Рабочая программа по альтернативному чтению 2 класса для детей с ГУО


Альтернативное чтение.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативное чтение» для 2 класса составлена на основе: Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб. , 2011г., а также в соответствии с Образовательной программой МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида№75» и следующими нормативными, правовыми документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Учебного плана школы № 75 на 2015-2016 учебный год и расчитана на 68 часов (2 урока в неделю).
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. г. Екатеринбурга являющиеся региональной экспериментальной площадкой по работе с детьми, имеющими умеренную и тяжелую умственную отсталость под руководством А. Р. Маллера, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ПРО г. Москва, кпн.
Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в МКС(К)ОУ «С(К)ОШ VIII вида№75» ;
«Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год».
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием в общем и речевом развитии от сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету рассматриваются как коррекционные.
В основу предмета «Альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Эта система предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») — «обобщающее понятие» закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков. Содержания предмета «Альтернативное чтение» включает в себя наряду с традиционным чтением альтернативное чтение: слушание аудиокниг, «чтение» картин, «чтение жестов», «чтение нот» и т. п.
В программу «Альтернативное чтение» включены следующие разделы: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение» (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски); «чтение» видеоизображений (на CD-дисках, видеофильмы — мультфильмы, документальные кадры о природе, животных, отрывки художественных фильмов); чтение пиктограмм; глобальное чтение; чтение букв, цифр и других знаков; чтение по складам.
Обучение в рекомендованной последовательности «Альтернативному чтению» ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые (сохранные и нарушенные) функции учащихся.
Цель обучения «Альтернативному чтению»:
- ознакомление учащихся с художественной литературой, ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) ;-формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные и вербальные средства коммуникации.
Поэтому важными моментами деятельности учителя являются формирование круга чтения и чтение учащимся, а также обучение их самостоятельному чтению жестово-двигательных и знаково-символических изображений.
Задачи обучения «Альтернативному чтению»:
знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
расширять словарный запас учащихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
развивать фразовую речь;
формировать умение учащихся пересказывать прочитанное с помощью педагога;
Темы уроков-занятий по обучению альтернативному чтений; учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью находят свое логическое продолжение в содержании других учебных, предметов и в ходе реализации коррекционно-адаптационной области образования, прежде всего в логопедической работе.
В процессе работы по предмету «Альтернативное чтение» рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:
практическая деятельность;
упражнения с картинками;
упражнения с пиктограммами (символами);
упражнения по прослушанному тексту;
упражнения со словами и т. п.
При обучении учащихся альтернативному чтению следует предлагать задания, направленные на выполнение движений и соотнесение их с соответствующей картинкой.
Учебный план
Количество недель Количество часов в неделю Количество часов
I четверть
9 2 18
II четверть
7 2 14
III четверть
10 2 20
IV четверть
8 2 16
Итого
34 68
Ожидаемый результат:
В качестве показателей развития учащихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов
Упражнения на рассматривание себя в зеркале.
Упражнения на подражание выражению лица.
Движение по различным сенсорным дорожкам.
Двигательные упражнения.
Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной».
Упражнения на движение мимической мускулатуры по подражанию.
Показ частей тела на картинке и себе.
Аудиальные и визуальные упражнения с использованием больших дидактических кукол.
Игровые упражнения с куклой.
Зрительные упражнения с картинками.
Нахождение игрушки по картинкам.
Аудиальные и зрительные упражнения типа: «Слушай стишок и показывай картинку».
Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.
Двигательные упражнения вместе с учителем и самостоятельно.
Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной».
Игровые ситуации на узнавание игрушек по рассказу (один – два признака)
Слушание аудиозаписей и узнавание разнообразных звуков.
Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка, бубен.
Музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия.
Привлечение учащихся к слушанию аудиокниг.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пНазвание раздела Количество часов Текущий и промежуточный контроль
1 Чтение телесных и мимических движений. Это – Я 2 Текущий
2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах.
