Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс. Программа Школа 2100


Окружающий мир.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
- примерной основной образовательной программы начального общего образования («Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна.– М.: Баласс, 2012).- программа А. А. Вахрушева, О. В. Бурского, А. С. Раутиана «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100».)
Цель: осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи: формирование в сознании учащихся единого, целостно - окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 часов в год (из них 17 часов интегрированных с уроками ОБЖ).
В течение года проводится:
- проверочных работ – 19;
- контрольных работ – 6;
Для реализации программного содержания используется следующий УМК:
Родыгина О.А., Вахрушев А.. А., Раутиан А. С. Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс. 1 часть. - М.: Баласс, 2012.
Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С.. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс. 2 часть. – М.: Баласс, 2012.
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» . 4 класс («Человек и природа») – М.: Баласс, 2013.
Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» . 4 класс («Человек и человечество») – М.: Баласс, 2013.
Вахрушев А. А., Бурский О. В., Родыгина О. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и природа») для 4 класса. – М.: Баласс, 2013.
Сизова Е.В., Стойка Е.И. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4 класса. – М.: Баласс, 2013
Окружающий мир («Человек и природа»).4 класс. Методические рекомендации для учителя.Вахрушев А.А, Родыгина О.В., Раутиан А.С – М: Баласс, 2013.
Окружающий мир («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С.. – М.: Баласс, 2013.
Тема блока Количество часов по программе Количество часов по рабочей программе Примечания
Часть I. «Человек и природа». 34 ч 31ч Раздел 1. Как работает организм человека. 16 ч 16 ч Раздел 2. Рукотворная природа. 18ч 15 ч Часть II. «Человек и человечество». 34 ч 37 ч Раздел 1. Человек и его внутренний мир. 5 ч 5 ч Раздел 2. Человек в мире людей. 6 ч 6 ч Раздел 3. Человек и прошлое человечества. 10 ч 10 ч Раздел 4. Человек и многоликое человечество. 3 ч 3 ч Раздел 5. Человек и единое человечество. 10 ч 13 ч Итого: 68 ч 68 ч Наглядность: рисунки, изображающие различные организмы, строение тела человека и отдельных систем органов человека, иллюстрации из жизни семьи; здорового образа жизни; из жизни первобытных людей; с изображением культурных растений и домашних животных; карта мира (природные зоны); оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг), фильтр; коллекция наиболее распространённых горных пород, минералов и созданных из них материалов (гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент, бетон); иллюстрации. с изображением металлов и способы их добычи; коллекции «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф и его применение»; иллюстрации. с примерами разумного сочетания достижений цивилизации и целостности природы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
-Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
-Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Обучающиеся должны уметь:
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
-объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; -замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка.
Содержательные линии В результате изучения предмета ученик должен:
знать/понимать уметь
Окружающий мир - как человек познаёт природу, общество, самого себя;
-основные правила поведения в окружающей среде; - определять признаки различных объектов природы ( цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
Природа -отличие живой природы от неживой;
-понимание связи неживой и живой природы;
-особенности времён года;
-основные свойства воздуха, воды;

-формы поверхности;
-общие условия, необходимые для жизни живых организмов; - различать части растения, отображать их в рисунке ( схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
Человек и природа -строение и основные функции человеческого организма;
-влияние деятельности человека на природу;
-охрана природных богатств; -показывать основные органы человеческого организма;
-называть представителей растений и животных из Красной книги;
Общество -название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут уч-ся; родного города;
-государственную символику России;
-государственные праздники; -называть столицу нашего гос-ва;
-приводить примеры государственных праздников;
-общаться со сверстниками и взрослыми;
- описывать изученные события из истории Отечества;
Земля-планета жизни. -общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
-материки и океаны;
-страны и народы мира; -показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия);
-называть 2-3 страны, их главные достопримечательности, показывать расположение на карте;
ОБЖ
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- правила перехода дороги;
- правила движения на велосипедах;
- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
- основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
- как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
- меры пожарной безопасности при разведении костра;
- когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок её вызова;
- основные понятия – «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- правильно переходить дорогу, перекрёсток;
- ориентироваться на местности, определить стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определить расстояние по карте и по местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1 – 2 вида узлов, развести и погасить костёр;
- вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми. собакой. кошкой, при кровотечении из носа;
- оказать первую помощь при травме опорно – двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»

п/п Тема урока Колич.
