Урок — закрепление на тему: Глагол


Дата: 21. 02
Урок: 89Тема: Обобщение изученного о глаголе.
Технология: системно-деятельностный подход
Цели: Развитие умение обобщать, употреблять глаголы, умение распознавать время и число глагола, правильно писать частицу не с глаголами.
Задачи:
Обобщать и углубить знания о глаголе как части речи, о роле глагола в языке, о его грамматических особенностях.
Развивать навыки точного употребления глаголов в речи. Расширять и обогащать словарный запас, повышать речевую культуру обучающихся.
Воспитание трудолюбия, чувство коллективизма, вырабатывать коммуникативные качества.
Урок разработан на основе технологии системно - деятельностного подхода.
Оборудование: проектор, слайдовая презентация, рисунок корабля, карта путешествия, жетоны, рыбки зеленые и красные.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Ход урока
Орг. момент.
Целевая установка.
-Наш урок будет необычным, потому что будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства.
Закройте глаза, представьте себе море, волны блещут. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на поднятых парусах
(Включается запись звуков моря).
-Откройте глаза. Выбор капитана команды.
Определение темы урока.
-Но наш корабль на котором мы отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Он придёт в движение, если вы решите кроссворд. Решив его, вы ещё определите тему нашего урока. Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках .«Кабы я была царица.-
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря».
2.Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
3.В синем море звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
4.Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая.
5.Дядька князю говорит:
«Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить».
6.Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Дети отгадывают слова ( город, корабль, приказ, белка, волны, богатырь).
- Кто знает из какой сказки эти строки ? ( Сказка о царе Салтане).
-А кто её написал? (А. С. Пушкин)
-Эта сказка народная или авторская?
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (глагол)
-Молодцы. Вы определили тему урока. Сегодня мы обобщим, повторим ваши знания о глаголе.
- А какие возникают у вас ассоциации, когда мы говорим слово глагол?( составление кластера к слову глагол)
4.Рассказ стихотворения о глаголе
Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или плачет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам глагол.
5. Значение и происхождение слова «глагол».
-Чтобы узнать, что означает слово «глагол» Мы должны обратиться к словарю В.И. Даля. Это: «Слово, речь. Части речи, разряд слов, выражающих действие, состояние». А если мы посмотрим в этимологический словарь –Глагол – греческого происхождения, означает «речь»
У Пушкина «Глаголом жги сердца людей», т.е. словом.
6. Роль глагола в речи.
- Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи?
(Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность).- На каком месте по употреблению стоит глагол? (на втором, после им.сущ.)
7.Минутка чистописания.
-А сейчас мы с вами откроем путевые листы т.е.тетради и запишем число, классная работа. И пропишем букву Кк и слово корабль.
-Охарактеризуйте звук К, что вы о нём знаете? (согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким)
Корабль – это словарное слово, его нужно запомнить.
-И вот мы с вами подошли к пристани «Словознайка».
-А кто знает, значение слова пристань?
(Место на берегу, оборудованное для причала судов)
8.Пристань «Словознайка».
-У себя в тетрадях запишите по одному слову из кроссворда, а к ним припишите слово, которое покажет, какое действие может выполнить упомянутый предмет, т.е. глагол.
группа- город
группа – богатырь
группа – белка
группа – корабль
(дети подбирают глаголы к существительным. Делают вывод)-Мы доказали, что глагол без существительного не может существовать и стоит на втором месте.
-Чтобы определите роль глагола в предложении. Послушайте нашего сказочника. (Рассказывает сказку «Глагол и его друзья.». Дети слушают сказку)
9.Грамматическая сказка «Глагол и его друзья».Жил – был глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую – нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет. - Что ты так пригорюнилось? - Да вот, живу – живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу -Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде. Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое. - Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко сидишь здесь? - Не к чему мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где. - Пойдём с нами счастье искать. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там всё что – то делали, трудились – скучать было некогда. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделает? И др. Существительное получило сразу две должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением ( в зависимости от своих начальников – падежей. А прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой – нибудь предмет. С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
- А теперь внимание! Кем работает существительное в предложении? (подлежащим)
- Кем работает глагол? (сказуемым)
-Кем работает прилагательное? (определением)
-Видите, даже части речи не могут обойтись без работы.
- А вы любите работать?
-Какие пословицы о труде вы знаете? (дети рассказывают пословицы о труде)
-И наш корабль подошёл к пристани «Сказочная».
