Рабочая программа учебной дисциплины Физическая культура среднего профессионального образования


Департамент образования и науки Кемеровской области
ГОУ СПО Профессиональный колледж г. Новокузнецка
Рабочая программа
учебной дисциплины
Физическая культура
для специальности социально-экономического профиля:
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
38.02.07 «Банковское дело»
38.02.02 «Страховое дело»
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» 38.02.04 «Коммерция»
43.02.10 «Туризм»
39.02.01 «Социальная работа»
46.02.01 «Документационное обеспечение управления»
Преподаватель: Кошкарева Ю.В
Новокузнецк, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка3
Содержание учебной дисциплины9
Поурочно-тематический план14
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов 18
Примерные обязательные контрольные задания для определения и оценки уровня физической подготовленности обучающихся………………………...20
Оценка уровня физической подготовленности юношей основной
медицинской группы……………………………………………………………21
Оценка уровня физической подготовленности девушек основной
медицинской группы……………………………………………………………22
Список источников информации………………………………………………23
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена для обучающихся по специальностям социально-экономического профиля на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»).
Программа ориентирована на достижение следующих предметных результатов:
1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Программа ориентирована на достижение следующих личностных результатов:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) готовность к служению Отечеству, его защите;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
7) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
8) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Программа ориентирована на достижение следующих метапредметных результатов:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
4) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Дисциплина участвует в формировании общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Содержание программы представлено двумя разделами:
1. Учебно-методический
2. Учебно-тренировочный
Дисциплина для данных специальностей изучается на базовом уровне.
Базовый уровень стандарта по физической культуре ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений, обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Программа «Физическая культура» направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: ознакомление обучающихся с основами валеологии; формирование установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья и профессиональной активности; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой.
На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации обучающихся, на которых по результатам тестирования помогает определить индивидуальную двигательную нагрузку с оздоровительной и профессиональной направленностью.
Учебно-тренировочные занятия содействуют развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма, укреплению здоровья обучающихся, а также предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний.
Формы и методы текущего контроля:
- контрольные нормативы;
- письменные (тестовые задания, кроссворды);
- рефераты, доклады по заданным темам;
- составление презентаций;
- подготовка беседы по формированию здорового образа жизни;
- составление собственного оптимального рациона с позиции рационального питания .
Промежуточная аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачета.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011года № 2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089» была дополнена позиция «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для подраздела «Требования к уровню подготовки выпускников» раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по предмету абзацем следующего содержания:
"- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету."
На изучение дисциплины рабочим учебным планом предусмотрено 176 часов, из них: 117 часов аудиторные занятия, 59 часов внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен:
знать/понимать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
осуществлять поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Уметь
определить уровень собственного здоровья по тестам.
составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
применять на практике приемы массажа и самомассажа.
повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (терренкур, кроссовая и лыжная подготовка).
определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
выполнять упражнения:
сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек - руки на опоре высотой до 50 см);
подтягивание на перекладине (юноши);
поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);
прыжки в длину с места;
бег 100 м;
бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени);
тест Купера — 12-минутное передвижение;
плавание — 50 м (без учета времени);
бег на лыжах: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).
Овладеть
системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, ходьбы на лыжах, в плавании.
техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
Знать
состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Введение
Современное состояние физической культуры и спорта. Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Особенности организации физического воспитания в учреждениях СПО (валеологическая и профессиональная направленность).
Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).
Тема 1. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и валеология. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Командные (игровые) виды спорта. Правила соревнований по баскетболу (мини-баскетболу), волейболу.
Тема 2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сензитивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
Тема3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Контроль уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств
Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки, использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений — тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля. Контроль (тестирование) уровня совершенствования профессионально важных психофизиологических качеств.
Тема 4. Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений СПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
Тема 5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной оздоровительной и психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Контроль (тестирование) состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учебно-методическая
Тема 1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля.
Тема 2. Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
Тема 3. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Учебно-тренировочная
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья обучающихся, дает индивидуальные рекомендации к занятиям по тому или иному виду спорта.
Тема 1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4100 м, 4400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши), прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра.
Тема 2. Гимнастика
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.
Обще-развивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
Тема 3. Лыжная подготовка
Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений. Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.
Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши). Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.
