Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Школа 2100

Пояснительная записка
Русский язык
УМК «Образовательная система Школа 2100»
Рабочая программа для третьих классов общеобразовательных школ составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22. 12. 2009г. № 157 85 )
Программы для общеобразовательных учреждений . Москва, Просвещение,2014
Авторская программа Р.Н.Бунеева. Е.В. Бунеевой «Русский язык» (Сборник программ « Образовательная система «Школа 2100» / под. Ред.А.А. Леонтьева.-М.: Баласс, 20 14)
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и составлена на основе программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
формирование у детей чувства языка;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2)овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4)приобретение и систематизация знаний о языке; 5)овладение орфографией и пунктуацией; 6)раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Т Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
звукового состава и обозначения звуков буквами;
морфемного состава и словообразования;
грамматического значения;
лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Отличие данной программы заключается в том, что:
Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.







Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.














Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 3 классе 4 часа в неделю (136 часов в год).




Содержание учебного предмета «Русский язык»
3-й класс 136 ч (4 часа в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (19 ч)
Слово. (104 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (22 ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера. Резерв. (13 ч)
Резервные часы использованы на добавочные часы по развитию речи(3ч)
Предложение и текст(5ч)
Слово(5ч)
Тематическое планирование

Наименование разделов программы

Количество часов

Вводный урок и повторение
10ч.

Слово
104 ч

Предложение и текст
22 ч

Повторение



136 ч.








Раздел программы
Виды деятельности
УУД


Слово
беседа о предмете «Русский язык»;
-работа в парах;
-работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;
-дидактические игры:
«Кто найдет слово?»
«Поймай звук»

Личностные:
-учебно-познавательный интерес при определении лексического значения слов;
-нравственно-этическая оценка при изучении родного языка.

Регулятивные:
- ставить учебную задачу при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- составлять план решения учебной задачи при выполнении звуко-буквенного анализа слов; делении слов на части для переноса; составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- прогнозировать результат при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- проводить контроль решения учебной задачи при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- вносить необходимые дополнения и коррективы при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест;
- оценивать решение учебной задачи при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест.

Познавательные:
1.Общеучебные:
-находить ответы на вопросы о языке, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке;
-использовать знаково-символическое - моделирование при звуко-буквенном анализе;
-уметь структурировать знания при составлении предложений и нахождении «опасных» мест в слове;
-уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-учить производить выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест.

2. Логические:
-сравнивать и анализировать слова по их лексическому значению;
-сравнивать и группировать «опасные» места в словах;
-строить логические цепи рассуждений при выполнении звуко-буквенного анализа слов, делении слов на части для переноса, составлении предложений из слов, нахождении «опасных» мест.

Коммуникативные:
-строить высказывания о языке, используя термины (язык, языкознание, многозначность слов);
-слушать, понимать и принимать речь собеседников;
-совместно договаривать о правилах общения и следовать им.



Предложение и текст
- работа в парах;
- работа с учебником, тетрадью на печатной основе, словарём;
- работа в малых группах;
-дидактические игры:
«Будь внимателен», «Немое письмо», «Да-нет»
Личностные:
-учебно-познавательный интерес при изучении структуры предложений;
-выражать эмоциональную оценку миру;
-передавать чувства при выражении мыслей с помощью интонации.

Регулятивные:
-ставить учебную задачу при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- составлять план решения учебной задачи при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- прогнозировать результат при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- проводить контроль решения учебной задачи при
оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- вносить необходимые дополнения и коррективы при
оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов;
- оценивать решение учебной задачи при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов.

Познавательные:
1.Общеучебные:
-находить ответы на вопросы о предложении, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке;
-использовать знаково-символическое - моделирование при составлении схем предложений;
- уметь структурировать знания при составлении предложений;
- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- учить производить выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач при оформлении предложений на письме, составлении схем предложений и предложений по схеме, постановке знаков препинания в конце предложения в соответствии с интонацией, делении текста на предложения, нахождении отличий предложения от группы слов.

2. Логические:
-сравнивать и анализировать предложения по интонации;
- анализировать построение предложений и их схемы;
- синтезировать деформированные предложения и исправлять их;
- строить логические цепи рассуждений при составлении предложений из слов.


Коммуникативные:
-слушать, понимать и принимать речь собеседников;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при составлении предложений;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию.





