Конспект НОД на тему: «Мой любимый город — Новохоперск.»


Возрастная группа — старшая. Ведущая образовательная деятельность — познавательное развитие. Конспект НОД на тему: «Мой любимый город — Новохоперск.»
Цель: познакомить детей с историей родного города и его главной достопримечательностью - музеем истории советско - чехословацкой дружбы, а также с заповедником; закрепить навык узнавания знакомых мест по фотографиям.
Задачи: образовательная: закрепить и уточнить знания детей об улицах города, активизировать в речи детей употребление прилагательных, учить отвечать на вопросы полными предложениями; развивающая: развивать память, речь детей; воспитательная: воспитывать чувство гордости за родной город, его горожан.
Предварительная работа: экскурсия по городу Новохоперску, поход в музей. Оборудование: фотоальбом с фотографиями города Новохоперска.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что по сравнению с другими российскими городами, город Новохоперск - один из старинных городов в Воронежской области. Это город коз и пуховых платков, паранормальных активностей и «охотников за привидениями», центр района и вместе с тем глухое провинциальное местечко.
Крепость, которая впоследствии стала городом Новохоперском, появилась на берегах реки Хопер в 1711 году. По легенде, чертеж будущей крепости сделал сам Петр Первый и передал его Азовскому губернатору Апраксину, который вместе с Воронежским губернатором принялись за выполнение императорского поручения.
Еще до возникновения крепости на Хопре была судостроительная верфь, с которой было спущено на воду немало кораблей, а в 18 веке Екатерина II и вовсе сделала Новохоперск едва ли не главной верфью всего Воронежского края. Словарная работа : (верфь -  место постройки и ремонта судов.)
Именно в Новохоперске служил будущий адмирал Федор Ушаков: сначала мичманом, а позднее — лейтенантом Донской флотилии.
В 1771 году Ушаков участвовал в отправке на Азовское море построенного на Новохоперской верфи фрегата «Первый».
Как и другие слободы и крепости, основанные в конце 17 и начале 18 века на Воронежской земле, Новохоперск стал городом во времена царствования Екатерины Великой, в 1779 году. С того момента он жил довольно размеренной провинциальной жизнью, спокойствие которой нарушали только войны. Хоперский казачий полк, сформированный в городе, отличился на Балканах во время крымских войн: тогда именно казаки нанесли большой урон турецким войскам. Еще один любопытный факт: в Новохоперске во время Великой Отечественной войны действовала чехословацкая бригада под командованием Людвига Свободы.
Самый главный сувенир, который можно привезти из Новохоперска - это пуховые платки и другие изделия из овечьей шерсти и козьего пуха. Этим промыслом на востоке нынешней Воронежской области занимаются не одно десятилетие, и технологи вязания передаются из поколения в поколение. По большому счету, изготовление новохоперских платков является самым важным художественным ремеслом в здешних краях. Платки и косынки, которые создают местные мастерицы, имеют разнообразные рисунки - «цветочки», «цепочки», «снежинки», «круги», «змейки» и другие - у кого на что годится фантазия и умения. Есть две разновидности новохоперских платков: зимние, которые вяжут плотной вязкой в две нитки, и летние - в одну нить с ажурными узорами. Ребята, в нашем городе также есть аномальная зона.
В течение нескольких десятилетий в Новохоперск как магнитом тянет всех, кто увлекается паранормальными явлениями и верит в сверхъестественное.
Светящиеся шары, призраки, быстрорастущие растения, стрелки часов, сбивающиеся с ритма, силуэты солдат – все это и многое другое, по их собственным рассказам, видели очевидцы в Новохоперской аномальной зоне.
Такие явления в этой зоне, по объяснениям исследователей, происходят из-за того, что в земной коре в этих местах еще несколько миллиардов лет назад образовался тектонический разлом. Из-за него в аномальной зоне, опять же, по утверждениям интересующихся паранормальными явлениями, можно наблюдать призраков — людей, умерших сотни лет назад, и события того времени. Одному из исследователей удалось даже зафиксировать с помощью фотоаппарата одно из таких событий — пребывание на берегу Хопра солдат чехословацкой бригады во время Великой Отечественной войны.
Пожалуй, главная достопримечательность Новохоперска – это единственный в своем роде музей истории советско - чехословацкой дружбы.
Он расположен в старом купеческом доме, где находился штыб первой чехословацкой бригады, которая входила в состав Красной армии и принимала участие в боях Великой Отечественной войны на стороне СССР.
Попав в Новохоперский район, нужно обязательно побывать в Хоперском заповеднике с его старинной усадьбой и экотропами. Он создан для защиты русской выхухоли и других ценных животных и растений и уже много лет выполняет свои функции. В заповеднике можно посетить музей природы, просто прогуляться по территории и насладиться заповедной природой.
Воспитатель: ребята, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Что есть в нашем городе?»
(педагог бросает мяч ребенку и говорит: «В нашем городе есть...» или «В нашем городе много…» (Образуют форму множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Например: есть музей, много домов...) А давайте вспомним какие улицы нашего города вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, пора немного отдохнуть.
Физкультминутка «Мы по городу гуляем.» Мы по городу шагаем – Много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мостыИ деревья, и кусты! (Дети импровизируют движения по тексту.)
Воспитатель: Наш город для новохоперцев – это большой дом. А какой он?
Дети: Большой, чистый, теплый, уютный и т.д.
Воспитатель: Правильно. Новохоперск – наш общий дом. Дом – это не просто жилище с крышей над головой, а место, где нас любят и ждут, где нас понимают и принимают близкие люди, где нам тепло и уютно. И каждый человек в своем городе знает каждый уголок. А хорошо ли вы знаете свой город?
Игра «Подбери слова»
На каждое названное ребёнком слово выкладывается лучик к солнышку.Наш город… (красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий, гостеприимный, чистый, зелёный, любимый, родной, уютный, осенний, ласковый, летний, метельный, зимний, ветреный, солнечный и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом, это город, в котором мы живем. Это наше настоящее. Но у каждого города есть еще и будущее. Каким вы его представляете? (ответы детей). А давайте нарисуем каким будет наш город Новохоперск в будущем, о каком городе вы мечтаете.
(Дети садятся за столики и выполняют рисунки)
Рисование «Город будущего»
(По окончании работы дети рассказывают, какой это город и почему они о таком городе мечтают).
Игра «Продолжи предложение»
Давайте представим, какой это будет город, какие будут улицы:
Сейчас улицы длинные, а будут еще длиннее.
Сейчас улицы широкие, а будут еще шире.
Сейчас улицы светлые, а будут…
Сейчас улицы нарядные, а будут …
Сейчас город небольшой, а будет еще…
Сейчас город хороший, а будет еще…
Воспитатель: Дорогие ребята! Давайте стараться, чтобы наш родной город был чистым и красивым и пожелаем ему расцвета и благополучия. Будем вместе с ним встречать рассветы и закаты, грустить и радоваться. Наш город самый красивый и родной!