Исследовательская работа Великая Отечественная война в судьбе моего прадедушки. (секция «История», начальные классы)


Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования
Администрации МО «Воткинский район»
Муниципальное образовательное учреждение
«Волковская средняя общеобразовательная школа"
                         Исследовательская работа
Великая Отечественная война в судьбе моего прадедушки.
(секция «История», начальные классы)

  Выполнил: 
Садыков Данил,
ученик 3в класса
Руководитель: Саушкина Светлана Леонидовна,
учитель начальных классов
Волковской средней школы
п. Новый
2015 г
                                                                    Оглавление
1. Введение 3-4 стр.
2. Глава I Великая Отечественная война
1.1. Они сражались за Родину. Помним и гордимся! 5стр.
1.2. Анкетирование 6 стр.
3. Глава II Нелёгкая судьба Чиркова Ивана Павловича
2.1. Великая Отечественная война в судьбе моего
прадедушки Чиркова Ивана Павловича 7-8 стр.
2.2. Интервью учащихся 3 в класса с Чирковым И. П. 9-10 стр.
Заключение 11 стр.
Список литературы 12 стр.
Приложение №1 13 стр.
Приложение №2 14 стр.
Приложение №3 15 стр.
Приложение №4 16 стр.
Приложение №5 17стр.
Приложение №6 18 стр.
Приложение №7 19 стр.
Введение
Для жителей нашей страны слово «Победа» исполнено глубочайшим смыслом. В нем смешались память о выживших и погибших, слезы радости и скорби. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно предать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.
Великая Отечественная война – одно из тех редких исторических событий, память о которых не стирается со временем. Все дальше и дальше уходят от нас эти страшные и в тоже время героические дни 1941-1945 годов; все меньше становится среди нас победивших в той войне ветеранов. Однако память о событиях семидесятилетней давности никуда не ушла; она остаётся с нами. Но для нынешнего подрастающего поколения ВОВ - это далекое прошлое, событие, которое по мировосприятию не имеет для них прямого отношения к современной жизни. Поэтому очень важно, чтобы дети из первых уст, от живых участников тех событий узнали правду о войне, прониклись уважением и гордостью к ветеранам войны и труженикам тыла. Сегодня особенно важно вернуться к истокам нашей Великой победы, осмыслить уроки и ценности этого величайшего события века, что имеет огромное значение как для сохранения памяти о легендарных защитниках Родины, так и для воспитания молодого поколения в деле беззаветного служения Родине и своему народу.
Объект исследования: события Великой Отечественной войны в судьбе моего прадедушки Чиркова И.П.
Предмет исследования: судьба моего прадедушки.
Методы исследования: анкетирование, анализ литературы, интервью.
Цель работы: изучить жизнь моего прадедушки Чиркова Ивана Павловича, ветерана Великой Отечественной войны, который живёт в нашем посёлке.
Задачи:
1. Изучить литературу и выяснить что такое ВОВ.
2. Провести анкетирование среди учащихся 1-9 классов нашей школы
3. Встретиться с ветераном ВОВ Чирковым И. П. и взять интервью, выяснить интересные факты из его жизни.
4. Познакомить с собранным материалом учеников нашего класса.
Анализ литературы: при изучении материалов о Великой Отечественной войне помогли книги «Энциклопедия для детей», «Грани победы» Куликова К.И., «Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945» - справочник под редакцией О.А. Ржешевского.
Гипотеза:  познакомившись с судьбой Чиркова И.П., мы узнаем больше о Великой Отечественной войне, какой вклад он внес в победу.                           
Мы свято чтим память о них: устанавливаем обелиски, стелы памяти погибшим землякам, создаём сотни музеев и комнат Боевой Славы в школах и учебных заведениях. В нашей школе тоже есть стенд ветеранов Великой Отечественной войны.
С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.
В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.