- работа в парах;
-работа с учеб -ником, тетрадью на печатной ос-нове, словарём;
- работа в малых группах;
-дидактические игры:
«Главный редактор», «Мозаика»
- составление сказок
Личностные:
- учебно-познавательный интерес при изучении темы;
- эмоционально «проживать» текст;
- передавать чувства при выражении мыслей с помощью интонации;
- понимать эмоции других людей сочувствовать, сопереживать.

Регулятивные:
- ставить учебную задачу при осмыслении текста до чтения и во время чтения, нахождении главной мысли, соотнесении её с заглавием, озаглавливании текста, поиске ответов на вопросы после чтения текста, составлении небольшого текста по картинке или на заданную тему;
- составлять план решения учебной задачи при осмыслении текста до чтения и во время чтения, нахождении главной мысли, соотнесении её с заглавием, озаглавливании текста, поиске ответов на вопросы после чтения текста, составлении небольшого текста по картинке или на заданную тему;
- прогнозировать результат при осмыслении текста до чтения и во время чтения, нахождении главной мысли, соотнесении её с заглавием, озаглавливании текста, поиске ответов на вопросы после чтения текста, составлении небольшого текста по картинке или на заданную тему;
- проводить контроль ре-шения учебной задачи при осмыслении текста до чтения и во время чтения, нахождении главной мысли, соотнесении её с заглавием, озаглавливании текста, поиске ответов на вопросы после чтения текста, составлении небольшого текста по картинке или на заданную тему;

- вносить необходимые до-полнения и коррективы при осмыслении текста до чтения и во время чтения, нахождении главной мысли, соотнесении её с заглавием, озаглавливании текста, поиске ответов на вопросы после чтения текста, составлении небольшого текста по картинке или на заданную тему;
- оценивать решение учеб-ной задачи при осмыслении текста до чтения и во время чтения, нахождении главной мысли, соотнесении её с заглавием, озаглавливании текста, поиске ответов на вопросы после чтения текста, составлении небольшого текста по картинке или на заданную тему.

Познавательные:
1.Общеучебные:
- ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, определят основную и второстепенную информацию.
2. Логические:
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- подробно пересказывать небольшие тексты;
- синтезировать части текста в целое;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме на уровне небольшого текста;
- слушать и понимать речь других;
- пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при редактировании деформированных текстов












Календарно-тематическое планирование курса русского языка в 3 классе
УМК Образовательная система «Школа 2100»

Тема
Кол-во
часов
Дата
Виды деятельности
Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты .Универсальные учебные действия
Виды
контроля
Коррекционно-развивающие задачи

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.
«Русский язык». Что мы знаем о слове.
1
1/09
Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи

Развитие внимания

1.Повторение.
9

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.
Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
Составлять устный рассказ «что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников.
Классифицировать изученные орфограммы (буквенные-небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь).
Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты.
Группировать слова с изученными орфограммами.
Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты.
Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.





Что мы знаем о тексте.
1
2/09




Развитие смысловой памяти

Что мы знаем о слове, предложении, тексте.
1
3/09




Развитие слуховой памяти

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.
1
7/09

Находить в словах орфограммы по определённым признакам
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных
Разные способы проверки правописания слов

Развитие логического мышления

Повторяем изученные орфограммы, их графическое
обозначение.
1
9/09




Развитие словесно-логического мышления

Входная контрольная работа.
1
8/09

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами


Коррекция мыслительных процессов

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание.
1
10/09




Развитие логического мышления

Правописание большой буквы в словах. Повторение
алфавита.
1
14/09


Употребление прописной буквы в именах собственных
Прове
рочное списы
вание
Развитие восприятия

Проверочный диктант №1.
1
15/09



Прове
рочный дик
тант
Развитие внимания

Слово.
104

Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.
Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.
Составлять связный текст из деформированных предложений.
Наблюдать за словами с изученными орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.
Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов.
Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний,

Выделение значимых частей слова

Развитие логического мышления

2. Части слова. Корень. Чередование согласных
Звуков в корне
2







Повторение понятий «корень слова», «одноко-ренные слова». Понятие
о чередовании согласных звуков в корне.
1
16/09




Развитие логического мышления








Развитие словесно- логического мышления

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформирован-ных предложений
1
17/09



