Урок-практикум по русскому языку на тему Глагол (10 класс)


Урок корректировки в 11 классе.
Тема: Сложное предложение
Цель: - Закрепить сведения о сложном предложении.
- Привить практические навыки употребления сложных предложений в речи.
Воспитательная цель: Патриотическое воспитание.
Работа по профориентации.
Оборудование: схемы предложений, таблицы.
Этапы урока:
I. Пробуждение интереса.
1. Мозговой штурм
II. Реализация интереса.
1. Таксономия Блума
2. Диаграмма Венна
III. Рефлексия.
1. Пятистишие
2. ЭССЭ
Ход урока
I. Пробуждение интереса.
1. Мозговой штурм
1)На какие две большие группы делятся предложения в русском языке?
2)Какие типы сложных предложений вы знаете?
3)Какие предложения относятся к СПП?
4)Какие предложения относятся к ССП?
2.Творческий диктант
Задание: Ответить на вопросы СПП.
1)Чтобы Вы сделали, если бы окончили школу с отличием?
2)Что нужно делать, чтобы быть полезным обществу?
3)Почему ты выбрал профессию учителя?
По смысловой тематике как можно объединить эти предложения? По строению это какие предложения?
3.Графический диктант
1.Мне казалось, что русский язык я никогда не выучу и не научусь грамотно писать и правильно говорить.
2.Некоторые ребята не огорчались и думали, что рано или поздно научаться...
Когда друзья теперь мне говорят, что я почти без акцента говорю по-русски, меня это радует.
Г
Когда прид
Г
Г
что
прид

1. , 2. , 3. ,
II. Реализация интереса
Диаграмма Венна

2. Работа с сигнальными карточками.
I – ССП
II-СПП
1. Я люблю свою жизнь, но еще больше я люблю свою Родину.
2. Мир строит, а война разрушает.
3. Тот, кто с народом везде и повсюду, и в одиночестве не одинок.
4. Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны.
5. Народ, который борется за свою свободу, обязательно победит.
III. Рефлексия
1.Пятистишие
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Предложение из 4-5 слов
Синоним
Пятистишие
А) 1.Учитель
2. Добрый,грамотный
3. Учит, воспитывает, направляет
4. Грамотный учитель учит и воспитывает.
5. Педагог
Б) 1 .Врач
2. Грамотный, внимательный, добрый
3 .Осматривает, лечит, поддерживает.
4. Внимательный врач лечит, поддерживает
5. Лекарь.
Урок-практикум по русскому языку в 10 «А» классе
Тема: Глагол
Цель: Закрепить сведения о глаголе, развитие связной устной и письменной речи.
Воспитательная цель: Патриотическое воспитание Оборудование: Таблицы.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания. Мозговой штурм.
II. Закрепление.
1. Работа по таблице
2.
ГЛАГОЛ
Обозначает Действие
Отвечает на вопросы
Что делать?
Что сделать?
Например Идти, петь, съесть, сказать
Что такое глагол?
- Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2.Выборочный диктант.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. Труд все побеждает. Дело мастера боится. Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
3.Работа по таблице
Н.Ф.Г. отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Какой вывод по вопросам еще мы можем сделать?
-На эти вопросы отвечают глаголы совершенного вида.
4. Работа со словами на карточках.
Задание: от глаголов несовершенного вида образовать совершенный вид.
Ходить, читать, писать, прыгать, толкать, шагать.
Вывод: совершенный вид отвечает на вопрос что сделать? образуется при помощи приставок, суффиксов.
5. Спряжение глаголов.
Посмотрите на доску и скажите, почему вопросы расположены в такой последовательности, что нужно вписать перед каждым вопросом?
1-л.что делаю?
2-л. что делаешь?
3-л. что делает?
Что такое спряжение?
Просклоняйте слово изучаю.
Чем отличается спряжение от склонения?
Составьте предложения со словом изучаю.
Воспитательный момент о языке.
6. Распределительный диктант.
Смотришь, терпишь, слушаешь, читаешь, спешишь, пишешь, любишь, доверяешь.
Все эти глаголы объединены по одному признаку.
Какой это признак?
- Это глаголы 2-ого лица, на конце этих слов пишется ь.
7. Письмо по памяти.
В минуту уныния, о родина – мать
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Из какого произведения взяты эти строки?
Кто автор этой поэмы?
В 2-х, 3-х предложениях расскажите о Некрасове.

Ассоциация

После записи отрывка воспитательный момент о Родине. 2,3 предложения о городе. Что вы понимаете под словом Родина?
Закрепить пословицы о труде, о Родине.
Родина - мать, умей её защищать.
Родная земля - золотая колыбель.
Кто Родине изменяет, того народ презирает.
Жить - родине служить
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей
Ученье да труд к славе ведут.
Чтение - вот лучшее учение.
Жить - значит дерзать.
Без дела жить - только небо коптить.

8. Работа по блок-схеме
Глагол


Изменяется
Обозначает


по числам
по родам
по лицам
состояние
действие

Отвечает на вопросы
Имеет время


что сделать?
что делать?
Б
Н
П.

Является
Имеет вид

Сказуемым

Несовершенный
Совершенный

с частицей не
Спряжение


пишется раздельно

I
II

9.Развлекательная 5-ти минутка
а)игра "Синонимы"
Бранить - ругать
Затирать - закрывать
Пропадать – исчезать
Рыдать - плакать
Погасить - потушить
Выручить - спасти
2. Загадка - шутка
В каком слове 100 отрицаний? (стонет) Толкование слова стонет-стон-стонать- инграниш
а)игра "Назови глагол" (совершенный вид)
б)2 участника называют слова на узбекском, русском, казахском языках.
писать - ёзиш - жазу
танцевать - рақсга тушмоқ - билеу.
10. Работа по тесту.
1. Определите глагол I спряжения, а) учу б) играю в) лечу
2. Определите совершенный вид глагола, а) стонет б) учит в) написал
3. Определите сослагательное наклонение.
а) люби б) любил бы в) любить
11. Диаграмма Венна
lefttop
12. Домашнее задание Упражнение 294.