Это – Я. 3 Текущий
3 Аудиальное чтение. Это – Я. 6 Текущий
4 Чтение телесных и мимических движений. Мои игрушки. 5 Текущий
5 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки. 5 Текущий
6 Аудиальное чтение. Мои игрушки. 4 Текущий
7 Чтение телесных и мимических движений. Явления природы. 3 Текущий
8 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Явления природы 4 Текущий
9 Аудиальное чтение. Явления природы 7 Текущий
10 Чтение телесных и мимических движений. Моя семья. 2 Текущий
11 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Моя семья. 2 Текущий
12 Аудиальное чтение. Моя семья 1 Текущий
13 Чтение телесных и мимических движений. Мой дом 1 Текущий
14 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Моя семья. 2 Текущий
15 Аудиальное чтение. Мой дом. 4 Текущий
16 Чтение телесных и мимических движений. Я в школе 2 Текущий
17 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Я в школе. 2 Текущий
18 Аудиальное чтение. Я в школе. 2 Текущий
19 Чтение телесных и мимических движений.
Мир людей 2 Текущий
20 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир людей 3 Текущий
21 Аудиальное чтение. Мир людей. 1 Текущий
22 Чтение телесных и мимических движений. Мир животных. 1 Текущий
23 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир животных. 1 Текущий
24 Аудиальное чтение. Мир животных.
3 Текущий
Календарно-тематическое планирование
№п/п№ урока в разделе Тема урока Дата Элементы содержания Требования к уровню подготовки
План Факт Должны знать Должны уметь
1 1 I четверть
Чтение телесных и мимических движений. Это – Я.(1час)
Чтение изображений на картинках и пиктограммах.
Это – Я. Игра «Найди картинку». части тела и лица, название движений. Название частей тела и лица, название движений. Соотносят части свои тела с изображением на картинке, выполняют движения, изображённые на картинке.
2 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах.
Это – Я.(2часа)
Игра «Подбери пиктограмму» части тела и лица, название движений Название частей тела и лица, название движений. Соотносят части свои тела с изображением на пиктограмме, выполняют движения, изображённые на пиктограмме.
3 2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах.
Это – Я. Игра «Кукла». части тела и лица, название движений Предложения «кукла делает» Показывают на кукле части тела, соотносят с картинкой и пиктограммой, составляют предложения: Кукла подняла руки, и т.д.
4 1 Аудиальное чтение. Это – Я.(3часа)
Разучивание стихотворения «Это я». части тела и лица, название движений Текст стихотворения, название частей тела и лица. Показывают, называют, соотносят части тела с картинками и пиктограммами, разучивают стихотворение.
5 2 Аудиальное чтение. Это – Я. Стихотворение «Водичка, водичка…» части тела с картинками и пиктограммами Текст стихотворения, название частей тела и лица. Показывают, называют, соотносят части тела с картинками и пиктограммами, разучивают стихотворение.
6 3 Аудиальное чтение. Это – Я. Песенка «Наши ручки» части тела с картинками и пиктограммами Текст песенки, название частей тела и лица. Показывают, называют, соотносят части тела с картинками и пиктограммами, разучивают песенку.
7 1 Чтение телесных и мимических движений. Мои игрушки.(3часа)
Игра «Мишка ходит по тропинке». мишка, зайка, лисичка, слон, барабан, бубен. Название игрушек: мишка, зайка, лисичка, слон, барабан, бубен. Изображают медведя, подражают медвежьему рёву, передвигаются по сенсорным дорожкам под ритм барабана, бубна.
8 2 Чтение телесных и мимических движений. Мои игрушки. Игра «Киска» называния: тянется, лакает, мурлыкает, бежит… Название движений, построение предложений «кошка делает». Наблюдают движения кошки (презентация), повторяют движения, сопровождая называнием: тянется, лакает, мурлыкает, бежит…
9 3 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки. Игра «Мишка». движения по картинкам, пиктограммы. Название движений, построение предложений «мишка делает». Рассматривают картинки и пиктограммы мишки и движений, повторяют движения по картинкам, подбирают пиктограммы.
10 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки.( 1час)
Игра «Мы игрушки». движения по картинкам, подбирают пиктограммы. Выполняют действия игрушками по подражанию, по картинкам и пиктограммам, по словесной инструкции.
11 1 Аудиальное чтение. Мои игрушки.(2часа)
Стихотворение «Мишка косолапый». частей тела игрушек, стихотворение«Мишка косолапый». Название игрушек, движений, текст стихотворения Повторяют названия игрушек, частей тела игрушек, разучивают стихотворение.
12 2 Аудиальное чтение. Мои игрушки. Полька «Мишка с куклой». названия игрушек, частей тела игрушек Название игрушек, движений, текст песенки-танца Повторяют названия игрушек, частей тела игрушек, разучивают
песенку.