Глава I Великая Отечественная война
1.1. Они сражались за Родину. Помним и гордимся!
70 лет назад завершилась одна из самых страшных и кровопролитных в истории человечества  войн. Наш русский народ заплатил за Победу огромную цену. Общие потери за годы ВОВ оцениваются в 26, 5 млн. человек, пропало без вести или попало в плен 5 млн. 59 тыс. человек [1, стр. 415]. Великая Отечественная война стала для всех людей настоящим испытанием, сопровождавшимся потерей близких. Целых четыре долгих года продолжалась война. Тяжелые, изнурительные бои, голод, Ленинградская блокада, Сталинградская битва не сломили Вас. Вы шли вперёд навстречу неумолимой опасности. Вы, участники и труженики тыла этой страшной войны - смогли противостоять этой вражеской силе, показать смелость и стойкость русского духа. Ваш подвиг не меркнет с течением времени. Чем дальше от нас те грозные военные годы, тем больше мы осознаём величие подвига. Нынешнее поколение должно помнить какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах. Ведь благодаря ветеранам мы сегодня можем жить под мирным небом.
Победа была достигнута благодаря подвигу миллионов людей, каждый из которых достоин самой высокой почести и  благодарности.
Одним из тех немногих солдат, который и сейчас живёт среди нас – это мой родной прадедушка Чирков Иван Павлович.
                                       