Составление связного текста из дефо-рмированных предло-жений
Развитие восприятия

3. Правописание про-веряемых согласных букв в корне слова
3


Писать слова с буквами безударных гласных в корне



Расширение кругозора ребёнка

Правописание проверя-емых согласных в корне слова (на конце и в середине слова)
1
21/09


Правописание парных звонких и других согласных

Развитие смысловой памяти




находить и исправлять орфографические ошибки.
Осознавать ,что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова.
Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова.
Писать по опорным словам с изученными орфограммами.
Писать свободный диктант после предварительной подготовки.
Обозначать на письме проверяемые и непроверяемые согласные звуки


Развитие внимания
Коррекция мысли-тельных процессов

Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах, правильно пи-сать слова и графически обозначать орфограмму
1
22/09




Развитие восприятия, переключение внимания

Проверочная работа
№ 1
1
23/09

Писать слова с удвоенной буквой согласного в корне

Проверочная работа
Развитие восприятия

4. Удвоенные буквы согласных в корне слова
4





Развитие слуховой памяти

Понятие об удвоенных буквах согласных
1
24/09




Развитие слуховой памяти

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.
Р/р Творческая работа
2

28/09
29/09


Правописание удвоенных согласных
Изложение текста









Творческая работа


Проверочная работа
№ 2.
1
30/09

Обозначать на письме непроизносимые согласные звуки

Проверочная работа
Развитие логического мышления










5. Буквы непроизноси-мых согласных в кор-не слова
9





Развитие логической и смысловой памяти

Наблюдение за словами с непроизносимым сог-ласным звуком в корне
1
1/10




Закрепление знаний правил

Правило правописание букв, обозначающих не-произносимые согласные звуки в корне слова
1
5/10


Правописание непроизносимых согласных

Развитие логического мышления

Правописание слов с непроизносимыми согла-сными в корне .
1
6/10

Самостоятельно под-бирать слова с изу-ченными орфограм-мами

Творческая работа
Развитие зрительной памяти

Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам)
1
7/10






Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука
1
8/10












Писать под диктовку текст с изученными орфограммами


Развитие логического мышления

Формулирование обоб-щенного правила право-писания проверяемых согласных в корне слова
1
12/10




Развитие слуховой памяти

Проверочная работа №3
1
13/10



Прове-рочная работа


Правописание проверя-емых букв согласных в корне слова
1
14/10




Развитие внимания

Контрольный диктант № 2
1
15/10



Контрольный диктант
Развитие логичес-кого мышления








Развитие слуховой памяти

6. Безударные гласные в корне слова
7





Развитие зрительной памяти

Правописание безудар-ных гласных в корне слова. Подбор провероч-ных слов к словам с дву-мя безударными гласны-ми в корне
2
19/10
20/10


Правописание безударных гласных
Разные способы проверки слов

Развитие словесно-логического мышления

Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных глас-ных
1
21/10




Развитие внимания

Упражнения в правопи-сании слов с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант
1
26/10



Свободный диктант
Развитие зрительной памяти и восприятия

Проверочная работа №4
1
27/10



Прове-рочная работа


Р/р Сочинение по опор-ным словам
1
28/10



Сочинение
Развитие логического
мышления










Контрольная работа за 1 четверть
1
22/10



Контрольный диктант
Коррекция мыслительных процессов

.








7. Сложные слова и их правописание
6

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е).
Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней.
Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека .
Выделять два корня в сложных словах



Конструировать сложные слова


Развитие смысловой памяти

Знакомство с понятием «сложные слова»
1
29/10




Развитие внимания

Соединительные глас-ные о и е в сложных словах
1
9/11




Развитие слуховой памяти

Образование сложных слов
1
10.11




Развитие внимания

Сложные слова – имена существительные и име-на и имена прилагатель-ные, их использование в речи для характеристи-ки людей
1
11.11




Развитие слуховой памяти

Употребление в речи и правописание сложных слов.
1
12/11




Развитие внимания







Свобод
ный диктант
Развитие памяти

Проверочная работа №5

1
16/11



Прове
рочная работа


8. Части слова. Приставка.
1

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.
Находить в слове его части
Различать однокоренные слова и формы слова


Развитие памяти

Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения
находить в словах приставки
1
17/11




Развитие слуховой и зрительной памяти

9. Безударные гласные в приставках
3





Развитие речи

Правописание безударных гласных в приставках
2
18/11
19/11
Находить мотивировать слитное – раздельное (по- - это приставка, так как поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).
Различать приставки по- и па-, про- и пра-.
Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.
Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительные ъ и ь, исходя из состава слова.
Выделять в слове окончание и основу , действовать по алгоритму.
Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.
Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками.