13 1 Чтение телесных и мимических движений. Явления природы.(1час) «Осень». Ветер, дождь, солнце, холодно, тепло явления природы Изображают явления природы, увиденные на экскурсии по показу, называют их. (Ветер, дождь, солнце, холодно, тепло…)
14 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Явления природы.(2часа)
Игра «Подбери картинку» Ветер, дождь, солнце, холодно, тепло, урожай овощей и фруктов явления природы осенью Составляют картину на магнитной доске, называют явления природы осенью, выбирают из двух, нужную картинку с изображением заданных явлений природы.
15 2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Явления природы. «Осень» Ветер, дождь, солнце, холодно, тепло, урожай овощей и фруктов явления природы осенью Составляют картину на магнитной доске, называют явления природы осенью, составляют рассказ по картинкам и пиктограммам об осени.
16 1 Аудиальное чтение. Явления природы.(3часа)
«Звуки природы». Ветер, дождь, солнце, холодно, тепло, пение птиц, журчание воды явления природы осенью Слушают и узнают шум дождя, ветер, крик птиц, соотносят с подходящей картинкой.
17 2 Аудиальное чтение. Явления природы. Стихотворение «Дождик». стихотворение «Дождик» Название явлений природы, текст стихотворения. Повторяют явления природы осенью, соотносят с картинками и пиктограммами, разучивают стихотворение «Дождик»
18 3 Аудиальное чтение. Явления природы. Стихотворение «Листопад» стихотворение «Листопад» Название явлений природы, текст стихотворения. Повторяют явления природы осенью, соотносят с картинками и пиктограммами, разучивают стихотворение «Листопад»
19 1 II четверть
Чтение телесных и мимических движений. Моя семья.(2часа)
Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя. Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, радость, грусть действия по показу Показывают на фотографии и называют членов семьи, имитируют действия по показу: накрывают на стол, изображают эмоции по показу: радуется, грустит.
20 2 Чтение телесных и мимических движений. Моя семья. Я в семье. Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, радость, грусть фотографии,
действия по показу,
эмоции по показу: радуется, грустит. Показывают на фотографии и называют членов семьи, определяют степень родства, имитируют действия по показу: моют посуду, изображают эмоции по показу: радуется, грустит.
21 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Моя семья.(2часа)
Игра «Что делает мама?» Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, радость, грусть фотографии,
действия по показу,
эмоции по показу: радуется, грустит Показывают на фотографии и называют членов семьи, называют имена, соотносят с картинками, называют действия, изображённые на картинках, настроение.
22 2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Моя семья. Игра «Что делает папа?» Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, радость, грусть фотографии,
действия по показу,
эмоции по показу: радуется, грустит Показывают на фотографии и называют членов семьи, называют имена, соотносят с картинками, называют действия, изображённые на картинках и пиктограммах, настроение.
23 1 Аудиальное чтение. Моя семья(1час)
Рассказ «Семья», потешка «Я пеку…». Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, название действий предложения о действиях членов семьи, фотографии,
действия по показу,
эмоции по показу: радуется, грустит Слушают предложения о действиях членов семьи. Находят ответы на вопросы по картинке.
24 1 Чтение телесных и мимических движений. Мой дом.(1час)
Мебель. Название предметов мебели. Знакомятся с предметами мебели, повторяют название помещений, играют, расставляют мебель на кухне.
25 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мой дом.(2часа)
Посуда. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия предметов посуды и действий Повторяют предметы кухонной посуды. Соотносят изображения с картинками и пиктограммами, составляют двусловные предложения к картинкам с помощью пиктограмм.
26 2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мой дом. Бытовые приборы в доме. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия предметов бытовых приборов. Повторяют предметы бытовых приборов. Соотносят изображения с картинками и пиктограммами, составляют двусловные предложения к картинкам с помощью пиктограмм.
27 1 Аудиальное чтение. Мой дом.(4часа)
Мебель, составление предложений. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Название предметов мебели, действий.
Игры – действия с игрушечной мебелью, составляют предложения к картинкам с использованием пиктограмм.
28 2 Аудиальное чтение. Мой дом. Посуда – составление предложений. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия предметов посуды и действий. Игры – действия с игрушечной посудой, составляют предложения к картинкам с использованием пиктограмм.
29 3 Аудиальное чтение. Мой дом. Бытовые приборы – составление предложений. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия предметов бытовых приборов. Игры – действия с игрушечными приборами и предметами-заменителями, составляют предложения к картинкам с использованием пиктограмм.
