Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе Школа 2100


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена
- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009,
-на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой в Образовательной системе «Школа 2100»,
-авторского тематического планирования учебного материала,
-с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов государственного стандарта начального общего образования,
-методического письма «О преподавании учебных предметов в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015-2016 учебном году»,
- Основанием  для использования  и приобретения школами  учебников, не вошедших в Федеральный перечень, в качестве учебных пособий является  ФЗ «Об образовании в РФ».
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.
- письмо Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников», по использованию учебников в 1-4 классах по системе ОС «Школа 2100»: «При наличии учебников в библиотеке для 1-4 классов образовательные организации могут начать обучение в 2014/15 учебном году по системе «Школа 2100» с 1 класса».
-БУП, примерного учебного плана ОУ РФ по образовательной системе «Школа 2100».
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Цели курса обучения грамоте:
Формирование навыка чтения;
Развитие интереса к чтению, формирование у детей правильной читательской деятельности;
Пропедевтическое ознакомление детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии, значительное обогащение словарного запаса.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите…» и т.п.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс обучения грамоте составляет 207 часов (23 недели по 9 часов в неделю). Одна и та же последовательность изучения печатных букв в «Букваре» и письменных букв в прописях «Мои волшебные пальчики» даёт возможность проводить комбинированные уроки чтения и письма.
В данную программу внесены следующие изменения: 4 резервные урока добавлены на литературное чтение, т.к. планирование уроков по учебнику «Капельки солнца» рассчитано на 32 часа (апрель, май, вариант №2)
В федеральном базисном учебном плане на изучение обучению грамоте – «Букварь» в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, 100 уроков обучения грамоте, 32 часа на литературное чтение – всего 132 часа.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 1 классе по четыре часа в неделю (132 ч. в год). Программа используется без изменений.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
различать рассказ и стихотворение.
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению в 1 классе
К концу 1 класса ученик научится
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
различать рассказы и стихотворения
придумывать истории с героями изученных произведений;
пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
высказывать суждения о произведении и поступках героев;
узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
находить в тексте произведения сравнения, обращения;
находить в тексте и читать диалоги героев;
определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
создавать устно небольшие произведения.
находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
находить в тексте информацию о героях произведений.
Содержание учебного предмета
32 ч (4 часа в неделю)
«Попрыгать, поиграть…» (8 ч).
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.
Наш дом (6 ч).
Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.
Ребятам о зверятах (9 ч).
Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.
Маленькие открытия (9 ч).
Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.
Материально-техническое обеспечение
Обучение грамоте и пропедевтический курс литературного чтения обеспечиваются:
учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);
«Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева);
комплектом наглядных пособий;
методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой).
Методические пособия, статьи по методике русского языка в журнале «Начальная школа» и газете «Первое сентября» («Начальная школа»)
Сборник диктантов и упражнений для начальной школы (1-4 классы), М: Диалог- Информ, 1998г.
Шклярова Т.В. Сборник упражнений 1 класс, Грамотей, 2002г.
Русский язык . Практическое пособие . М.:«Издат-школа» «РАЙЛ», 1998г.
Козырева Л.М. Как образуются слова. Ярославль: Академия развития, 2001г.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А. Младший школьник- помоги ему учиться. Санкт-Петербург. Изд. «Союз» 2000г.
Грабчикова Е.С. Сборник упражнений и тестов по развитию речи для начальных классов. Минск. ООО «Юнипресс», 2002г.
Узорова О.В., Нефёдова. Большой справочник по русскому языку для начальной школы. М.: «Аквариум ЛТД», «Издательство Астрель», 2000г.
Волина В.В. «Учимся играя» М.: Новая школа, 1994 г.
Технические средства обучения на уроках русского языка:
DVD-плеер, (видеомагнитофон);
компьютер.
примеры работ при использовании компьютера:
орфографический и пунктуационный тренинг;
редактирование (взаиморедактирование);
создание текста, его коллективное обсуждение;
Тематическое планирование
дата №
п/п
Тема для работы
по «Букварю»
Стр.
«Букваря» основные виды учебной деятельности обучающихсяРаздел I. «Говорим, рассказываем...» 18 часов
1 Вводный урок. Знакомство с «Букварём» Обложка и стр. 2–3 Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. (П)
Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе
и других общественных местах.
Практическая работа: составить режим дня.
Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П)
Познакомиться с новым учебником «Букварь».
Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию.
Ориентироваться на развороте «Букваря».
Осознавать цель и ситуацию устного общения.
Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию,
содержащуюся в устном высказывании.
Различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать.
Различать, перечислять календарные праздники.
Классифицировать животных и растения. Сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются.
Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать.