Тема 4. Спортивные игры
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Судейство. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, передача мяча через сетку, прием мяча после подачи, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди-животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Судейство. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Тема 5. Плавание
Занятия позволяют учащимся повышать потенциальные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В процессе занятий совершенствуются основные двигательные качества: сила, выносливость, быстрота.
Специальные плавательные упражнения для закрепления кроля на груди, спине, брасса. Старты. Повороты, ныряние ногами и головой. Плавание до 400 м. Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, плавание в полной координации.
Плавание на боку, на спине. Плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м. Проплывание отрезков 25–100 м по 2–6 раз. Специальные подготовительные, обще-развивающие и подводящие упражнения на суше. Правила плавания в открытом водоеме. Доврачебная помощь пострадавшему. Техника безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне.
Самоконтроль при занятиях плаванием.
Тема 6. Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.
ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Наименование разделов и тем Учебная нагрузка обучающихся
Максим учебная нагрузка Самост. работа Обязательные учебные занятия В том числе Практическая работа
Теоретическая часть Учебно-методические занятия 5 2 3 3
1-2 Тема 1. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля. 3 1 2 2
3 Тема3. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся. 2 1 1 1
Учебно-тренировочные занятия Тема 1. Легкая атлетика. 27 9 18 18
4 ТБ на уроках по л/а. Бег 60, 100м 1 1 1
5 Бег 500м, 1000м 1 1 1
6 Низкий старт. Стартовый разгон. 1 1 1
7 Развитие быстроты. Бег 30м. 3 2 1 1
8 Челночный бег 3х10м. СБУ. 1 1 1
9 Бег 100м. Специальные Беговые упражнения. 2 1 1 1
10 Обучение прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». 1 1 1
11 Обучение прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». 1 1 1
12 Повторение прыжка в длину с разбега. 1 1 1
13 Развитие скоростно-силовых качеств. 2 1 1 1
14 Бег по отрезкам 10-30м в разном темпе. 2 1 1 1
15 Метание предметов в цель и на дальность. Развитие ловкости. 2 1 1 1
16 Развитие силы. Круговая тренировка. 2 1 1 1
17 Развитие выносливости. Круговая тренировка. 2 1 1 1
18 Челночный бег 10х10м. 1 1 1
19 Обучение прыжку в высоту с разбега способом «перешагиванием». 1 1 1
20 Повторение прыжка в высоту. Развитие координации. 1 1 1
21 Развитие выносливости. Бег с преодолением препятствий. 2 1 1 1
Тема 2. Гимнастика. 27 9 18 18
22 ТБ на уроках гимнастики. Строевые упражнения. 1 1 1
23 Развитие координационных и силовых способностей. 2 1 1 1
24 Акробатика. Правила страховки. 2 1 1 1
25 Акробатика. Правила страховки. 1 1 1
26 Акробатика. Общеразвивающие упражнения 2 1 1 1
27 Комбинации акробатических элементов. 1 1 1
28 Опорный прыжок. Развитие координации. Скоростно-силовых качеств. 2 1 1 1
29 Упражнения на перекладине. 1 1 1
30 Комбинация элементов на перекладине. 1 1 1
31 Упражнения с гантелями. 2 1 1 1
32 Упражнения на брусьях 1 1 1
33 Комбинация элементов на брусьях. 1 1 1
34 Развитие гибкости, координации движений. 2 1 1 1
35 Упражнения со скакалкой, эспандером. 2 1 1 1
36 Лазание по канату. 1 1 1
37 Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне. 1 1 1
38 Упражнения с гимнастическими палками, со скакалкой 3 2 1 1
39 Контрольный урок по гимнастике 1 1 1
Тема 3. Лыжная подготовка. 18 6 12 12
40 ТБ на уроках лыжной подготовки. Перестроения на лыжах. 1 1 1
41 Эстафеты. Развитие координации движений. 1 1 1
42 Попеременный двухшажный ход. Развитие координации движений. 2 1 1 1