30 4 Аудиальное чтение. Мой дом. К.Чуковский «Федорино горе». Текст сказки «Федорино горе» Слушают отрывки сказки, изображают посуду, сопряжённо рассказывают с опорой на картинки.
31 1 Чтение телесных и мимических движений. Я в школе.(2часа)
Урок, класс. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Слова по теме «урок» Имитируют действия учеников на уроке, в различных ситуациях.
32 2 Чтение телесных и мимических движений. Я в школе. Перемена, игры на перемене. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Слова по теме «перемена» Имитируют действия учеников на перемене, в различных ситуациях.
33 1 III четверть
Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Я в школе.
(2часа)
Класс, мебель в классе. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Парта, доска, стол, стул. Показывают и называют предметы мебели в классе.
34 2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Я в школе. Подбор предложений к картинкам. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Парта, доска, стол, стул, учитель, ученик. Рассматривают картинку и составляют предложения, с опорой на вопросы и пиктограммы.
35 1 Аудиальное чтение. Я в школе(2часа)
Рассказ «В классе». игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Название мебели в классе 36 2 Аудиальное чтение. Я в школе. Стихотворение «Ученик». Текст стихотворения. Слушают, рассматривают картинки и заучивают стихотворение.
37 1 Чтение телесных и мимических движений. Явления природы. (1час)
Признаки зимы. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Похолодало, снег, ветер, сугроб. Изображение погодных явлений по подражанию, по инструкции.
38 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Явления природы.(1час)
Составление картины «Зима». игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Похолодало, снег, ветер, сугроб. Составляют картину «Зима», называют признаки зимы, зимующих птиц.
39 1 Аудиальное чтение. Явления природы.(3часа)
Хоровод снежинок. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Похолодало, снег, ветер, сугроб. Разучивают хоровод: слова и движения.
40 2 Аудиальное чтение. Явления природы. Стихотворение «Зима» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Похолодало, снег, ветер, сугроб. Слушают, рассматривают картинки, заучивают стихотворение.
41 3 Аудиальное чтение. Явления природы. Игра «Что зимой не бывает» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Похолодало, снег, ветер, сугроб. Играют в дидактическую игру.
42 1 Чтение телесных и мимических движений.(1час)
Это – Я. Части тела игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия частей тела и лица и движений. Показывают, называют, находят у себя части тела и лица, изображённые на картинке и пиктограмме.
43 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах.
Это – Я. (1час)
Игра «Что делает девочка?» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия частей тела и лица и движений. Повторяют движения частями тела и лица (мимика) по картинке, называют движения.
44 1 Аудиальное чтение. Это – Я.(3часа)
Песенка «Где же наши ручки?» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия частей тела и лица и движений. Слушают, повторяют движения по показу, разучивают текст песни.
45 2 Аудиальное чтение. Это – Я. «Умываемся» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия частей тела и лица и движений. Слушают, повторяют движения по показу, разучивают текст стихотворения.
46 3 Аудиальное чтение. Это – Я. «Режим дня» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия частей тела и лица и движений. Составляют предложения по образцу «Я ем. Я сплю. Я учусь». Подбирают картинки и пиктограммы к предложениям
47 1 Чтение телесных и мимических движений. Мои игрушки.(2часа)
«Что делает Мишка?» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Название движений. Читают движения, которые выполняет мишка, называют движения, стараются дать словесную инструкцию мишке и другим детям.
48 2 Чтение телесных и мимических движений. Мои игрушки. Машинка. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Название игрушек-транспортных средств: машинка, паровоз, трактор. Называют игрушку, действия машинки, части. Изображают движение машинки, называют признаки движения быстро-медленно.
49 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки.(4часа)
Игрушки – транспорт. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Название игрушек-транспортных средств: машинка, паровоз, трактор. Играют с модулем «Азбука дорожного движения», воспроизводя ситуации, изображённые на картинках.
50 2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки. Посудка. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Название предметов посуды. Проигрывают простые сюжеты, изображённые на картинке. Накрывают чайный стол для игрушек. Подбирают пиктограммы к действиям игрушек.