Развитие внимания

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. Контрольный диктант.
1
23/11




Развитие зрительной памяти

10. Удвоенные согласные на стыке приставок и корня
2





Развитие логического мышления

Почему появляется удвоенная согласная на стыке
приставки и корня
1
24/11




Развитие внимания

Различение и правописание слов с удвоенной согласной
буквой в корне и на стыке приставки и корня
1
25/11

Писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня


Развитие внимания

11. Разделительные ъ и ь
5





Развитие слуховой памяти

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь
1
26/11

Писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных
Правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных на стыке приставки и корня


Развитие смысловой памяти

Правописание слов разделительными ъ и ь
1
30/11




Развитие внимания

Проверочная работа №6
1
1/12






Упражнения в правописании слов с разделительнымиЪ и ь. Р/р Свободный диктант
1
2/12



Свободный диктант
Развитие восприятия

Контрольный диктант № 4
1
3/12




Развитие логического мышления

12. Части слова. Окончание и основа
2




Контрольный диктант
Развитие внимания

Понятие об окончании и основе слова
1
7/12

Находить в слове окончание и основу;


Развитие внимания

Развитие и умения находить в слове окончание
1
8/12




Развитие зрительной памяти

13. Основа слова и окончание
1





Развитие слуховой памяти

Как найти в слове основу. Развитие умения находить в слове окончание и основу
1
9/12













Развитие зрительной памяти

14. Части слова. Суффикс
3





Развитие логического мышления

Суффикс и его роль в слове
1
10/12




Развитие связной речи

Развитие и умение находить в слове суффикс.
1
14/12

Выделять в основе её части (корень, суффикс, приставку)


Развитие памяти

Обобщение и систематизация знаний о частях слова
1
15/12




Коррекция словесно-логического мышле-ния

15. Разбор слова по составу
5







Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
1
16/12




Развитие внимания

Контрольное списывание
1
21/12



Контрольное списывание
Развитие слуховой памяти

Упражнения в разборе слов по составу
1
22/12




Развитие слуховой памяти

Проверочная работа №7
1
23/12



Проверочная работа


Контрольная работа за 1 полугод.
1

17/12






16. Части речи в русском языке
1

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.



Развитие внимания

Части речи в русском языке
1
24/12




Развитие логического мышления

17. Имя существитель-ное как часть речи
2







Определение имени существительного
1
28/12

Распознавать имена существительные


Развитие слуховой памяти

Роль имён существи-тельных в речи.
Р/р Творческая работа: составление текста
1
13/01
Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника.
Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного как части речи.
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных.
Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определённой последовательности (выполнять морфологический разбор).
Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные ( с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость таких слов для успешного общения.
Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой.
Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему.
Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста).
Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами.


Творческая работа: составление текста
Развитие внимания, коррекция мыслительных процессов

18. Имена существи-тельные одушевлённые
и неодушевлённые
3





Развитие логического мышления

Понятие об одушевлён-ных и неодушевлённых именах существительных
1
14/01




Развитие логического мышления

Имена существительные в речи.
1
18/01




Развитие зрительной памяти

Урок – обобщение. Что мы знаем об именах
существительных
1
19/01




Развитие речи

19. Род имён существительных
3





Развитие речи

Имена существительные мужского, женского и среднего рода
1
20/01




Развитие слуховой памяти

Род – постоянный признак имён существительных
1
21/01






Окончание имён существительных мужского, женского
и среднего рода
1
25/01




Развитие логического мышления

20. Число имён существительных
4





Развитие словесно-логического мышления

Изменение имён существительных по числам
1
26/01

Выполнять морфологический разбор имени существительного


Развитие словесно-логического мышления

Образование множествен-ного числа имён сущест-вительных
1



27/01




Развитие внимания, коррекция мыслительного процесса

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе
1
28/01




Развитие внимания, коррекция мыслительного процесса

Разбор имени существи-тельного как части речи
1
1/02




Развитие речи

21. Словообразование имён существительных
7





Развитие логиче-ского мышления

Образование имён суще-ствительных с уменьши-тельно-ласкательным значением
Уменьшительно – лас-кательные формы мужс-ких и женских имён в русском языке