1.2. Анкетирование.
Анкетирование проводилось в 4, 6, 9 классах, в котором приняло участие 57 человек. Цель анкетирования: узнать о том, какими сведениями владеют ученики о Великой Отечественной войне. Отвечая на вопросы анкеты, мы выяснили, в 4 классе 36% знают годы ВОВ, в 6 классе – 80%, в 9 классе – 100%; знают какого числа наш народ празднует День Победы: 4 кл. – 85%, 6 кл. – 100%, 9 кл. -100%. На вопрос о том, как они относятся к войне, ребята дали такие ответы: в 4 и 6 классах почти 80% - отрицательно, в 9 классе – 95%. Учащиеся 4 кл. – 60%, 6 кл. – 86%, 9 кл. – 100% знают, кто такие ветераны. А вот вопрос о том, кто из ваших прадедушек и прабабушек воевал или работал в тылу в годы ВОВ поставил многих ребят в затруднение: в 4 кл. только 40% знают своих родных-ветеранов, в 6 кл. – 87%, в 9 кл. – 63%.  В старших классах ученики смогли дать чёткое определение, кто такой ветеран: в 4 классе – 58%.       Таким образом, выяснилось, что большинство из опрошенных детей знают, что такое Великая Отечественная война, когда она началась и когда закончилась, какого числа наш народ празднует День Победы. Но родных - ветеранов не все знают. Почти все ученики отрицательно относятся к войне.
Некоторые ребята подходили к нам после анкетирования и говорили, что они обязательно будут расспрашивать своих родных о том, кто воевал в годы ВОВ, а есть ли среди них те, кто работал в тылу, помогая фронту.
Глава II Нелёгкая судьба Чиркова Ивана Павловича
2.1. Великая Отечественная война в судьбе моего
прадедушки Чиркова Ивана Павловича.
Чирков Иван Павлович родился 11 октября 1927 года в деревне Деревозь Игринского района Удмуртской АССР в простой крестьянской семье.
В первый год войны из деревни забрали почти всех мужчин, остались подростки да женщины. Сентябрь не учились, помогали матерям убирать урожай. В 1942 году после окончания 6 класса, ребят отправили под Игру очищать площадку для аэродрома. После 7 класса председатель колхоза определил его на кузницу, учиться кузнечному мастерству.
В 17 лет был призван в армию. И с 4 декабря сразу попал на оборону Москвы в зенитную батарею. Их часть стояла на Юрловском поле. После того, как наши войска заняли почти весь Берлин, в апреле их часть сняли с обороны Москвы и отправили на Дальний Восток.
Наиболее значительные силы Квантунской армии — до десяти пехотных дивизий — расположились на востоке Маньчжурии, граничившей с советским Приморьем, где был размещён Первый Дальневосточный фронт в составе 31 стрелковой дивизии, кавалерийской дивизии, механизированного корпуса и 11 танковых бригад. Именно на этот участок попал мой прадедушка. Он оборонял
г. Ворошилов [4, лист 19].
8 августа СССР объявил войну Японии и 9 августа начал военные действия. Совместными ударами войск Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, Монгольской народно-революционной армии во взаимодействии с Тихоокеанским флотом и Амурской военной флотилии японская Квантунская армия к 14 августа была разгромлена [1, стр.13].
2 сентября был подписан акт о капитуляции Японии [2, стр. 511].
После окончания войны моего прадедушку домой сразу не отправили, оставили в армии учить корейских солдат премудростям работы радиолокатора. Тогда и произошла интересная встреча с Председателем Северной Кореи Ким Ир Сеном.
Наступила мирная жизнь. Мой прадедушка вернулся к себе на родину, женился. У них родилось 7 детей. Сейчас у них внуков и правнуков.
    Таково краткое повествование жизни моего родного прадедушки.
Мы даже представить себе не можем, что вынесли на своих плечах, в своих душах те, кого мы называем ветеранами Второй мировой.
  Конечно же, прадедушка показал нам свои почётные грамоты и награды. У него их оказывается очень много: «За победу над Германией», «За победу над Японией», орден «Победы», «20, 30,40, 50 лет Вооружённых сил СССР», медаль 60 лет «За оборону Москвы», медаль «Ветеран труда», отличительный знак «Фронтовик.1941-1945 г.г.». На День Победы – 9 Мая, Чирков Иван Павлович, приходит к Обелиску со своими родными, чтобы почтить память тех, кто не дожил до наших мирных дней.
Я горжусь своим прадедушкой!
2.2. Интервью учащихся 3 в класса с Чирковым И. П.
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны произошла тёплым весенним днём на квартире Чиркова И.П. Нас радушно встретили Иван Павлович с Марией Ивановной. Мы удобно расположились в комнате
и, наконец, интервью с настоящим, живым участником войны.
Ярослав: - Сколько Вам было лет, когда попали на войну?
И.П.: – В 17 лет, 4 декабря 1944 года.
Маша: - Как Вас кормили, какими продуктами питались наши солдаты?
И.П.: - Выдавался солдатский паёк: 25 граммов сахара, 650 граммов хлеба, по 120 граммов крупы, рыбы, мяса. Когда в 1947 году отменили карточную систему, питание стало намного лучше.
Данил: - А на сколько километров обнаруживали цель наши радиолокаторы?
И.П.: - Установка «Зенит» обнаруживала цель за 76 км, а за 19 км наши 85 мм пушки начинали вести огонь.
Маша: - Где Вы воевали?
И.П.: - Сначала попал под Москву, в зенитную батарею. А апреле нас отправили на Дальний Восток. Мы заняли позицию на подступах к г. Ворошилову (Уссурийску). После победы над Японией я остался ещё на 5 лет в Армии.
Ярослав: - Какое интересное событие произошло с Вами в послевоенные годы?
И.П.: - Мне запомнилась встреча с лидером Северной Кореи недалеко от
г. Пхеньяна Ким Ир Сеном. Он приезжал к нам, смотрел, как мы учим корейских солдат, а вечером нас, простых солдат накормили вкусным ужином.
Данил: - Дедушка, а что бы ты хотел пожелать ребятам?
И.П.: - Пусть над вами будет мирное небо, делайте добро, улыбайтесь, дружите, берегите своих родных, не огорчайте их! Не дай вам Бог пережить такую войну!
Наша беседа продлилась 2 часа, но пролетели они незаметно. Мы пили ароматный чай, рассматривали старые фотографии, на которых Иван Павлович - молодой солдат. Нас всех поразила его изумительная память: он всех своих сослуживцев называл по имени, фамилии, говорил, откуда они были родом, помнил всех своих командиров. Было интересно слушать, с какой теплотой он отзывался о своих земляках, которые служили вместе с ним, делились пайком, выручали в трудную минуту. Сейчас ему 87 лет, но он старается много ходить: в магазин за продуктами, за родниковой водой, встречается в День Победы с ветераном Великой Отечественной войны Волковым Егором Егоровичем, который старше его на 3 года.
Мы покидали ветеранов войны и тыла с каким-то светлым чувством, возвышенным, как будто прикоснулись к какому-то Чуду. Было приятно осознавать, что мы воспользовались уникальным случаем встретиться с живым ветераном Великой Отечественной войны! И мы не упустили этот шанс.
Мы надеемся, что ещё не один раз встретимся с ними.