51 3 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки. Кукольная одежда. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия игрушек, предметов одежды. Проигрывают простые сюжеты, изображённые на картинке. Одевают куклу, опираясь на образец, называют предметы одежды, составляют предложения: «Я одеваю кукле шапку»
52 4 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мои игрушки. Игрушечные бытовые приборы. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Название игрушек, бытовых приборов, действий, выполняемых приборами. Проигрывают простые сюжеты, изображённые на картинке. Выполняют действия игрушечными предметами: швабра, пылесос, мясорубка. Называют действия, составляют простые предложения.
53 1 IV четверть
Аудиальное чтение. Мои игрушки.(2часа)
Рассказ «Моя кукла». игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Кукла, названия предметов посуды, одежды. Слушают рассказ в аудиозаписи, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, с помощью пиктограмм.
54 2 Аудиальное чтение. Мои игрушки. «Мои машинки» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Машинка, гараж, части машины, цвета. Слушают рассказ в аудиозаписи, рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, с помощью пиктограмм.
55 1 Чтение телесных и мимических движений.
Мир людей. (2часа)
Игра «Светофор». игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия сигналов светофора и действий по сигналам. Называют цвет сигнала светофора, подбирают картинку с действием на этот сигнал, находят на рисунках, пиктограммах действия пешеходов и шофёра и называют их.
56 2 Чтение телесных и мимических движений. Мир людей. Знаки дорожного движения. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Названия сигналов светофора, знаков дорожного движения и действий по ним. Называют дорожный знак, подбирают картинку, находят на рисунках, пиктограммах действия пешеходов и шофёра и называют их.
57 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир людей.(3часа)
"врач" игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Халат, шприц, таблетки, лекарство, боль Рассматривают и называют предметы, которыми пользуется врач, называют действия
58 2 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир людей. «В кабинете врача» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Халат, шприц, таблетки, лекарство, боль Рассматривают и называют предметы, которыми пользуется врач, называют действия
59 3 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир людей. Шофёр. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Виды транспорта, действия шофёра, дорога, руль, знаки ДД. Рассматривают и называют предметы, которыми пользуется шофёр, называют действия.
60 1 Аудиальное чтение. Мир людей.(1час)
Стихотворения о профессиях. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Текст стихотворения. Слушают, запоминают и стараются воспроизвести текст с опорой на картинки и пиктограммы.
61 1 Чтение телесных и мимических движений. Мир животных.(1час)
Кошка и собака. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Кот, кошка, котёнок, ест, умывается, потягивается. Собака, пёс, щенок, действия собаки. Имитируют движениями движения кошки и собаки, по подражанию. . Рассматривают картинку, называют части тела, действия..
62 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Мир животных.(1час)
Кошка и собака. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Кот, кошка, котёнок, ест, умывается, потягивается. Собака, пёс, щенок, действия собаки. Имитируют движениями движения кошки и собаки, по подражанию. . Рассматривают картинку, называют части тела, действия..
63 1 Аудиальное чтение. Мир животных.(3часа)
Стихотворение «Кошка». Стихотворение «Кошка». Слушают стихотворение, заучивают, проговаривают с движениями
64 2 Аудиальное чтение. Мир животных. Составление предложений по картинному плану. игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Предложения о животных. Рассматривают картинки, называют животных, составляют предложения о животных.
65 3 Аудиальное чтение. Мир животных. Игра-имитация «Отгадай, кто это?» игры, картинки, пиктограммы, названия действий, названия предметов Название животных, звуков (мяу, гав), действий. Изображают пантомимическими этюдами животных, произносят характерные им звуки, угадывают животное
66 1 Чтение телесных и мимических движений. Явления природы.(1час) Признаки весны. изображ. явления природы Весенние явления природы. Движениями и мимикой изображают явления природы, называют их.
67 1 Чтение изображений на картинках и пиктограммах. Явления природы.(1час)
Составление картины «Весна». подбор пиктограмм к рассказу о весне Тепло, холодно, солнце, ветер, дождь. Составляют картину, называют явления природы, подбирают пиктограмму к рассказу о весне
68 1 Аудиальное чтение. Явления природы.(1час)
Звуки природы. Ветер, дождь, пение птиц, звуки животных. различные звуки природы Слушают различные звуки природы, называют, подбирают картинки и пиктограммы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники Методические и учебные пособия Дидактический материал Электронные пособия Другое
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
Детские книги, раскраски;
Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
Большие дидактические куклы.
Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
Пиктограммы.
Игрушки.
Конструкторы пластмассовые и деревянные;
Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки».