡
4. Обучение, моделирование Слушают, строят,
СК, ВК, СР, помощь. К
≡≡≡≡≡≡≡
= =
5. Обучение, ИР. СР, СК, ВК,
Помощь друг другу К. ИР.
СР ≡≡≡
≡≡≡ 6. Физминутка. Все выполняют. ≡≡≡≡≡≡≡
7. Закрепление, рекомендации Выполняют самостоятельно, отвечают К. ИР.
СР ≡≡≡
≡≡≡ = =
8. Итог, оценка, показ лучших работ, анализ. Слушают, оценивают, анализируют, делают выводы К. ИР.
СР
= = ≡≡≡
≡≡≡ 9. Физминутка Все выполняют ≡≡≡≡≡≡
10. Домашнее задание Слушают, записывают ≡≡≡≡≡≡≡
11. Игра. Ведет учитель, отвечают К.
≡≡≡≡≡≡
12. Уборка РМ. Убирают ≡≡≡≡≡≡
Обучение К - контроль
Наблюдение СР – самостоятельная работа
≡≡≡≡≡≡≡ Фронтальная работа ИР – индивидуальная работа
= = Работа по очереди З - задание
≡≡≡
≡≡≡≡ Парная работа
СК – самоконтроль ВК – взаимоконтроль
13.Литература:
1. Мельникова Л.В. и др. Методика трудового обучения. – М.: Просвещение, 1985.
2. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения с практикумом. – М.: Просвещение, 1987. – 447с.
3. Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда.- М.: Просвещение, 1980.
4. Егорова Р.И. и др. Учись шить. – М.: Просвещение, 1980. – ЦОТШЛ. Единый метод конструирования легкого женского платья.
5. Короткова е.И. Легкая женская одежда. – Легкая индустрия, 1971. – 224с.
6. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 232с.
7. Саламатова С.М. Конструирование одежды. – М.: Л.И П. пр – ть 1984. – 272с.
8. Шершнева Л.П. Конструирование женской одежды на типовые и нетиповые фигуры. – М.: Л.И., 1980. – 232с.
9. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка на текстильных материалах. – М.: Л. и П. пр – ть., 1984. – 208с.
10. Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпоибытиздат., 1985. – 264с.