Адаптированная программа по русскому языку 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья ( по программе VIII вида)


Адаптированная программа по русскому языку 5 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья ( по программе VIII вида) разработана на основе:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии»; 
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования", с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном обучении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, утверждѐнным постановлением правительства РФ от 12 марта 1997г. №288, (в ред. Постановлений правительства от 10 марта 2000г. №212- Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами»;
- Школьный учебный план на 2016-2017 учебный год.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.2014 г.
Цели и задачи обучения и коррекции:
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения:
  Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.
  Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
  Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. 
ЗАДАЧИ:
    Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
    Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
    Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. 
Место учебного предмета «русский язык » в учебном плане.
На изучение предмета в 5 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю
Содержание учебного предмета
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела:
1.    Грамматика, правописание и развитие речи;
2.    Чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу учебного года.  
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и рабочей программой по данной дисциплине и состоит из ряда тем:
Грамматика, правописание и развитие речи. 5 класс.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развиваться устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к русскому языку. Курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.  
Части речи.
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению. 
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имён существительных по числам. Род имён существительных. Умение различать род. Мягкий знак после шипящих в корне слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Правописание падежных окончаний существительных 1,2,3-го склонений. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения с именами существительными, относящимися к разным склонениям. 
Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. 
Развитие речи.
Заполнение дневника учащимся.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану.
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам, после разбора с учителем.
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
  Связная речь:
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с ОВЗ излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом – это основа, позволяющая учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5класса (VIII вида)
Учащие должны уметь:
    - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
     - подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
     - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
     - обозначать мягкость согласных буквой ь;
     - разбирать слово по составу;
     - выделять имя существительное как часть речи;
     - строить простое распространенное предложение;
     - связно высказываться письменно и устно (с помощью учителя);
     - пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных ( путём изменения формы слова )
Для реализации рабочей программы используется следующий УМК:
-Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение», 2016 год.
-Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».2013
-«Уроки русского языка в коррекционной школе» под редакцией Н.Н. Бебешиной, Ф.И.Самсоновой.2012
-«Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. «Просвещение», 2010 год.
Тематическое планирование
№ п/пДата Тема Количество часов
Повторение 5
1 Предложение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений 1
2 Связь слов в предложении 1
3 Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое, подлежащее 1
4 Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения 1
5 Диктант «Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения» 1
Звуки и буквы. 10
6 Алфавит 1
7 Гласные и согласные звуки 1
8 Твёрдые и мягкие согласные 1
9 Буква мягкий знак. Обозначение мягкости согласных 1
10 Разделительный мягкий знак 1
11 Правописание парных звонких и глухих согласных 1
12 Правописание ударных и безударных гласных 1
13 Письменный пересказ № 54 1
14 Упражнения на закрепление по теме « Звуки и буквы» 1
15 Контрольные вопросы и задания по теме « Звуки и буквы» 1
Слово. Состав слова. 17
16 Корень и однокоренные слова 1
17 Окончание 1
18 Приставка 1
19 Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов и приставок 1
20 Диктант «Правописание в корне» 1
21 Правописание безударных гласных в корне слова1
22 Проверка безударной гласной в корне слова1
23 Письменный пересказ по вопросам № 103 1
24 Правописание звонких и глухих согласных в корне слова1
25 Непроверяемые гласные и согласные в корне слова1
26 Приставка и предлог
1
27 Разделительный твёрдый знак ( ъ ) после приставок 1
28 Самостоятельная работа по теме «Разделительный твёрдый знак ( ъ )» 1
29 Упражнения на закрепление по теме « Состав слова» 1
30 Деловое письмо. Записка 1
31 Контрольные вопросы и задания по теме « Состав слова» 1
32 Упражнения на закрепление темы« Разделительный твёрдый знак» 1
Части речи 2
33 Общее понятие о частях речи
1
34 Различие частей речи по вопросам 1
Имя существительное 22
35 Понятие об имени существительном 1
36 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 1
37 Изменение имён существительных по числам 1
38 Род имён существительных 1
39 Именительный падеж: Кто? Что? 1
40 Именительный падеж: Кто? Что? 1
41 Родительный падеж: Кого? Чего? 1
42 Дательный падеж: Кому? Чему? 1
43 Винительный падеж: Кого? Чего? 1
44 Творительный падеж: Кем? Чем?
1
45 Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей ( ж, ш, ч, щ ) на конце 1
46 Упражнения на закрепление 1
47 Деловое письмо. Адрес на конверте 1
48 Контрольные вопросы и задания по теме « Имя существительное» 1
49 Упражнения на закрепление по теме « Падежи имён существительных» 1
50 Три склонения имён существительных. Понятие о 1 склонении существительных 1
51 Понятие о 1 склонении существительных 1
52 Понятие о 2 склонении существительных 1
53 Понятие о 3 склонении существительных 1
54 Упражнения на закрепление по теме « Три склонения имён существительных»
1
55 Первое склонение имён существительных в единственном числе 1
56 Правописание ударных падежных окончаний 1
Предложение 9
57 Главные и второстепенные члены предложения 1
58 Второстепенные члены предложения 1
59 Распространённые и нераспространённые предложения 1
60 Однородные члены предложения 1
61 Диктант «Предложение» 1
62 Однородные члены с одиночным союзом и 1
63 Упражнения для закрепления по теме « Однородные члены предложения» 1
64 Контрольные вопросы и задания по теме « Главные и второстепенные члены предложения» 1
65 Диктант «Главные и второстепенные члены предложения» 1
Повторение 5
66 Упражнения на закрепление темы: « Состав слова» 1
67 Упражнения на закрепление темы: « Правописание орфограмм» 1
68 Упражнения на закрепление темы « Три типа склонения» 1
69 Диктант «Имя существительное» 1
70 Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные 1

№ Диктант
1 Диктант «Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения»
2 Диктант «Главные и второстепенные члены предложения»
3 Диктант «Правописание в корне»
4 Диктант «Имя существительное»
5
Диктант «Предложение.»