43 Попеременный четырехшажный ход. Развитие координации движений. 2 1 1 1
44 Одновременный бесшажный ход. Развитие силовой выносливости. 2 1 1 1
45 Одновременный одношажный ход. Развитие силовой выносливости. 1 1 1
46 Одновременный двухшажный ход. Развитие скоростно-силовой выносливости. 1 1 1
47 Совершенствование техники подъемов, спусков, торможений, и поворотов на лыжах. 1 1 1
48 Развитие скоростной выносливости. Передвижение с максимальной скоростью. 2000м. 2 1 1 1
49 Передвижение по среднепересеченной местности с переменной интенсивностью. 2 1 1 1
50 Катание с горы на лыжах. Развитие ловкости. 2 1 1 1
51 Длительное передвижение на лыжах по слабопересечённой и среднепересечённой местности 10км. 1 1 1
Тема 4. Спортивные игры. БАСКЕТБОЛ 42 14 28 28
52 ТБ на уроках по баскетболу. Перемещения. 1 1 1
53 Ведение мяча на месте и в движении 2 1 1 1
54 Совершенствование ведения мяча. Развитие ловкости 1 1 1
55 Броски и ловля мяча. Развитие силы. 2 1 1 1
56 Развитие ловкости, скоростно-силовых качеств. 2 1 1 1
57 Совершенствование техники владения мячом. 2 1 1 1
58 Развитие ловкости. Попадание в цель. 2 1 1 1
59 Эстафеты с элементами игры в баскетбол. 1 1 1
60 Бросок в кольцо. Развитие ловкости 2 1 1 1
61 Взаимодействие игроков. 2 1 1 1
62 Передача мяча в движении, в прыжке. 1 1 1
63 Бросок в кольцо в движении, в прыжке. 1 1 1
64 Приемы овладения мячом, вырывание и выбивание 1 1 1
65 Подводящая игра «перехвати мяч» 1 1 1
66 Штрафной бросок. З-х секундная зона. 1 1 1
67 Борьба за мяч под щитом. Развитие силы. 2 1 1 1
68 Тактика игры в защите. Зонная защита. 2 1 1 1
69 Тактика игры в защите. Персональная защита. 2 1 1 1
70 Тактика игры в нападении. Правила игры 2 1 1 1
71 Тактика игры в нападении. Приемы судейства 2 1 1 1
72 Прием и перехват мяча. Развитие ловкости. 2 1 1 1
73 Игра по упрощенным правилам баскетбола 1 1 1
74 Учебная игра в баскетбол 3х3 на одно кольцо. 2 1 1 1
75 Учебная игра в баскетбол 3х3 на одно кольцо. 1 1 1
76 Развитие скоростной выносливости. 1 1 1
77 Двусторонняя учебная игра. Правила игры. Судейство 1 1 1
78 Двусторонняя учебная игра. Правила игры. Судейство 1 1 1
79 Контрольный урок по баскетболу. 1 1 1
Тема 4. Спортивные игры. ВОЛЕЙБОЛ. 39 13 26 26
80 ТБ на уроках по волейболу. Перемещения. 1 1 1
81 Теоретические сведения об игре в волейбол. Обучение передаче мяча. 1 1 1
82 Повторение передачи мяча 1 1 1
83 Передача мяча через сетку. Развитие силы. 1 1 1
84 Развитие ловкости, скоростно-силовых качеств 2 1 1 1
85 Эстафеты с элементами в игры волейбол. 2 1 1 1
86 Обучение нижней подаче. Приёму мяча после подачи. 1 1 1
87 Повторение приема мяча двумя снизу. 1 1 1
88 Повторение нижней подачи. Развитие ловкости. 2 1 1 1
89 Совершенствование техники владения мячом. 2 1 1 1
90 Совершенствование техники владения мячом. 2 1 1 1
91 Обучение верхней прямой подаче. 1 1 1
92 Эстафеты с элементами игры в волейбол. 2 1 1 1
93 Обучение прямому нападающему удару 2 1 1 1
94 Повторение прямого нападающего удара 1 1 1
95 Блокирование. Развитие скоростно-силовых качеств. 2 1 1 1
96 Тактика игры в нападении: игра в нападении через игрока первой линии 1 1 1
97 Обучение приема мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону 2 1 1 1
98 Специальная физическая подготовка волейболиста 1 1 1
99 Взаимодействие игроков в нападении 1 1 1
100 Взаимодействие игроков в защите. 1 1 1
101 Игра по упрощенным правилам волейбола. 1 1 1
102 Совершенствование техники владения мячом 1 1 1
103 Учебная игра. Правила игры. Судейство 3 2 1 1
104 Учебная игра. Правила игры. Судейство 3 2 1 1
105 Контрольный урок по волейболу 1 1 1
Тема 6. Атлетическая гимнастика. 18 6 12 12
106 ТБ на уроках по гимнастике. Атлетическая гимнастика. 1 1 1
107 Упражнения с гантелями. 2 1 1 1
108 Развитие силы. Повторная тренировка. Работа на тренажерах. 1 1 1
109 Методы круговой тренировки. 2 1 1 1
