Исследовательский проект Секреты крахмала


Исследовательский проект
«Секреты крахмала»
Автор: Кузнецова Арина, 6 лет;
Клюева Даша, 6 лет.
Руководитель: Левина Светлана Анатольевна,
воспитатель.
Исследовательский проект реализован на базе МДОУ «Детский сад №18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», г. Заречного, Пензенской области.
Описание исследовательского проекта
Выбор темы исследования
Тема исследования выбрана ребенком самостоятельно, спонтанно. Привычная и стандартная, казалось бы, для нас взрослых ситуация, для ребенка оказалась необычной и захватывающей. Девочка принесла в детский сад кусочек картофеля, который был окрашен в фиолетовый цвет. На «утреннем сборе» Арина рассказала об этом «необычном» для ребенка явлении. Обычная для взрослого химическая реакция йода с крахмалом, для ребенка стала неожиданной.
Ситуативный разговор с детьми о крахмале натолкнул на мысль, что это может стать хорошей темой исследования. Необходимо было просто помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, должна быть «детской». Поэтому мы назвали проект «Секреты крахмала», и решили исследовать свойства крахмала. Несомненно, для
ребенка в теме был элемент неожиданности, необычности.
Этапы реализации проекта
I этап – создание проблемной ситуации.
Мама чистила картофель и порезала руку. Обработав рану йодом, продолжила чистить овощи. Картофель при соприкосновении с йодом стал фиолетового цвета. Я спросила у мамы: «Почему картошка изменила цвет?» Мама сказала, что в картофеле есть крахмал. Именно он окрасился в фиолетовый цвет.
Я показала опыт с картофелем своим друзьям в детском саду.

Они очень удивились. Мы решили вместе узнать, что такое крахмал, и, где он прячется ещё.
Цель проекта: выяснить, где находится крахмал и как его можно использовать.
Задачи проекта:
собрать сведения о крахмале;
научиться определять крахмал в овощах;
составить копилку из овощей, содержащих крахмал;
сделать крахмал в домашних условиях;
проверить свойства «домашнего» крахмала.
II этап – реализация проекта.
Из опроса взрослых, просмотра книг я узнала: крахмал – это порошок белого цвета, напоминает муку, нерастворим в холодной воде. При сжатии порошка крахмала в руке он издаёт «скрип». Крахмал содержится почти во всех растениях. Особенно много его в корнях, клубнях, плодах и зернах растений. В горячей воде крахмал набухает (растворяется), становится прозрачным, образуя  раствор — клейстер. Взаимодействует с йодом (окрашивание в синий, фиолетовый цвет). Крахмал используется для приготовления киселя, клейстера, крахмаления одежды
.
Эксперимент № 1. Определить крахмал в плодах, клубнях растений.
Мы знаем, что картофель – это овощ. Поэтому решили проверить, есть ли крахмал в других овощах. Взяли картофель, капусту, кабачки, лук, тыкву, морковь, редьку, лук. Нанесли йод. Картофель, морковь, тыква, кабачок посинели. Значит, они содержат крахмал. Больше всего изменил окраску картофель. Составили копилку из овощей, в которых содержится крахмал.


Вывод: картофель содержит больше крахмала, чем другие овощи. Поэтому, мы решили сделать крахмал из картофеля.
Эксперимент № 2. Мы предположили, что если картофель измельчить, то получится крахмал. Сначала мы натерли картофель на терке, отжали сок, чтобы он быстрее высох. Через час кашица из картофеля потемнела. Высохший картофель мы измельчили. Получился порошок серого цвета.

Вывод: крахмал – это не молотый картофель.
Эксперимент № 3. Из книги «Сварим суп из топора» мы узнали рецепт приготовления крахмала из картофеля. Составили схему. Приготовили крахмал по схеме. У нас получился порошок белого цвета. На ощупь жесткий, хрустит, скрипит, как будто лепишь снежок. Мы решили проверить: крахмал ли это. Капнули йод. Порошок стал фиолетового цвета. Значит, мы получили крахмал.


Вывод: из картофеля можно сделать крахмал в домашних условиях.
Использование продукта,
полученного в результате исследования:
Необходимо проверить: можно ли использовать «домашний» крахмал.
Развели крахмал в холодной воде. Вода стала мутной. Через час вода стала прозрачной, крахмал осел.
Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде.
Мы отнесли наш крахмал на прачечную и попросили кастеляншу Марию Васильевну помочь нам накрахмалить салфетки и фартучки с косынками, кукольную одежду. А ещё мы накрахмалили ватные диски.



Вывод: Все вещи стали жесткими на ощупь, блестят, сохраняют свою форму, ватные диски стали плотными как картон.
Мы сделали клейстер. Для этого развели крахмал холодной водой, осторожно добавили горячую воду. Остывший раствор стал густым. Клейстером мы подклеили книгу, сделали поделку.


Вывод: книга отремонтирована, крахмал хорошо склеивает бумагу, картон. Клейстер пригодится нам для изготовления поделок и рисования.
Вкусный и полезный кисель мы сварили дома с мамой. Оказывается кисель – это клейстер с вареньем, а клейстер – это кисель без варенья. Вот такие чудеса.
Результаты исследования:
Проводя исследование, мы нашли ответы на свои вопросы. Теперь мы знаем, в каких овощах находится крахмал. Больше всего крахмала содержит картофель. Он окрашивается в синий или фиолетовый цвет, если капнуть йод. Крахмал можно сделать самостоятельно из картофеля. Для того чтобы сварить кисель, сделать клейстер, добавляют крахмал. Он придаёт густоту.
Занимаясь нашим исследованием, мы научились чистить картофель, тереть его на терке, сделали крахмал, узнали много интересного об использовании крахмала, оформили «копилку», поделились накопленными знаниями с детьми детского сада.
Недавно мы узнали, что крахмал прячется в любимом творожке, хотя в рекламе показывают, что там только ягоды и творог. Конечно, ничего плохого в крахмале нет, но обманывать детей нехорошо.
В следующий раз обязательно узнаем, где ещё прячется крахмал, и как его можно использовать. Попробуем сделать крахмал из кукурузы или яблок.
III этап – защита проекта.
Презентация исследовательского проекта «Секреты крахмала» была проведена в форме доклада с показом экспериментов. После сообщения проведено обсуждение. Арина ответила на вопросы слушателей – детей и взрослых. Присутствующие высказали свое мнение о проекте, смогли познакомиться с экспериментальной базой исследования. Все дети могли провести опыты с крахмалом, получили схемы приготовления крахмала в домашних условиях. Это позволило наглядно убедиться в основных свойствах крахмала и разнообразном его использовании. Самостоятельно полученный в результате исследования продукт, используется в процессе ручного и хозяйственно-бытового труда.