Трафарет сочинения в формате ГИА-11


ТРАФАРЕТ СОЧИНЕНИЯ В ФОРМАТЕ ЕГЭ.
(трафарет предназначен для ознакомления с методикой написания 3 части экзамена - сочинения, и представляет собой универсальный алгоритм действий для любого текста в реальном варианте ЕГЭ по русскому языку)
 
ТЕМА ТЕКСТА
Данный текст о …
Текст И.И.Иванова посвящён вопросам ….
Данный текст мне понравился именно тем, что он касается вопроса …
И.И.Иванов в данном тексте размышляет о …
В данном тексте рассказывается случай из жизни …
В данном тексте описывается ситуация …
Данный текст – письмо героя …
Данный текст – размышления героя о …
Текст сообщает нам информацию о …
 
Краткий пересказ с элементами анализа   
ИДЕЯ ТЕКСТА
Основная мысль текста звучит в 7 предложении: «…»
Основную мысль текста мы находим в первом абзаце: «…»
Как отвечает на поставленный вопрос автор текста? …
Думаю, что основную мысль текста можно сформулировать так: …
… - вот основная идея (мысль) текста.
«…» - в этом высказывании автора (героя) отражена главная идея (мысль) текста.
 
ПРОБЛЕМА ТЕКСТА
Основная проблема – это та,
-  которая стала объектом раздумий автора;
-  над которой он в основном размышляет;
-  к которой он неоднократно возвращается;
-  по которой отчётливо заявлена авторская позиция
 
В тексте     исследуется   проблема (чего?) (род. падеж)   экологии
                     анализируется                                                      нравственного выбора
                     поднимается                                                         добра и зла
                     рассматривается                                                 воспитания милосердия через литературу
                     затрагивается                                                       утраты милосердия
                                                                                                       социальных преобразований в стране
 
  Автор изложил, поставил, рассмотрел, выдвинул, затронул, поднял, сформулировал, исследовал, проанализировал (философскую, психологическую, общественно-политическую) проблему.Данный текст посвящён (острой, важной, животрепещущей, актуальной, серьёзной)проблеме…
Прочитав историю героя, мы задумываемся над проблемой …
В подобной ситуации можно вести себя по-разному. Именно выбор поведения в данном случае и является одной из главных проблем текста.
Проблема, затронутая в тексте, я думаю, типичная.
Одна из проблем текста - …
История, описанная автором, ставит передо мной следующую проблему: …
Ситуация, описанная в тексте, ставит перед нами следующую проблему …
Я думаю, основная проблема текста - …
Я выделил бы в тексте следующую проблему …
В данном тексте мне интересна следующая проблема …
Проблема в тексте прямо не заявлена автором, но я думаю, что стоит поразмышлять о …
Прочитав текст, я хочу написать о следующей проблеме: …
 
  Комментарий к сформулированной проблеме текста:
        какие понятия рассматривает автор;
        к какой категории относится избранная автором проблема;
        насколько она злободневна в наши дни;
        что делает её жизнеспособной;
        насколько глубоки исторические корни этой проблемы (традиционна эта проблема или нова);
        какие точки зрения существуют по данной проблеме;
        как автору удалось привлечь к ней внимание читателя
  В комментарии не должно быть
- пересказа исходного текста;
- рассуждения по поводу всех проблем текста;
- комментариев о действиях героев текста;
- общих рассуждений о тексте: ведь надо прокомментировать одну из проблем!
 