Составлять схемы предложений. Выбирать нужный знак конца предложения.
Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте.
Выбирать заглавие текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста.
Читать схему текста. Составлять схему текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам.
Различать речевые и неречевые звуки.
Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные).
Делить слово на слоги, обозначать ударный слог.
Классифицировать предложения по цели высказывания. (П)
Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок.
Перечислять названия известных сказок, сказочных героев, сказочных предметов.
Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии.
Рассказывать и инсценировать известные сказки по картинкам и по памяти.
Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Учиться диалогической форме речи.
Определять диалог (спор, беседа). Выражать собственное мнение.
Использовать связные высказывания на определённую тему.
Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой.
Определять количество слогов в слове. Определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать за многозначными словами.
2 Учимся говорить, рассказывать и рассматривать.
Календарь и календарные праздники. 4–5 3 Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. 6-7 4 Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. 8-9 5 Летом в деревне (на даче). Составление предложений. 10-11 6 Кто помогает человеку в саду и в огороде. Знакомство с текстом. 12-13 7 Звуки вокруг нас. Звуки речи. Составление текста с опорой на рисунки. 14–15 8 Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. 16-17 9 На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам. 18-19 10 Сказочные герои и предметы. Предложение. Текст. (урок- театрализаций) 20-21 11 Театр. Повторение основных понятий. Составление текста рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. (урок- театрализаций) 22-23 12 Гласные звуки. (урок- театрализаций) 24-25 13 Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. 26-27 14 На уроке труда. Ударение. 28-29 15 Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова 30 16 Повторение. О чём рассказывает текст. 31 17 Повторение основных понятий. Деление на слоги. 32 18 Повторение основных понятий. Ударный и безударные слоги. 32 Раздел II. Учим буквы – учимся читать и писать 81 час
19 Звуки, обозначаемые буквами г, п, и. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук»-«буква» 33-34 Выделять звук (звуки) в слове.
Находить слова с заданным звуком.
Различать звуки и буквы: буква как знак звука.
Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные,
согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; буквы гласных как показатель твёрдости – мягкости согласных звуков.
Обозначать букву соответствующей схемой.
Определять парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки.
Делить слова на слоги.
Соотносить слова со слогоударными схемами.
Овладевать начертанием письменных букв.
Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением
гигиенических норм.
Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением.
Усваивать приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца).
Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение).
Соотносить прочитанные слова и картинки.
Находить слово в группе слов по его лексическому значению.
Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.
Наблюдать над значением слова.
Различать слова и предложения.
Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения.
Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча–ща, чу–щу, жи–ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов;
перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце
предложения.
Использовать на письме разделительный ь и ъ.
Понимать прослушанный и прочитанный текст.
Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (поматериалам собственных игр, занятий, наблюдений).
Восстанавливать деформированный текст.
Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Букваря». (П)
Определять и объяснять значение слова в тексте.
Различать однозначные и многозначные слова. (П)
Различать прямое и переносное значение слов. (П)
Сопоставлять синонимы и антонимы:
наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)
Различать однокоренные слова. (П)
Выделять в слове корень, приставку, суффикс. (П)
Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок.
Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок.
Разбирать доступные слова по составу. (П)
Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...)
Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Распознавать имена собственные.
Различать слова мужского, женского и среднего рода. (П)
Изменять слова по числам (один – много).
Отличать слова-местоимения от других слов. (П)
Распознавать предлоги.
Запомнить наиболее употребительные предлоги.
Отличать предлоги от приставок. (П)
Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия).
Самостоятельно составлять предложения.
Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).
Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев).
Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев).
Отвечать на вопросы автора текста.
Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.
Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.
Находить информацию, заданную в тексте в явном виде.
Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита.
Употребление заглавной буквы в словах- географических названиях.
20 Звуки, обозначаемые буквами т, р.
Звуки, обозначаемые буквами т, р. 35 21 Гласный звук [о], буква о. 36-37 22 Чтение слогов и слов с изученными буквами. 38–39 23 Заглавная буква О. Упражнения в чтении и
письме слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей. 40–41 24 Гласный звук [а], буква а. 42-43 25 Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении. 44-45 26 Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении. 46-47 27 Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении. 48-49 28 Согласные звуки [н], [н,], буква н.
Чтение слогов и слов с буквой н. 50–51 29 Согласные звуки [к], [к,], буква к.
Чтение слогов и слов с буквой к. 52–53 30 Упражнения в чтении и письме.
Чтение слогов и слов с изученными буквами. 54–55 31 Знакомство с местоимениями он, она, оно, они
Слова он, она, оно, они, их роль в речи. 54 32 Гласный звук [у], буквы У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. 56–57 33 Упражнения в чтении. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения. 58–59 34 Согласные звуки [с], [с1], буква с. Чтение слогов и слов с буквой с. 60–61 35 Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.