110 Комплекс упражнений ОФП с эспандером. 2 1 1 1
111 Упражнения для развития силы мышц груди. Жим лежа. 1 1 1
112 Упражнения для развития силы мышц рук, брюшного пресса. 2 1 1 1
113 Упражнения для развития силы мышц ног. Приседания. 1 1 1
114 Упражнения для развития силы мышц 2 1 1 1
115 Упражнения для развития силы мышц спины. Тяга становая. 1 1 1
116 Развитие силы с использованием собственного веса тела. 2 1 1 1
117 Дифференцированный зачет 1 1 1
Итого: 176 59 117 117
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа студентов

п/п Наименование темы, краткое содержание работы Вид задания Объем вре-мени, кол. часов Формы и методы контроля
1 Учебно-методические занятия. Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля. Составить комплекс дыхательных упражнений из изученных на уроке. Продолжить ведение дневника самоконтроля над уровнем своего физического состояния. 1 Проведение комплекса дыхательной гимнастики
2 Учебно-методические занятия. Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности обучающихся. Составить комплекс утренней гимнастики, состоящий из 12 упражнений, по 8-10 повторений в каждом упражнении. 1 Проведение комплекса на уроке
3 Легкая атлетика. Развитие скоростно-силовых качеств
Развитие координационных способностей, силовой выносливости.
Развитие выносливости. Бег с ускорением, низкий старт, развитие скоростно-силовых качеств, бег в разном темпе, силовые упражнения, реферат, прыжки через скакалку /повторная тренировка/
юноши выполняют прыжки поочередно на правой, на левой ноге; девушки прыгают, отталкиваясь двумя ногами одновременно, приземляясь на две ноги. Силовая нагрузка на руки, на ноги. кросс, бег по пересеченной местности /попеременная работа/ 9 Тест Купера, Сдача контр. нормативов.
4 Гимнастика.
Формирование правильной осанки.
Комплекс утренней гимнастики подготовить не менее 12 упражнений для утренней гимнастики и комплекс упражнений для снятия усталости, комплекс упражнений с гимнастическими палками. Строевые упражнения на месте и в движении, самостраховка, упражнения с мячом. Разработка акробатической связки, прыжки со скакалкой, упражнения силового характера направленные на развитие мышц ног, рук, брюшного пресса; упражнения направленные на укрепление мышц спины; 9 Контрольные испытания по ОФП. Мини-соревнование по гимнастике
5 Лыжная подготовка. Перестроение на лыжах. отработка техники ходов, подъем, спуск, торможения, повороты, передвижение на лыжах по пересеченной местности. Катание на лыжах с гор. Кросс. 6 Сдача контрольных нормативов по лыжному спорту
6 Спортивные игры БАСКЕТБОЛ. Развитие координационных способностей, силы, скоростной выносливости. Подготовить сообщение на урок 4-5 мин по теме «История развития игры» Перемещения, стойка баскетболиста, ведение мяча на месте и в движении, броски и ловля мяча, прыжки со скакалкой, бег с ускорением. Отработка бросков в кольцо, броски и передачи мяча на месте и в движении. Отработка тактики игры в защите и нападении, персональная защита, правила, жесты судей, судейство. 14 Тест на развитие ловкости и быстроты
7 Спортивные игры. ВОЛЕЙБОЛ. Развитие координационных способностей, силы, быстроты. Подготовить сообщение на урок 4-5 мин по теме «Правила игры в волейбол» Перемещения , техника владения мячом, передачи мяча сверху и снизу двумя руками, подачи мяча, расстановка, тактика игры, блокирование, страховка блока. упражнения силового характера направленные на развитие мышц ног, рук Правила игры, жесты судей, судейство. 13 Доклад, реферат, тест на технику владения волейбольными приемами.
8 Атлетическая гимнастика.
Развитие физических качеств. Восстановительные упражнения. Силовая нагрузка на руки, на ноги, составить комплекс физических упражнений с гантелями. 6 Проведение самостоятельно разработанного комплекса упражнений.
Итого: 59 ПРИМЕРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п Физические способности Контрольное
упражнение (тест) Возраст, лет Оценка
Юноши Девушки
5 4 3 5 4 3
1 Скоростные Бег
30 м, с 16
17 4,4 и
выше
4,3 5,1–4,8
5,0–4,7 5,2 и ниже
5,2 4,8 и
выше
4,8 5,9–5,3
5,9–5,3 6,1 и ниже
6,1
2 Координационные Челночный бег
310 м, с 16
17 7,3 и
выше
7,2 8,0–7,7
7,9–7,5 8,2 и ниже
8,1 8,4 и
выше
8,4 9,3–8,7
9,3–8,7 9,7 и ниже
9,6
3 Скоростно-силовые Прыжки в длину с места, см 16
17 230 и
выше
240 195–210
205–220 180 и ниже
190 210 и
выше
210 170–190
170–190 160 и ниже
160
4 Выносливость 6-минутный
бег, м 16
17 1500 и выше
1500 1300–1400
1300–1400 1100
и ниже
1100 1300 и выше
1300 1050–1200
1050–1200 900 и ниже
900
5 Гибкость Наклон вперед из положения стоя, см 16
17 15 и
выше
15 9–12
9–12 5 и
ниже
5 20 и
выше
20 12–14
12–14 7 и ниже
7
6 Силовые Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки) 16
17 11 и
выше
12 8–9
9–10 4 и
ниже
4 18 и выше
18 13–15
13–15 6 и ниже
6
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты Оценка в баллах
5 4 3
Бег 3000 м (мин, с) 12,30 14,00 б/вр
Бег на лыжах 5 км (мин, с) 25,50 27,20 б/вр
Плавание 50 м (мин, с) 45,00 52,00 б/вр
Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге) 10 8 5
Прыжок в длину с места (см) 230 210 190
Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м) 9,5 7,5 6,5
Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине (количество раз) 13 11 8
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз) 12 9 7
Координационный тест — челночный бег 310 м (с) 7,3 8,0 8,3
Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз) 7 5 3
Гимнастический комплекс упражнений:
– утренней гимнастики;
– производственной гимнастики;
– релаксационной гимнастики
(из 10 баллов) до 9 до 8 до 7,5
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты Оценка в баллах
5 4 3
Бег 2000 м (мин, с) 11,00 13,00 б/вр
Бег на лыжах 3 км (мин, с) 19.00 21,00 б/вр
Плавание 50 м (мин, с) 1,00 1,20 б/вр
Прыжки в длину с места (см) 190 175 160
Приседание на одной ноге,
опора о стену (количество раз на каждой ноге) 8 6 4
Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине (количество раз) 20 10 5
Координационный тест — челночный бег 310 м (с) 8,4 9,3 9,7
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м) 10,5 6,5 5,0
Гимнастический комплекс упражнений:
– утренней гимнастики
– производственной гимнастики
– релаксационной гимнастики
(из 10 баллов) до 9 до 8 до 7,5


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Лях, В.И. Физическая культура Текст: учебное пособие 10-11 кл. / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М., 2011. – 400с.
Решетников, Н.В. Физическая культура Текст: учебное пособие / Н.В. Решетников. - М., 2011. – 274с.
Решетников, Н.В. Физическая культура Текст: учеб. пособие для студентов СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М., 2012. – 300.
Для преподавателей
Барчуков, И.С. Физическая культура Текст: учеб. пособие / И.С. Барчуков. - М., 2009. – 200с.
Безруких, М.М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе Текст: методические рекомендации: / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2009. – 295с.
Бирюкова, А.А. Спортивный массаж Текст: учебник для вузов / А.А. Бирюкова. — М., 2006. – 386с.
Бишаева, А.А. Физическое воспитание и валеология Текст: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью / А.А. Бишаева, В.Н. Зимин. — Кострома, 2003. – 295с.
Вайнер, Э.Н. Валеология Текст: учебный практикум / Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская. - М., 2008. – 165с.
Дмитриев, А.А. Физическая культура в специальном образовании Текст: учебное пособие / А.А. Дмитриев. - М., 2006. – 200с.
Туревский, И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры Текст: учебное пособие / И.М. Туревский. - М., 2009. – 144с.
Хрущев, С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания Текст: учеб. пособие для вузов / С.В. Хрущев. - М., 2006. – 570с.