1
2/02




Развитие речи





Образовывать имена существительные с помощью суффиксов
Подбирать синонимы и антонимы


Развитие логического мышления

Образование имён суще-ствительных от основ существительных и глаголов
1
3/02




Развитие логического мышления

Р/р Сочинение сказки с использованием имён
существительных с разными суффиксами
1
4/02



Сочинение сказки
Развитие внимания

Разбор имён существи-тельных по составу
1
8/02




Развитие внимания

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»
1
9/02



Изложение
Развитие слуховой памяти

Употребление имён существительных в речи
1
10/02




Развитие смысловой памяти

Проверочная работа № 8
1
11/02



Прове-рочная работа
Развитие внимания

22. Местоимение как часть речи
6

Отличать местоимения от слов других частей речи.
Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
Писать предлоги с местоимениями раздельно.
Осознавать роль личных местоимений в речи.
Продуцировать текст с использованием местоимений («О себе»).



Развитие слуховой памяти

Понятие о местоимении. Личные местоимения
1
15/02




Развитие логичес-кого мышления

Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание пре-длогов с местоимениями
1
16/02

Выполнять морфологический разбор


Развитие словес-но-логического мышления

Разбор местоимения как части речи
1
17/02






Роль личных местоиме-ний в речи.
Р/р Обучающее сочинение «О себе»
1
18/02



Сочинение
Коррекция мыслительных процессов

Р/р Свободный диктант «Паучок».
Закрепление знаний о местоимении
1
22/02



Свободный диктант
Развитие логического мышления

Проверочная работа № 9
1
24/02



Проверочная работа
Развитие словесно-логического мышления

23. Имя прилагатель-ное как часть речи
3

Группировать слова по частям речи.
Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных.
Различать текст-повествование и текст-описание.
Выделять в предложении словосочетания, ставить вопросы.
Называть признаки имени прилагательного.
Продуцировать текст-описание по опорным словам.
Подбирать антоним к данному имени прилагательному.
Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса.
Разбирать по составу имена прилагательные.
Распознавать имена прилагательные
Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов
Подбирать синонимы и антонимы


Развитие логичес-кого мышления

Определение имени прилагательного
1
25/02




Развитие восприятия

Роль имени прилагатель-ного в речи. Связь имен
прилагательных с име-нами существительными
1
29/02




Развитие внимания








Развитие логичес-кого мышления

Разбор имени прилага-тельного как части речи
1
1/03




Развитие восприятия

24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных
4





Развитие внимания

Окончание имён прила-гательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе
1
2/03




Развитие логического мышления

Как проверить правопи-сание букв безударных гласныхв окончаниях имён прилагательных
1
3/03




Развитие восприятия

Развитие умения писать буквы безударных глас-ных вокончаниях имён прилагательных.Знаком-ство с антонимами.
1
7/03

Писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных


Развитие внимания

Закрепление правописания слов с изученными
орфограммами.
1
8/03




Развитие логического мышления

25.Разбор имён прилага-тельных по составу
4





Развитие словесно-логического мышления

Словообразование имён прилагательных.
Р/р Сочинение по опор-ным сочетаниям слов
1
9/03



Сочинение
Развитие восприятия

Проверочная работа №10
1
10/03



Прове-рочная работа
Расширение кругозора ребёнка

Разбор имён прилага-тельных по составу
1
14/03




Развитие смысловой памяти

Контрольный диктант з 3 четверть
1
17/03



Контрольный диктант


26.Глагол как часть речи
4

Наблюдать за ролью глаголов в речи.
Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов.
Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов.
Выделять начальную форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.
Выделять суффикс –л- в в форме прошедшего времени глагола.
Распознавать глаголы
Выполнять морфологический разбор глагола
Образовывать глаголы с помощью приставок
Подбирать синонимы и антонимы




Определение глагола как части речи
1
15/03




Развитие внимания, переключение внимания

Изменение глаголов по временам
1
16/03




Развитие восприятия

Суффикс –л-в глаголах прошедшего времени.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
1
21/03




Развитие слуховой памяти

Изменение глаголов по числам
1
22/03




Развитие слуховой памяти

27.Правописание час-тицы не с глаголами
2





Развитие логичес-кого мышления

Употребление частицы не с глаголами. Правило
Правописания частицы не с глаголами
1
23/03

Писать раздельно частицу не с глаголами


Развитие логической и слуховой памяти

Развитие умения писать частицу не с глаголами.
Р/р Свободный диктант
1
24/03
Определять изученные грамматические признаки глагола.
Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм.
Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.