Чтение слов, предложений. Работа с текстом. 62–63 36 Работа с текстом. Чтение текста. Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. 64 37 Упражнения в чтении. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? 65 38 Согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы л, м. Звонкие согласные звуки [л], [л,], [м], [м,], буквы л, м. Строчные буквы л, м.66–67 39 Упражнения в чтении слов и предложений с буквами л, м. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. 68–69 40 Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. 70 41 Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом. Упражнения в чтении и письме. 71 42 Заглавная и строчная буква С, с.
Упражнения в чтении и письме. Заглавная и
строчная буква С, с. Наблюдение над однокоренными словами. 72–73 43 Упражнения в чтении письме.
Работа с деформированным предложением. 74–75 44 Упражнения в чтении и письме. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием. 76–77 45 Заглавная буква М.
Упражнения в чтении и письме. 78 46 Заглавная буква в словах и предложениях.
Развитие осознанности и правильности чтения. 79 47 Урок развития речи.
Упражнения в чтении и анализе текста. 48 Согласный звук [ш], буква ш. 80–81 49 Согласный звук [ш], буква ш. 50 Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученнымибуквами. 82–83 51 Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. 84–85 52 Упражнения в чтении и письме. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. 86–87 53 Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. 88–89 54 Заглавная буква А. Чтение слов, предложений с заглавной буквой А. 90–91 55 «Чтение – главное учение». 56 Работа с текстом. (соотносить заглавие текста с его содержанием) 57 Согласные звуки [д], [д'], буква д. Наблюдение над однокоренными словами. 92–93
58 Упражнения в чтении. Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами. 94–95 59 Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса –ушк-. 96 60 Согласные звуки [в], [в'], буква в. Заглавная буква Д. Чтение имён и географических названий на букву Д. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса –ушк-. 97 61 Заглавная буква В. Упражнения в чтении. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над однокоренными словами. Наблюдение над словами сбезударным гласным в корне. 98–99 62 Буква е. Упражнения в чтении и письме. Звуки буквы е. 100–101 63 Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом. 102–103 64 Буква ё. Повторение и закрепление введённых понятий. Звуки буквы ё. Наблюдение над однокоренными словами; суффиксами. 104–105 65 Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме. Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом. 106–107 66 Упражнения в чтении и письме.
Знакомство с приставкой. 108 67 Образование слов с помощью приставки. Внеклассное чтение. 109 68 Согласные звуки [б], [б,], буква б.
Согласные звуки [б], [б,], буква б. Строчная буква б. 110–111 69 Упражнения в чтении и письме.
Развитие умения видеть в слове его части. 112–113 70 Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом. 71 Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста. 114–115 72 Согласные звуки [з], [з'], буква з. 116-117 73 Заглавная буква 3. Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных. 118–119 74 Буква я. Звуки буквы я. 120–121 75 Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Чтение слов и предложений. 122–123 76 Согласные звуки [х], [х'], буква х. Слова-междометия. 124–124 77 Согласный звук [ж], буква ж. Согласные звуки [ж], [х],
буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями -жи–-ши. 126–127 78 Заглавные буквы X и Ж. Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными согласными [ж], [ш]. 128–129 79 Развитие речи. Работа с текстом. Чтение текста 80 Строчная и заглавная буква й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая?
какое? какие? 130–131 81 Согласный звук [ч'], буква ч. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. 132–133 82 Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? 134–135 83 Согласные звуки [ц],[щ'], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. Слова, отвечающие навопросы кто? что? 136–137 84 Заглавные буквы Ц и Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами.
Буквосочетания ща, щу. 138 85 Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу. Работа с текстом. 139 86 Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф. Чтение слогов, слов с буквой ф. 140–141
87 Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение).
Чтение слов и предложений с буквой ф. 142–143 88 Гласный звук [э], буква э. Чтение слогов, слов сострочной буквой э. Работа с текстом. 144–145 89 Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. 146–147 90 Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». 91 Буква ю и её звуки. Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. 148–149 92 Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении. 150–151 93 Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Чтение буквосочетаний и
слов с изученными буквами. Работа с текстом. 152–153 94 Разделительный ь. Разделительный ь, его роль в слове. 154 95 Буква ъ, Разделительный ъ. Чтение слов с разделительным ъ. Работа с текстом. 155 96 Алфавит. 158 97 Алфавит. Упражнения в чтении и письме. 158 98 Проверочная работа. 99 Алфавит. Упражнение в составлении азбуки «Мир растений». 100 Алфавит. Упражнение в составлении азбуки «Мир растений». Тематическое планирование уроков литературного чтения
дата п/п
Тема урока, тексты, предлагаемые для чтения
Вид
чтения Характеристика деятельности учащихся*
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…» 8
1 Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости Ч, С
Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Чтение
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно
увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков
препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.
Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания
текста.
Пересказывать текст художественного произведения (подробно).
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге:
понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.
Творческая деятельность
Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи.
Иллюстрировать прочитанное произведение или план.
2 Любимые игрушки.(A. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку»). Строфа, упражнения в выразительном чтении. Ч 3 Настоящие друзья детства (B. Драгунский «Друг детства»). Ознакомительное чтение. Ключевые слова текста. Озаглавливание частей рассказа. проза С Д* В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито», Э. Успенкий «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы », А. Барто «Малыши...», И. Демьянов «Скакалочка». Второй урок вежливости. 4 Играть – это увлекательно. (Е. Чарушин «Никита-охотник»). Понятие рассказ. Пересказ текста по плану. Ч 5 Игры в слова. Как нужно играть. (Третий урок вежливости. Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон...», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон...»). рифма. Слова, значения которых люди понимают. Ч, С Д Э. Успенкий «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) 6 Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок). Работа над выразительным чтением. Формулирование личной оценки с привлечением текста произведения, обоснование нравственной оценки поступков героев; Ч 7 Обобщение материала по разделу 1. Проверочная работа № 1 по теме: «Попрыгать, поиграть». Ч 8 Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по тематике раздела «Игрушки» Ч, С Раздел 2 «Наш дом» 6 часов 9 Что можно увидеть в обычном дворе (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»). составление плана из картинок, пересказ с опорой на план. Ч 10 О младших сестрёнках и братишках (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша»). Главная мысль текста. Составление характеристики героя, анализ событий. Ч, С 11 О детях и их родителях (А. Барто «Разлука», «Одиночество»; Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь»). Выразительное чтение с использованием интонации соответствующей смыслу. Ч, С 12 Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) Ч, С Д Д М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история» 13 Повторение по разделу 2 «Наш дом».. Проверочная работа № 2 «Наш дом» (Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева.) 14 Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2 «Наш дом» Раздел 3. «Ребятам о зверятах» 9 часов 15 Очень разные животные (Б. Заходер «Мохнатая азбука». Разные азбуки) Азбука оживотных. Выразительное чтение. Ч 16 Очень разные животные (Б. Заходер «Мохнатая азбука». Разные азбуки). Составление своей азбуки. Ч Д М. Пришвин «Медведь» 17 Весёлые и грустные стихи о животных. Пятый урок вежливости (Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные синицы»; Саша Черный «Слоник, слоник...».) Ч,С18 Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны»). Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев произведения. Ч Д С. Михалков «Щенок» 19 Отношения человека и собаки (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»). Выборочное чтение. Тема текста, главная мысль. Ч 20 «Любитель» живой природы (М. Коршунов «Рисунок с натуры»). Составление плана рассказа. Характеристика героев, их поступки. С Д М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) 21 Стихи о кошках и котятах (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»). Выразительное чтение. Составление диафильма. Ч 22 Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. Шестой урок вежливости «как содержать домашних животных». (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка»). Отношение автора к героям рассказа. Пересказ текста по плану. С 23 Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3 по теме: «Ребятам о зверятах» Раздел 4 «Маленькие открытия» 10 часов 24 Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон», «Шишкопад»; В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»). Выразительное чтение стихотворений. Ч 25 Волшебница осень у поэтов в стихотворениях. Выразительное чтение. (В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень»). С, Ч 26 Каким увидел ноябрь писатель Н.Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»). Поисковое чтение. составление плана к тексту. Ч 27 Звуки и краски зимы у поэтов в стихотворении. Работа над выразительным чтением. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») Ч Д Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут» 28 Как нарисовать словами весну (Н. Сладков «Шапки долой», И. Токмакова «Весна»). Приём олицетворения. Упражнения в выразительном чтении. Ч Д Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь...» 29 Удивительные цветы (К. Паустовский «Приточная трава»). Составление плана. Описание старых пней и цветов. С 30 Маленькие открытия писателя. (М. Пришвин «Берестяная трубочка»). Озаглавливание частей рассказа. Выразительное чтение произведения. Диалог с автором. Ч Д Тайны леса (А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок»). Составление по ключевым словам диафильма. Выразительное чтение. 31 «Эту чудную картину я увидел из окна…» Ю. Мориц «Что над чем». Проверочная работа № 4 по теме: «Маленькие открытия». Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы) Ч 32 Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон», «Шишкопад»; В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»). Выразительное чтение стихотворений. Ч * Д – тексты для домашнего чтения детей с родителями.