Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью учителя Котковой Нины Николаевны по социально-бытовой ориентировке в 9 классе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Сосновского района Нижегородской области

Принято решением педагогического совета
Протокол № __18_
от _04__ _сентября_2015г «Согласовано»
Заместитель директора Кошелева В.С.
____________
« » _________ 2015г. Утверждаю
Директор ________ Пронин А. А.
Приказ № __151_
от « 4 » сентября 2015г

Адаптированная образовательная программа обучения
по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с умственной отсталостью
учителя Котковой Нины Николаевны
по социально-бытовой ориентировке в 9 классе
2015 – 2016
учебный год
с. Виткулово
Аннотация к адаптированной образовательной программе обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по социально-бытовой ориентировке в 9 классе
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по социально-бытовой ориентировке в 9 классе разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Авторы программы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова.
Занятия направлены на практическую подготовку обучающегося к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающегося.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребенка. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
В программу включены следующие разделы:
«Личная гигиена»,
«Одежда и обувь»,
«Жилище»,
«Питание»,
«Семья»,
«Экономика домашнего хозяйства»,
«Культура поведения»,
«Транспорт»,
«Торговля»,
«Средства связи»,
«Медицинская помощь»,
«Учреждения и организации».
Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы.
Составитель – Коткова Нина Николаевна
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по социально-бытовой ориентировке в 9 классе разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Авторы программы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова.
Программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, общее число часов – 17.
Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающегося к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к его включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Задачи:
- Формировать и совершенствовать у обучающегося необходимые ему навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями в которые ему придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
- Развитие речи коррекция психических процессов, мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы.
- Воспитание личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, усидчивости; элементов трудовой культуры: организации труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Формы и методы реализации программных задач.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, презентаций и др.
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/
Содержание курса СБО в 9 классе
1.Личная гигиена.
Тематика. Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков. Значение физических упражнений.)
2.Одежда и обувь
Тематика. Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Практические работы. Определение собственных размеров одежды и обуви
3.Семья
Тематика. Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.
.Семейные традиции. Закон РФ о браке и семье.
4.Культура поведения.
Тематика. Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.
5.Жилище.
Тематика. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда.
Практические работы. Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.
6.Торговля.
Тематика: Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации с\х продуктов. Отделы рынка. Комиссионный магазин.
7.Средства связи
Тематика: Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Стоимость отправления денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.
Практическая работа. Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.
8. Медицинская помощь.
Тематика. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Практические работы. Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции "показаний и применения лекарства, составление графика приема; поправка постели, организации столика у постели больного.
9. Учреждения, организации и предприятия.
Тематика. Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остекление» и др., их назначение.
10. Трудоустройство и профориентация.
Тематика. Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда). Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка. Правила их составления.
Практическая работа. Знакомство с профилем учреждений по трудоустройству, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки.
Требования к уровню подготовки выпускника 9 класса.
В результате изучения курса социально-бытовой ориентировки обучающийся должензнать:- правила личной гигиены;
- виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов;
- родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст, как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, на улице, в гостях, способы ведения разговора со старшими, сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- виды транспорта, правила покупки билетов, поведения в транспорте;
- правила поведения в магазине, правила покупки товаров;
- основные средства связи, виды почтовых отправлений;
- меры по предупреждению заболеваний, правила оказания доврачебной помощи;
- виды учреждений, их местонахождение и назначение;
- учреждения и отделы по трудоустройству, виды документов, необходимых для поступления на работу, правила перехода родной работы на другую, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
уметь:- соблюдать правила личной гигиены, соблюдать ЗОЖ;
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; стирать, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, чистить кожаную обувь;
- пользоваться приборами и режущими инструментами, строго соблюдать правила безопасности;
- записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье, выполнять определенные обязанности в семье, ухаживать за маленькими детьми;
- производить сухую и влажную уборку помещения, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;
- соблюдать правила безопасности во время поездки на различных видах транспорта, купить билет на транспорт, составить маршрут поездки;
- выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитать сумму за приобретенные продукты; оплатить, проверить чек и сдачу;
- оформлять бланки почтовых отправлений, упаковать посылку, культурно разговаривать по телефону;
- вызвать врача, приобрести лекарство в аптеке, оказать первую помощь при ожоге, обморожении, оказать первую помощь утопающему;
- обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений;
- обращаться в отделы кадров учреждений для устройстве на работу, написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию, заполнить анкету, составить заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.
Коррекционная  работа с обучающимся.
Обучение имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается прежде всего  в том, что все, что изучается в школе ,необходимо в его практической жизни. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на их сохранные возможности.
 Коррекционная работа заключается в исправлении дефектов мышления ,в повышении интеллектуального уровня, что позволит ему приобретать новые знания и навыки на более высоком уровне. Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающегося при выполнении новых учебных и трудовых заданий
 
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающегося.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материала;
-полнота ответа:
-умение практически применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка »5»-понимание материала, с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ
Оценка »4»-при ответе допускаются неточности, ошибки в речи, ошибки исправляет только с помощью учителя
Оценка »3»-материал излагается недостаточно полно и последовательно, допускается ряд ошибок в речи, ошибки исправляет при постоянной помощи учителя
Оценка »2»-незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя
Оценка «1»-за устные ответы не ставится
Оценка практических работ:
Оценка »5»-за работу без ошибок, но допускаются исправления самим учеником
Оценка »4»-за работу с 1-2ошибками
Оценка »3»- за работу с 3-5 ошибками
Оценка »2»- за работу с 6-8 ошибками
Оценка »1»- за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке»2» 
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г. Авторы программы: С.А.Казакова, В.В.Воронкова.
2.С.А.Львова «Практические материалы к урокам СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида». М.,ВЛАДОС, 2013
Календарно – тематическое планирование.
№ Тема урока дата
провед
план дата
провед
факт к-во
час
1 Правила личной гигиены – основа здорового образа жизни. 7.09 1
2 Вред курения, алкоголя и наркотиков. 21.09 1
3 Выбор одежды и обуви при покупке. Варианты обновления одежды. Выведение мелких пятен с одежды. 5.10 1
4 Закон РФ о браке и семье. Основы семейных отношений. Взаимоотношения в семье. Организация отдыха. 19.10 1
5 Правила «общежития». Игра «Прием гостей». 2.11 1
6 Рациональная расстановка мебели в доме. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. 23.11 1
7 Продуктовый рынок. Отделы рынка. Комиссионный магазин. Его особенности. 7.12 1
8 Виды денежных переводов. Виды связи. 21.12 1
9 Заполнение бланков различных переводов. 23.01 1
10 Инфекционные заболевания. Меры по их предупреждению. Листок нетрудоспособности. 8.02 1
11 Уход за больным. 22.02 1
12 Предприятия бытового обслуживания. Виды оказываемых услуг. 7.03 1
13 Профессии работников предприятия. 21.03 1
14 Ситуация выбора после окончания 9 класса. Краткая характеристика рабочих мест. 11.04 1
15 Трудоустройство. Временная и постоянная занятость. Охрана труда несовершеннолетних. 25.04 1
16 Трудовой договор. Трудовой стаж. Временные работы. 23.05 1
17 Итоговое занятие: анкетирование. Рекомендации учителя. 23.05 1