10. Пристань «Сказочная»
-Мы с вами сегодня уже вспоминали сказки А.С.Пушкина. Царевна из сказки А.С. Пушкина тоже хочет приносить пользу. Посмотрите на предложения, которые записаны у вас на карточках.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы. Найдите и подчеркните главные члены предложения.
1-группа: Двер… тихон...ко отворилась, и царевна оч..тилась.
2-группа:Дом царевна об..шла, всё поря…ком убрала.
3-группа:Пирожок лишь разл..мила,
Да кусоч..к пр..гл..тила.
4-группа:Видит девица, что тут
Люди добрые ж..вут.
-Какую работу выполняет глагол в предложении? (является сказуемым)
-Ребята, как вы думаете можно жить без друзей? Почему?
-Без друзей человек одинок, без друзей его мало, а с друзьями много .И мы с вами одна большая дружная семья. Наш корабль подошёл к пристани «Дружная»
11. Пристань «Дружная»
-Чтобы правильно и быстро выполнить задание, вам нужно работать дружно, слаженно.
-Образуйте от имени существительных глаголы неопределённой форме, выделите корень.
-Но прежде чем выполнить эту работу, ответьте, что такое неопределённая форма глагола? (начальная форма глагола)
-На какие вопросы она отвечает? ( что делать? что сделать?)
-Какой суффикс имеет неопределённая форма глагола? ( ть, ти)
1- группа: работа, крик.
2-группа: плач, пир.
3-группа: гость, ночь.
4-группа: ужин, стук.
-Молодцы справились вы с заданием. И наш корабль подплывает к пристани «Думай-ка».
12.Пристань «Думай – ка»
- Как пишется не с глаголами?
-Спишите пословицы раскрывая скобки.
1-группа: Волков бояться – в лес (не) ходить.
2-группа: Лёжа хлеба (не) добудешь.
3-группа:За двумя зайцами погонишься – ни одного (не) поймаешь.
4-группа:Золотые руки за серебро (не) купишь.
- Объясните смысл этих пословиц.
-Как пишутся глаголы в настоящем и будущем времени 2-лица единственного числа? ( пишутся с ь)
-Мы неплохо потрудились, а теперь давайте отдохнём. И наш корабль подплыл к пристани «Отдыхайка».
13.Физминутка. Пристань «Отдыхай –ка»
(звучит музыка)
-Я буду называть слова, а вы выполняйте соответствующие действия: вставай, прыгай, хлопай, шагай, поворачивайся, топай, хлопай, прыгай, стой, садись.-Что общего во всех этих словах? (все слова являются глаголами)
-Вы все дети творческие и активные. Следующая пристань к которой мы подошли называется «Творческая».
14.Пристань « Творческая»
-При выполнении следующего задания вам надо проявить своё творчество: используя глаголы только настоящего и будущего времени , опишите, какие действия может выполнить предложенный вам предмет. У вас должна получиться загадка.
группа- слов «портфель»
группа- слово «карандаш»
группа- слово «тетрадь»
группа- слово «дневник»
-Творческая работа завершена, начинаем конкурс на лучшую загадку, попробуем определить, какой группе удалось подобрать наиболее точные действия предмета.
-И наш корабль подошёл к пристани «Вспоминай-ка»
15. Пристань «Вспоминай-ка»
- Что можно определить у глагола?
-Какое время глагола вы знаете?
-Как определить настоящее, прошедшее и будущее время глагола?
-Чем отличается прошедшее время от настоящего и будущего времени? ( в прошедшем времени имеется суффикс л)
- А ещё как изменяется глагол? ( по числам)
-На какие вопросы отвечает ед. и мн. число?
-Работа в парах. (взаимопроверка)
-Прочитайте стихотворение. Найдите глаголы, определите время и число.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
16.Рефлексия.
-Какую часть речи мы повторили?
-Мне понравился урок….
-У меня вызвали затруднения темы..-Кто всё понял и кому урок понравился , пустите в плавание зелёную рыбку, кому сложно было и ещё надо поработать – красную рыбку.
Выставление оценок.
Д/З сочинить сказку или стихотворение о глаголе.
-Наш урок я хочу закончить такими словами:
«Когда человек учится, он делает свой ум острым и проницательным. А в жизни всегда есть чему учиться, и человек, который много знает, многое может»
-Молодцы! Спасибо всем за плодотворную работу!

ГУ «Крупская средняя школа»
День творческих уроков
Открытый урок
по русскому языку
Тема: « Закрепление о глаголе»
Учитель : Струнина А.В.