Рабочая программа по географии 5 класс (УМК Вентана-Граф)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шпикуловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению
Протокол № 1 от «28» августа 2014 г. Утверждаю.
Директор школы __________/ Г.С. Чернышова/
Ф.И.О.
Приказ № от «30» августа 2014 г.







Рабочая программа
предмета
география
для 5 класса

на 2014 -2015 учебный год




составитель:
учитель географии
Жданова Марина Анатольевна






с. Шпикулово, 2014 год

Пояснительная записка
Статус документа
Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на изучение географии в 5-6 классах в течение 70 ч. Программа обеспечена учебниками: Летягин А.А. География. Начальный курс –М: «Вентана-Граф»,2014.

Данная рабочая программа составлена на основании нормативно-правовой базы:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Программы 6-10 классы общеобразовательных учреждений. География:.-М.: Вентана-Граф, 2013, (А.А. Летягин).
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Шпикуловской СОШ;
Образовательной программы МБОУ Шпикуловской СОШ;
Учебного плана МБОУ Шпикуловской СОШ на 2014-2015 учебный год.
«География. Начальный курс» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Программа полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ, изложенным в частях «Источники географической информации» и «Природа Земли и человек».
Основная цель «Начального курса географии» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
• развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;
• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
• научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний;
• включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
Результаты обучения «Начальному курсу» полностью согласованы с современными требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.
Соответствие программы начального курса географии обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки выпускников обеспечивается также согласованием содержания программ курсов природоведения (4 класс) и географии (6 класс).
Основные функции программы: развивающая, просветительская (информационная), профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении). Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).
Основные принципы программы: принцип деятельности, активности, соответствия возрастной категории.
Используемые технологии: интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, ИКТ, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: в организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.); в описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность; при составлении экономико-географической характеристики местных предприятий; при работе с различными источниками географического содержания; в организации и проведении природоведческих экскурсий. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная: фронтальная, парная, групповая.
Формы учебных занятий: игры: на конкурсной основе, ролевые; мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы, семинары; дискуссии; круглые столы, проектные работы.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения, мини – сочинения; работа с источниками информации сети Интернет, доклады, защита презентаций; рефлексия.
Особое внимание обращается на развитие географической культуры – географического языка, картографических умений и т.д. Важно, чтобы школьник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческую основу географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учетом возрастных интересов шестиклассников. Внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания школьников.
Данный курс, способствует формированию у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного походов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Используемый УМК:
География. Начальный курс: 6 класс: учебник./ Летягин А.А.–М: «Вентана-Граф»,2014.
География: программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений /А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин и др./-М.: Вентана-Граф, 2014.
География: 6 класс: рабочая тетрадь №1, 2: к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс»/ А.А. Летягин.-М.: Вентана-Граф,2014.
Атлас. География России. Природа.- М.: Дрофа. 6 класс, 2014.
Контурная карта. 6 класс – М.: Дрофа, 2014.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 35 ч.
Количество часов
Всего 35 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 1 , зачетов 3, тестов 5 ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.




















Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения географии
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные
I. Учащиеся обязаны:
1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук
2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.
II. Учащиеся получат возможность:
1. Воспитать ответственное отношение к природе
2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.
3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.











I .Учащиеся обязаны:
1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности:
а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;
в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений
2. Освоить приемы исследовательской деятельности:
а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении);
б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;
в) формулировать выводы по результатам исследования.
II. Учащиеся получат возможность:
1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:
а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;
б) систематизировать информацию;
в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.
Регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
оценивать работу одноклассников.
Познавательные
учебно-логические:
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
учебно-информационные:
поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
качественное и количественное описание объекта;
классификация и организация информации;
создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Коммуникативные:
•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
•уметь вести дискуссию, диалог;
•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
I. Учащиеся обязаны:
1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.
2. Формировать элементарные исследовательские умения.
II. Учащиеся получат возможность:
Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни;
б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.




Учебно-тематический план

п/п Тема Кол-во часов Практические работы Контрольные
работы
Введение. Географическое познание нашей планеты 3 1 тест
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы 5 2
1 Планета Земля 5 2 тест
Раздел 2. Геосферы Земли 27 8
2 Литосфера 8 2 тест
3 Атмосфера 4 3 тест
4 Водная оболочка Земли 8 3 тест
5 Биосфера 7 1
Итого: 35 22 1


Содержание

Введение. Географическое познание нашей планеты. (3 часа)
Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы. (5 часа)
Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел 2. Геосферы Земли. (27 часа)
Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.
Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности
Практическая работа №3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа №4 Определение по картам географических объектов.
Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа №5 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.

Литература и средства обучения
Летягин А.А. География. Начальный курс географии. 6 класс – М.: «Вентана-Граф», 2014.
Летягин А.А.Примерное поурочное планирование. 6 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2014.
Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б.,Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География: программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений- М.: «Вентана-Граф», 2014.
География: 6 класс: рабочая тетрадь №1, 2: к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс»/ А.А. Летягин.-М.: Вентана-Граф,2013.
Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. Методическое пособие 6-9 кл.-М.: Вентана-Граф,2013.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. – М., Вентана-Граф, 2013.
Контурные карты с заданиями ”Начальный курс географии. 6 класс”, М., ”АСТ-ПРЕСС”, 2014.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Электронный учебник «Физическая география», 6 класс.

Географический портал Планета Земля http://rgo.ru/газета "География"http://www.geo.1september.ru/ сайт "Я иду на урок географии"http://www.geo.1september.ru/urok/сайт "География России http://www.georus.by.ru/географический on-line справочник "Страны мира". http://geo.historic.ru/"Мир путешествий и приключений. Планета Земля"http://adventure.hut.ru/general"Чудеса природы"http://nature.worldstreasure.com/ "Территориальное устройство России" Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам. http://www.terrus.ru/begin.shtmlМетодическая лаборатория географии http://geo.metodist.ru/Экология и географическое краеведение Тамбовской области http://www.itn.ru/Board.aspx?cat_no=16081&Tmpl=Themes&BoardId=16170