Урок технологии в 4 классе, Тема :Обувное производство



«Чудо – дерево»
Тема: Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви».
Составила: Маркова Анна Константиновна,
учитель изобразительного искусства и технологии
Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
начальная общеобразовательная школа № 23 р.п. Чунский
2016 год
Пояснительная записка
Тема: Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви».
Цель: Познакомить коллег с групповыми технологиями, путём совместно - последовательной формой выполнения практической работы «Модель детской летней обуви».
Задачи: Узнать особенности технологии групповой работы, понять её преимущества перед
индивидуальной работой.
Развивать творческое воображение, умение работать с бумагой и моделировать объёмные предметы. Применять при этом различные способы обработки бумаги и инструменты. Формировать творческую активность, умение сопереживать, эмоционально откликаться на красоту, уважительно относится к труду других людей.
Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников
Подготовительно-организационный. Приветствие, вступительное слово. Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мне в организации занятия.
Основная часть. Практическая работа: создание макета босоножки из бумаги. Выполняют задания в соответствии с поставленной задачей.
Афиширование, представление выполненной работы. Представление результата работы - лист ватмана с изображением дерева, с прикреплёнными к нему моделями туфелек из бумаги. Рефлексия - активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности мастер-класса.
Тема мастер-класса взята из УМК «Школа России», Н. И. Роговцева «Технология»,
4 класс. В программе эта тема рассчитана на 2 учебных часа, поэтому на первом уроке обучающиеся знакомятся с обувным производством, профессиями, занятыми в этой сфере, различными материалами и технологией изготовления обуви. Второй час занят практической групповой работой совместно - последовательной формы, которую я хочу представить в мастер-классе.
Оборудование и материалы: 
мультимедийная установка,
дидактический раздаточный материал (в приложении),
запись музыки П. И. Чайковский «Времена года»,
нарисованное на листе ватмана дерево,
шаблоны-стельки из бумаги,
белая и цветная бумага, клей ПВА, кисть, салфетки тканевые, ножницы, линейки, простые карандаши, дырокол, бусинки, шнурки, нитки.
Слайдовая презентация в программе Smartboard(интерактивная доска),
Презентация в Microsoft PowerPoint «Модель детской летней обуви».
Сценарий мастер-класса
«Чудо-дерево»
I Подготовительно-организационный этап.
Здравствуйте!
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Всем знакомо это стихотворение К. Чуковского. А его чудо – дерево появится у нас по завершении мастер-класса.
Я хочу познакомить вас с групповой технологией, её совместно - последовательной формой выполнения. Когда каждый обучает всех, все обучают каждого, учит не только учитель, но и ученики друг друга. Работа на уроке по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Каждый участник выполняет только одну операцию. Результат деятельности одного участника становится предметом деятельности другого.
Два этапа:
1. индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
2. последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией, последовательного монтажа коллективного изделия.
При этом виде работы отлично развиваются коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера. Формируется взаимодействие и взаимная ответственность.
Слайд 2 Предлагаю попробовать работу в группах.
II Основная часть.
Мы совместно выполним модель детской летней обуви из бумаги и украсим ею наше чудо – дерево.
1.Деление на группы (в нашем случае оно будет совершенно случайным, так как я не знакома с особенностями участников мастер-класса).
Специалисты, занятые в работе - обувщики имеют такие профессии:
Слайд 3
Профессии
Кто делает (профессия) Что делает (вид деятельности)
Модельер- конструктор Создаёт модели обуви и разрабатывает их чертежи. Контролирует внедрение новых
моделей в производство.
Вырубщик деталей обуви Изготавливает детали низа обуви
( подметки, набойки).
Раскройщик материалов Нарезает детали верха обуви, имеющие различную форму и назначение.
Сборщик верха обуви Выполняет обработку краёв деталей
верха обуви и их соединение.
Прессовщик Прикрепляет верх обуви к подошве.
Поэтому в группе будут специалисты таких профессий:
Слайд 4
1.Раскройщик.
2.Вырубщик.
3.Сборщик.
4.Прессовщик.
Каждая группа получает своё задание (избрать командира, которому учитель выдает задания и просит его взять руководство их выполнением) и инструкцию к выполнению.Раздача дидактического материала по группам.
Слайд 5
Правила безопасной работы ножницами.
Слайд 6
Порядок работы в группе
1.Знакомство с заданием2.Распределение заданий внутри группы 3. Самостоятельная работа с обсуждением результатов внутри каждой группы. 4.Обсуждение результатов работы в группе 5.Ответы участников группы.6.Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.
Слайд 7
Напутствие
Мы все здесь, чтобы помогать друг другу.
Правило «здесь» и «сейчас»
Чтобы чему-то научиться, надо пойти на риск.
Если у тебя возникают вопросы - ставь их.
Готовимся к тому, чтобы передать другим полученные знания.
Будь учеником и экспертом.
Процесс групповой работы 20 минут. Звучит музыка П. И Чайковского «Времена года». Я контролирую ход групповой работы (отвечаю на вопросы, регулирую споры). Попеременно участвую в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.После отчета групп о выполненном задании делаю выводы. Обращаю внимание на типичные ошибки. Даю оценку работе участников мастер-класса. По окончании работы модели туфелек прикрепляем к дереву на листе ватмана.
III Афиширование, представление выполненной работы.
Слайдовая презентация в программе Smartboard(интерактивная доска)
Последовательность работ Приемы, способы выполнения Материалы, инструменты, приспособления. Оценка качества выполнения работ
Разметка Раскрой Сборка Отделка Итоговая оценка работы Вставляем нужные слова.
Приемы, способы выполнения: черчение, вырезание, склеивание, украшение.
Материалы, инструменты, приспособления: бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей ПВА, кисть, салфетка, цветная бумага, бусинки, нитки.
Оценка качества выполнения работ: плохо, хорошо, отлично.
Презентация изделия с помощью вопросов
Какова конструкция выполненного изделия?
Какие трудности при выполнении работы возникли у вас?
Как вы их преодолели?
Как можно использовать получившееся у вас изделие?
Где можно использовать полученные умения?
Оцените свою работу.
Соответствие замыслу или выбранной модели Аккуратность, точность выполнения Композиция, цветовое решение, оригинальность Проведение презентации Всего баллов Максимальное количество баллов по каждому критерию - 5
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки! Вот и выросло чудесное дерево мастер-класса.
Приложение
1.Таблички с названиями специальностей (распечатать)





2.Инструкция (текст с фотографиями) распечатать из презентации «Инструкции к профессиям обувщиков».