часов Тип
урока Планируемые результаты ФОПД Виды
контро-ляДата Приме-
чания Предметные МетапредметныеУУД Личностные знать уметь Часть I. Человек и природа. 31ч. Раздел 1. Как работает организм человека. 16 1 Как устроен организм человека.
ОБЖ. Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасности человека. Режим дня. 1 Н –строение тела человека;
–органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья.
-анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуля -ция.
-понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц.
-понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения.
Понимать связь строения и роли органов человека.
-органы выделения
и их функции.
Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности
в организме человека.
- о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях.
- о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообраще-
ния.
- о клеточном строении крови.
- о строении и функциях спинного и головного мозга, больших полушарий мозга, о гормонах и их роли в организме.
- о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой.
- о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса). – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– определять температуру тела человека с помощью термометра;
– распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником
- соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья чело-века .
Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника.
- выбирать продукты, полезные для организма
- применять правила гигиены органов дыхания
- выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце.
- соблюдать правила гигиены, режим дня.
- применять правила гигиены зрения.
- применять правила гигиены слуха.
- правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи.
- оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах);
Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться до Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учи Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. ФИП Текущ. 2 Кожа – «пограничник» организма.
ОБЖ. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. 1 Н ФИП Текущ. 3 Как человек двигается.
ОБЖ. Основные виды травм у детей: переломы, вывихи, растяжения связок. Первая медпомощь. 1 Н ФИГТекущ. 4 Путешествие бутерброда.
ОБЖ. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. 1 Н ФИП Текущ. 5 Как удаляются ненужные вещества. 1 Н ФИП Текущ. 6 Для чего и как мы дышим. 1 Н ФИП Текущ. 7 Волшебная восьмёрка. 1 Н ФИГТекущ. 8 Что такое кровь.
ОБЖ. Первая медпомощь при кровотечениях, ушибах,
сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. 1 Н ФИП Текущ. 9 Почему наш организм работает слаженно. 1 ПЗУ ФИП Текущ. 10 Окна в окружающий мир. 1 ПЗУ ФИП Текущ. 11 Многогранный мир чувств. 1 Н ФИГТекущ. 12 Родители и дети. 1 ПЗУ ФИП Текущ. 13 Отчего мы иногда болеем.
ОБЖ. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. 1 ПЗУ ФИП Текущ. 14 Наши предки – древесные жители.
ОБЖ. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. 1 К ФИП Текущ. 15 Контрольная работа № 1 по разделу «Как работает организм человека». 1 К ФИГТекущ. 16 Анализ контрольной работы. На заре человечества.
1 П/К И Темат. Раздел II. Рукотворная природа. 15 17 Рукотворная жизнь.
ОБЖ. Первая медпомощь при травмах опорно-двигательного аппарата. 1 К - что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя.
- о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека.
- о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным.
- о твердых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства
веществ.
- понятие воздух, его состав и свойства.
- о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования.
- понятие металл.
- различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путем использования топлива.
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
- различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека.
Понимать связи неживой
и живой природы.
- иметь представление
о способах
повышения объемов продукции.
- использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни.
- уметь различать разные состояния воды.
Понимать значение бережного отношения к воде.
- использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха.
- применять полученные знания в жизни.
- Иметь представление о многообразии металлов.
Уметь работать с учебником
Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Организовывать учебное взаимодействие в группе; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.
Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Анализировать свои действия и управлять ими. ФИП Текущ. 18 На службе у человека.
ОБЖ. Инфекционные болезни, пути их передачи. Профилактика инфекционных заболеваний. 1 Н ФИП Текущ. 19 Покорение силы. 1 ПЗУ ФИГТекущ. 20 Как человек использует свойства воды.
ОБЖ. Безопасное поведение на воде. 1 ПЗУ ФИП Текущ. 21 Как человек использует свойства воздуха. 1 ПЗУ ФИП Текущ. 22 Горные породы и минералы. 1 Н ФИП Текущ. 23 Металлы.
1 Н ФИГТекущ. 24 Приручение огня. 1 К ФИП Текущ. 25 Как нам жить?
ОБЖ .Безопасное поведение на природе. 1 К ФИП Текущ. 26 Повторение по теме: «Рукотворная природа». ОБЖ. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение на ж/д транспорте, обязанности пассажира. 1 О/С ФИП Текущ. 27 Контрольная работа № 2 по разделу «Рукотворная природа». 1
П/К И Темат. 28 Анализ контрольной работы. Повторение по теме: «Человек и природа» 1
О/С ФИП Текущ. 29 Итоговая контрольная работа за I полугодие. 1
П/К И Итогов 30 Анализ контрольной работы. Обобщение по курсу «Человек и природа». 1
К ФИГТекущ. 31 Обобщение по курсу «Человек и природа». 1 О/С ФИПГ Текущ. Часть II. Человек и человечество. 36ч. Раздел I. Человек и его внутренний мир. 5 32 Кого можно назвать человеком. ОБЖ. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. ГИБДД. 1 Н - о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека.