Свободный дик-
тант
Развитие логического мышления

28.Неопределённая форма глагола
7





Развитие зрительной памяти

Понятие о неопределён-ной форме глагола
1
4/04






Р/р Контрольное изложение
1
5/04




Контрольное изложение
Развитие слуховой памяти

Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределён-ной формы.
1
6/04

Писать ь после ч в неопределённой форме глагола


Развитие логического мышления

Контрольный диктант №5
1
7/04



Контро-льный диктант
Развитие внимания

Образование форм време-ни от неопределённой формы глагола
1

11/04




Развитие смысловой памяти

Разбор глагола как части речи
1
12/04




Развитие смысловой памяти

Проверочная работа №11
1
13/04



Прове
рочная работа
Развитие внимания

29. Наречие как часть речи
2





Развитие слуховой памяти

Понятие о наречии как части речи
2
14/04
18/04




Развитие внимания



















Предложение
22

Различать виды предложений по цели высказывания.
Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные.
Накапливать опыт постановки логического ударения.
Различать слово, словосочетание и предложение.
Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.
Читать и произносить предложения , различные по цели высказывания и интонации




30. Виды предложений по цели высказывания и интонации
2







Виды предложений по цели высказывания
Интонация в предложе-ниях , различных по це-ли высказывания. Логическое ударение.
1
19/04




Развитие внимания

.






Развитие зрительной памяти

Восклицательные и не-восклицательные пред-ложения
Тестовая работа
1


20/04




Развитие слуховой памяти

31. Главные и второс-тепенные члены предложения
6





Развитие логического мышления

Грамматическая основа предложения. Подлежа-щее и сказуемое.
1
21/04
Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов.
Разделять непунктированный текст на предложения.
Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения.
Оценивать правильность работы.
Распространять и сокращать предложения до основы, сравнивать смысл.
Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.
Объяснять постановку знаков препинания.
Конструировать предложения с однородными членами.
Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений.
Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложениях с однородными членами.
Выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных
Составлять схемы предложений


Развитие речи

Развитие умения нахо-дить в предложениях подлежащее и сказуемое
1
25/04




Развитие речи

Понятие о второстепен-ных членах предложения
1
26/04




Коррекция словесно-логическо-го мышления

Составление схем пред-ложений и предложений по схемам
1
27/04




Развитие внимания

Предложения распрост-ранённые и нераспрост-ранённые.
Тестовая работа
1
28/04






Разбор предложений
1
2/05




Развитие внимания

Предложения с однородными членами
7





Развитие зрительной памяти

Однородные подлежащие и сказуемые
1
3/05




Развитие восприятия

Упражнение в нахожде-нии однородных членов предложения и их гра-фическом обозначении
1
4/05




Развитие связной речи

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях
с однородными членами.
1
5/05




Развитие внимания

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами
1
10/05




Развитие связной речи

Главные и второстепен-ные члены предложе-ния. Определение в од-нородных членов пред-ложения.
1
11/05
Различать простое и сложное предложения ( одна грамматическая основа, две основы)
Накапливать опыт постановки запятой и употребление в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью.
Конструировать сложные предложения ( по схеме и по данному началу).
Совместно составлять алгоритм синтаксичес-кого разбора сложного предложения, действо-вать по алгоритму, про-верять себя.
Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, син-таксису и пунктуации.
Продуцировать устное сообщение на граммати-ческую тему по изучен-ному материалу.
Видеть в предложении однородные члены


Развитие слуховой памяти

Запятая в предложениях с однородными членами
1
12/05






Р/р Свободный диктант.
1
16/05



Свободный дик
тант


Простые и сложные предложения
7





Развитие внимания, коррекция мыслительных процессов

Понятие о простом и сложном предложении
1
18/05




Развитие логичес-кого мышления

Запятая с сложном пре-дложении без союзов. Схема сложного предло-жения.
1
23/05




Развитии логичес-кого мышления








Развитие речи

Запятая в простом пред-ложении с однородными членами и в сложном предложении.
Р/р Свободный диктант
1
24/05

Различать простое и сложное предложе-ния. Ставить запятую между двумя частями сложного предложе-ния
Видеть в предложении однородные члены, ставить запятую
Свободный дик
тант
Развитие речи

Разбор простого и сложного предложений
1
25/05




Развитие логического мышления

Проверочная работа №12
1
19/05



Прове
рочная работа


Итоговый контрольный диктант
1
17/05















Итого:
136 ч




























Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.


Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник 3-й класс
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 3-го класса;
Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 3-го класса;
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 3-го класса;
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 3 класс. Методические рекомендации для учителя.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
компьютеры.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
орфографический и пунктуационный тренинг;
редактирование (взаиморедактирование);
создание текста, его коллективное обсуждение;
создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.






Результаты освоения учебного курса и система оценки

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).








Критерии оценки
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
 
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
-         правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность: нет орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;
-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность: две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
-         допущены отклонения от авторского текста;
-         отклонение от темы;
-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
-         беден словарь;
-         имеются речевые неточности;
-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность: 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
-         работа не соответствует теме;
-         имеются значительные отступления от авторской темы;
-         много фактических неточностей;
-         нарушена последовательность изложения мыслей;
-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;
-         словарь беден;
-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность: более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
 
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
-         нет ошибок и исправлений;
-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
-         имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
Словарные диктанты
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 и более ошибок.
Таблица предметных требований
к умениям учащихся 3 класса по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;
развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
приобретение и систематизация знаний о языке;
развитие чувства языка
овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения

правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
писать подробное изложение доступного текста;
определять тему текста;
читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
выделять два корня в сложных словах;
конструировать сложные слова;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
различать однокоренные слова и формы слова;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
выделять из предложения словосочетания;
видеть в предложении однородные члены;
различать простое и сложное предложение;
выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
писать раздельно частицу не с глаголом;
писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
графически объяснять выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака


Требования к уровню подготовки обучающихся
по русскому языку
(3 класс)
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;
развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
приобретение и систематизация знаний о языке;
развитие чувства языка
овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения
Учебно-языковые умения
Правописные умения

правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
писать подробное изложение доступного текста
выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
выделять два корня в сложных словах;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
выполнять морфологический разор изученных частей речи;
образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены предложения от второстепенных;
выделять из предложения словосочетания;
видеть в предложении однородные члены;
различать простое и сложное предложение
находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
писать слова с удвоенной согласной буквой в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
писать слова с Ъ и Ь разделительными, с Ь для обозначения мягкости согласных;
писать сложные слова с соединительной гласной О и Е;
писать раздельно частицу НЕ с глаголом;
писать Ь после Ч в неопределённой форме глагола;
писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных;
графически объяснять выбор написания;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
правильно переносить слова с Ь, с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня;
пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом И), графически объяснять выбор знака;
ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака


Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Контрольные работы
№ работы, тема
Источник

Входная контрольная работа № 1
По тексту администрации (см. Приложение 1)

Контрольная работа № 2: Правописание проверяемых согласных в корне слова
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.53

Контрольная работа № 3

По тексту администрации (см. Приложение 2)

Контрольная работа № 4: Безударные гласные в приставках. Правописание слов с Ъ и Ь.
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.80

Контрольная работа № 5: Орфограммы в разных частях слова
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.60 (можно заменить текстом из «Дидактического материала» - с.86)

Контрольная работа № 6
По тексту администрации (см. Приложение 3)

Контрольная работа № 7: Имя прилагательное
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.138

Контрольная работа № 8: Глагол как часть речи
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.154

Контрольная работа № 9: Предложение
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.186

Итоговая контрольная работа
№ 10
По тексту администрации (см. Приложение № 4)


Кроме этого в течение учебного года проводятся:
контрольное списывание – 2 (Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. – с.24 и 42),
контрольное изложение – 1 (Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.155),
контрольный срез знаний по теме: Виды грамматических разборов (по тексту администрации; см. Приложение 5) – 1,
контрольный словарный диктант (по тексту администрации) – 1.
Текущий контроль осуществляется в виде двухуровневых проверочных работ, тексты которых находятся в специальной тетради (Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку.), а также словарных диктантов (1 раз в 7-8 уроков объёмом - 10 слов).
1 раз в 10-12 уроков проводятся уроки развития речи.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515