Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5 класса Математическое кафе


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа № 1»









Конспект внеклассного
мероприятия для учащихся
5 класса




Учитель математики: Н.А. Хохлова














Внеклассное мероприятие по математике
для учащихся 5-х классов « Математическое кафе»


Учиться можно только весело
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс
Форма занятия: дидактическая игра.
Правила проведения игры: В игре принимают участие четыре команды. Конкурсы соответствуют представленному меню. В конкурсах, где выдаются карточки с заданиями, команды за отведенное время выполняют задания и сдают их на проверку.
Цели проведения игры:
Формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математики;
Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;
Развитие сообразительности, внимания, интуиции и находчивости учащихся.
Развитие культуры коллективного умственного труда.

Ход мероприятия

I этап. Организационный момент.
Знакомство с «меню»
Салаты:
Салат «Математическая мозаика»
Винегрет «Математическое ассорти»
Первые блюда:
Уха рыбная на математическом бульоне
Борщ «Фантазия»
Вторые блюда:
Жаркое «Неизвестность»
Лист Мебиуса под соусом
Напитки:
Математический коктейль «Разноцветные шарики»
Десерт:
Желе «Мелодия»

Вам предлагается салат «Математическая мозаика».
Сколько цифр вы знаете? Что больше, произведение или сумма всех цифр?
Решите анаграмму:
ЯМАПРЯ
БОДЬР
РЕЗОТОК
Продолжи ряд: ОДТЧПШС,,,
Вычислите 62 – 52.
Какой цифрой оканчивается разность 1 2 3 4 5 6 7 – 1 3 5 7 9 11

Следующий салат « Математическое ассорти».
Каждому столику предлагается свой салат.
Проводится в форме «Вопрос-ответ» поочередно для каждой команды в течение 1,5 мин.
Вопросы для первой команды:
Как называется результат сложения? (Сумма)
Сколько минут в одном часе? (60)
На что похожа половина яблока? (На другую половину)
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная)
Наименьшее натуральное число. (1)
Сколько козлят было у «многодетной» козы? (7)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Соперник нолика. (Крестик)
Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)
Результат вычитания. (Разность)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Одна сотая часть метра. (1 см)
Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Вопросы для второй команды:
Как называется результат умножения? (Произведение)
Сколько секунд в одной минуте? (60)
Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)
Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
60:5. (12)
Последний месяц учебного года. (Май)
День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)
Одна десятая дециметра. (1 см)
Сколько сторон у квадрата? (4)
144. (56)
Первый месяц зимы. (Декабрь)
Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель)
Друг игрека. (Икс)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
Вопросы для третьей команды:
Как называется результат деления? (Частное)
Сколько месяцев в году? (12)
Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка)
Назовите наибольшее однозначное число. (9)
Число, на которое нельзя делить. (0)
42:6 (7)
Первый месяц года. (Январь)
78 (56)
Первый месяц осени. (Сентябрь)
Высшая оценка знаний в школе. (5)
Равенство с переменной. (Уравнение)
Объем килограмма воды? (Литр)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Одна сотая часть километра. (10 метров)
1/60 часть минуты. (Секунда)
Вопросы для четвертой команды:
Как называется результат вычитания? (Разность)
Сколько часов в сутках? (24)
Как называется инструмент для проведения окружности? (Циркуль)
Как называется дробь, в которой числитель меньше знаменателя? (Правильная)
100:4. (25)
Одна седьмая часть недели. (День)
Первый месяц нового учебного года. (Сентябрь)
Одна десятая дециметра. (1 см)
Что следует за вторником? (Среда)
125. (60)
Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
Первый месяц лета? (Июнь)
Как найти неизвестное вычитаемое? (Уменьшаемое вычесть разность)
Самый короткий месяц года. (Февраль)
Наибольшее двухзначное число. (99)

II этап. Первые блюда.
Уха рыбная на математическом бульоне.
Каждый столик «ловит» по две рыбки, и решает две задачи.
В ознаменование окончания учебного года каждый ученик сажает дерево около родной школы. Сколько деревьев уже посадил перешедший наконец в 6-й класс Андрей, если в первых трех классах он учился по два года, а в четвертом – три года?
В поисках Царевны-лягушки Иван-царевич обследовал четыре болота, на каждом из которых было по 102 кочки, а на каждой кочке сидело по пять лягушек. Последней была Василиса Прекрасная. Сколько лягушек поцеловал Иван-Царевич в поисках невесты?
Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай в 3 тонны. Две трети урожая приходится на корешки, остальное – вершки. Сколько килограммов достанется медведю, если по договору ему причитаются все вершки?
Мальчик заучивает стихотворение из 40 строк, при этом тратит на запоминание одной строки 3 минуты. Сколько минут потребуется мальчику, чтобы забыть стихотворение, если известно, что он забывает стихи в два раза быстрее, чем запоминает?
Пятачок съел 3 баночки меда, по 0,65кг в каждой, а Винни-Пух – 10 горшочков меда, по 0,84кг в каждом. Сколько меда они съели?
C одного дерева сняли 160 груш, а со второго – 5 мальчиков, каждый из которых. Сидя на дереве, съел по 20 груш. После этого со второго дерева сняли еще 44 груши. Сколько груш было на обоих деревьях?

Борщ «Фантазия».
Из букв этих двух слов составьте как можно больше других слов.
III этап. Вторые блюда.
Жаркое «Неизвестность».
Внимание!
История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас есть эта замечательная вещь.
Эта вещь на протяжении веков постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах. Эта вещь не имеет единственного числа.
В математике без этого предмета трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение.
Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.
Этому предмету посвящена загадка:
Весь день усами шевелят
И время узнавать велят.

Лист Мебиуса под математическим соусом.
Это блюдо названо в честь немецкого математика Августа Фердинанда Мебиуса (1790-1868), который обнаружил удивительные свойства перекрученной бумажной полоски. Познакомимся с этим блюдом. Смотрите, я беру бумажную ленту, перекручиваю один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мебиуса. А теперь я режу ножницами склеенную ленту посередине, что у меня получится?
Практические задания для всех.
Возьмите приготовленные листы Мебиуса и проведите эксперимент, о котором я рассказала.
IV этап. Напитки.
Математический коктейль «Разноцветные шарики».
На доске прикреплены воздушные шарики, в каждом из которых находится записка с заданием. Проводится конкурс пантомимы: один участник для своей команды жестами объясняет понятия по выбранной записке, а команда в течении 1 мин старается как можно больше дать правильных ответов.
V этап. Десерт.
Желе «Мелодия»
Слушаем песню в исполнении учащихся.
VI этап. Подведение итогов. Награждение самых активных участников «Математического кафе».
Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.







Литература:
1.Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
2.Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.
3.Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.
4.Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
5.Т.Д. Гаврилова Занимательная математика. 5 класс. Издательство «Учитель», 2008

«Математическое кафе»Arial Black15