- что такое личность и какими признаками она определяется.
- понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления.
- понятия: общество, человечество, круг общения, общественная группа.
- понятия: совесть, мораль, право.
-о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей.
. - объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других.
- различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять универсальные логические действия.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, осуществлять творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.
Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе нормами. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем.
Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой учителем; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира.
Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем. ФИП Текущ. 33 «Посмотри в своё «зеркало». 1 Н ФИП Текущ. 34 Как понять, что творится у друга на душе? 1 Н ФИГТекущ. 35 Переживания, испытанные временем. 1 ПЗУ ФИП Текущ. 36 Как узнать человека?
ОБЖ. Оказание первой
помощи при отравлениях. 1 ПЗУ ФИП Текущ. Раздел II. Человек в мире людей. 6 - жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе.
- следовать правилам, принятым в данном обществе ..
37 Что такое общество? 1 Н ФИГТекущ. 38 Как жить в мире людей? 1 Н ФИП Текущ. 39 Моё общество. 1 Н ФИП Текущ. 40 Права человека в обществе. ОБЖ. Первая медпомощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. 1 ПЗУ ФИП Текущ. 41 Контрольная работа №3 по теме «Человек». 1 П/К И Темат. 42 Анализ контрольной работы. Обобщающий урок по разделу «Человек». 1 К ФИП Текущ. Раздел III. Человек и прошлое человечества. 10 43 Первобытный мир – «первые шаги человечества». 1
Н - о предмете изучения науки истории, понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха.
о предмете изучения науки истории, понятия: всемирная история человечества, историческая эпоха.
об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах.
- ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам; определять по году век, последовательность и длительность событий; работать с текстом учебной статьи .- ориентироваться в историческом времени: вести счет времени по эрам, векам, годам;
ФИП Текущ. 44 Первобытный мир – «первые шаги человечества».
ОБЖ. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. 1 ЗФИП Текущ. 45
46 Древний мир – рождение первых цивилизаций. 2 К ФИГТекущ. 47
48 Эпоха Средних веков – между древностью и Новым временем. 2 К ФИП Текущ. 49
50 Новое время – торжество Европы. 2 К ФИП Текущ. 51
52 Новейшее время трудный шаг к единому человечеству. 2 К ФИП Текущ. Раздел IV. Человек и многоликое человечество. 3 53 Короли, президенты и граждане. 1 Н о существовании различных по формам правления
и политическим режимам государствах, о таких видах государств, как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти и государственных руководителей.
- понятия: раса, народ, национальность.
- о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения.
- основные экономические понятия: труд, деньги, собственность, доход.
понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН
- об общечеловеческих ценностях.
-работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное.
- различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности
- уважительно относиться к убеждениям других людей; анализировать ответы товарищей, аргументировать свою собственную позицию.
- работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию
работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию
- уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой;
ФИП Текущ. 54 Расы и народы Земли. 1 Н ФИП Текущ. 55 Кто во что верит. 1 Н ФИП Текущ. Раздел V. Человек и единое человечество. 13 56 Мировое хозяйство. 1 Н ФИП Текущ. 57 Мировое сообщество государств. 1 Н ФИП Текущ. 58
59 Что человечество ценит больше всего? 2 Н ФИП Текущ. 60
61 Как нам жить? 2 К ФИГТекущ. 62 Контрольная работа №4 по теме: «Человек и единое человечество». 1 П/К И Темат. 63 Анализ контрольной работы. Обобщение по теме: « Человек и единое человечество» 1 К ФИП Текущ. 64 Итоговая контрольная работа по теме: «Человек и человечество» 1 П/К И Итогов 65 Анализ контрольной работы. Обобщение по разделу «Человек и человечество». 1 К ФИГТекущ. 66 Обобщение по разделу «Человек и человечество».
ОБЖ. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрёстки. Сигналы водителей. 1 О/С ФИП Текущ. 67
68
Обобщение по разделу «Человек и человечество». 2 О/С ФИГП Текущ.