Заключение
Память о войне – живая и нетленная память народа, и пусть ни одно звено не выпадет из общей цепи. Так будем же помнить и героев фронта, и героев тыла. И самое главное, постараемся воздать должное тем, кому мы обязаны этой Великой Победой! [3, стр. 30].
Семья Чирковых всегда будет примером для всех нас. Мы гордимся  ими! И, конечно, гордимся этой Великой Победой!
Цель, которая была поставлена перед этой работой, достигнута: мы познакомились с жизнью моего прадедушки - ветерана Великой Отечественной войны. Узнали, какая тяжёлая доля выпала на его молодые плечи.
Подтвердилась гипотеза: на примере жизни моего прадедушки мы больше узнали о Великой Отечественной войне, о тяготах и лишениях, которые им пришлось вынести, о послевоенной разрухе, о том, как трудно приходилось восстанавливать всё наше хозяйство.
Основные выводы: материал, который мы собрали, был представлен перед ребятами нашего класса. Они с большим интересом слушали наше выступление. Многие задумались о том, а кто из моих родных участвовал в Великой Отечественной войне, как их зовут, а на каких фронтах они сражались?
Материал о Чиркове Иване Павловиче будет передан в музей нашей Волковской школы. Думаем выступить и перед другими классами.
Тезисы
Тема работы: «Великая Отечественная война в судьбе моего прадедушки».
Цель работы: изучить жизнь моего прадедушки Чиркова Ивана Павловича, ветерана Великой Отечественной войны, который живёт в нашем посёлке.
Задачи:
1. Изучить литературу и выяснить что такое ВОВ.
2. Провести анкетирование среди учащихся 1-9 классов нашей школы
3. Встретиться с ветераном ВОВ Чирковым И. П. и взять интервью, выяснить интересные факты из его жизни.
4. Познакомить с материалом учеников нашего класса.
Гипотеза:  выяснив жизнь ветерана, мы узнаем больше о годах Великой Отечественной войны и какой вклад они внесли в победу.
70 лет назад завершилась одна из самых страшных и кровопролитных в истории человечества  войн. Наш русский народ заплатил за Победу огромную цену - погибли более 27 миллионов человек.
В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне.
В результате анкетирования выяснилось, что большинство детей знают, что такое Великая Отечественная война, когда она началась и когда закончилась. Но родных - ветеранов не все знают.
Мой прадедушка Чирков Иван Павлович 17-летним юношей попал на фронт с декабря 1944 года. Защищал Москву от вражеских бомбёжек. Войну закончил в сентябре 1945 года на Дальнем Востоке.
Подтвердилась гипотеза: на примере жизни моего прадедушки мы больше узнали о Великой Отечественной войне, о тяготах и лишениях, которые им пришлось вынести, о послевоенной разрухе, о том, как трудно приходилось восстанавливать всё наше хозяйство.
Список литературы
1. Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Фанты. Справочник /Под ред. О.А. Ржешевского.-2-е изд., доп.- М.: Республика, 2000.- 431с.. ил.
2. Энциклопедия для детей: Т.Б. История России и ее ближайших соседей. Ч.З. ХХ век.- 3-е изд. перераб. и испр./Глав. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +, 1999.-704с.: ил.
3. Куликов К.И. Грани победы: очерки. Ижевск, 2005. 437 с.+ вкл.
4. Карта из Истории Второй Мировой войны 1939-1945гг. М.: Воениздат. 1973-1982 гг., в 12 томах.
5.
Приложение № 1
Анкета
1. Когда началась и закончилась Великая Отечественная война?
2. Какого числа мы празднуем победу?
3. Кто из ваших прадедушек и прабабушек воевали, работал в тылу в годы ВОВ?
4. Как вы относитесь к войне:
а) плохо
б) хорошо
в) мне безразлично
5. Кто такой ветеран войны?

Приложение №2


Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6
Интервью учащихся 3 в класса: Данила, Маши и Ярослава

Приложение №7
Разговор по душам Саушкиной С.Л. с Иваном Павловичем и Марией Ивановной

Приложение №8
Иван Павлович подписывает письмо «с фронта»