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Я думаю, авторская позиция сформулирована в 7 предложении: «…».Автор утверждает: «…».Автор считает (убеждён), что …
Автору важно убедить читателя в том, что …
Бесспорно мнение автора о том, что …
Позиция автора очевидна: …
Цель автора – обратить внимание читателя на …
Задача автора – убедить читателя в том, что …
Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: …
Автор подводит читателя к мысли о том, что …
Автор пытается донести до читателя мысль о том, что …
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: …
Размышляя о … , автор текста приходит к выводу …
… - вот авторская позиция в тексте.
… - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
… - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
«…» - в этих словах, по-моему, отражена идея (мысль) текста.
«…» - именно эта мысль отражает позицию автора (героя).
… - в этом предложении звучит прямая авторская оценка …
… - всё это позволило автору выразить мысль о том, что …
Позиция автора, я думаю (не) совпадает с позицией героя. Автор считает, что …
Позиция героя заключается в следующем: …
Герой считает, что …
Поступок героя текста говорит о его позиции: …
Герой сам объясняет свой поступок в 7 предложении: «…». 
Авторская позиция может быть выражена
Чётко, прямо, непосредственно:
- в названии текста;
- в отдельных предложениях;
- через ряд аргументов. Через:
-  риторические вопросы,
-  риторические восклицания,
-  порядок слов,
-  лексические повторы,
-  оценочную лексику,
-  модальные слова и частицы,
-  вводные слова, словосочетания, предложения.
В художественном стиле
        автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;
        он словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:
а) дать возможность читателю представить описываемые события;
б) передать свои эмоции;
в) вызвать ответные чувства и переживания;
        автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать;
        авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.
 
ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ АВТОРА
Позиция автора по этому вопросу показывает, что он человек благородный (переживающий за судьбу русской культуры, неравнодушный к вопросам …)
Нельзя остаться равнодушным к тому, о чём пишет автор …
(К сожалению,) мнение автора (героя) является распространённым…
К немалому удивлению узнал, что …
Автор (герой) убеждён в правильности данных им оценок …
Я считаю позицию героя справедливой (интересной, неправильной…)
Поступок героя вызывает у меня уважение (неуважение, удивление, …)Разделяя негодование автора, хочу сказать, что …
Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение …
Возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что …
Интересно то, как автор (герой) …
 
Как корректно возразить автору, излагая свою позицию
Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что …
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что …
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что …
Автор, несомненно, прав, утверждая, что … . При этом я убеждён, что его мнение о … вызовет  
       читательскую дискуссию, так как …
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что …
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что …
Автор справедливо осуждает …, однако я не могу согласиться с тем, что …
Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения: …
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что …
Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что …
Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что …
Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но по-моему, он ошибается в том, что …
Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что …
Вызывает сомнение тезис о том, что …
Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его
       утверждений.
Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.
 
ФОРМУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ
Я (не) согласен с автором: …     Я (не) согласен с точкой зрения автора: …
Свою позицию хочу высказать словами народной пословицы: «…»
Я думаю (считаю, убеждён, не сомневаюсь), что …
Я не думаю, что …
Авторская позиция чётко заявлена в тексте, и я не могу с ней не согласиться.
Моя позиция такова: …
Я в жизни придерживаюсь следующего принципа (правила): …
Я поступил бы иначе: …
 
АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Аргументами являются:
        факты (свидетельства очевидцев, даты, место и обстоятельства событий, участники событий)
        биография (жизнь) исторических деятелей, деятелей науки, известных людей
        положения официальных документов
        общественные законы
        законы природы
        статистические данные
        научные данные
        авторитетное мнение известного человека (учёного, писателя, политического деятеля)
        ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
        народная мудрость (пословицы, поговорки)
        примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
        собственные наблюдения и выводы
        примеры из жизни окружающих людей
К аргументам, которые есть в этом тексте, я хотел бы добавить свои.
Эту мысль подтверждает случай из жизни …
Мы убеждаемся в этом, читая русскую литературу (газеты, научные статьи …)
В качестве аргумента я хочу привести известную народную мудрость.
Эту мысль подтверждает и знаменитое высказывание писателя (учёного, публициста, …)В качестве аргументов хочу привести следующие научные факты.
К такому выводу меня привели следующие размышления …
Предположим, что утверждение автора (моё утверждение) не верно.
Если бы герой поступил иначе, то …
В подобной ситуации я поступил бы так, потому что …