Урок окружающего мира для 1 класса по теме «Осень: природа готовится к зиме»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Бычкова Екатерина Вячеславовна
Класс: 1 «Б»
Тема урока: «Осень: природа готовится к зиме».

Цель: обобщение и систематизация имеющихся знаний учащихся об изменениях в живой и неживой природе с наступлением осени.

Задачи:
– повторить основные признаки осени и осенние явления;
– закрепить названия осенних месяцев;
– обобщить знания о влиянии осеннего похолодания на объекты живой природы;
– активизировать познавательную активность младших школьников во время беседы о подготовке животного мира к зиме;
– способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса младших школьников через уточнение понятия «викторина» и объяснение смысла пословиц об осени;
–формировать бережное отношение к природе через развитие чувства сопереживания к зимующим птицам.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся об изменениях в живой и неживой природе с наступлением осени.
Оборудование учителя: запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, жетоны в форме осенних листьев, иллюстрации с изображением разных времен года, осенних месяцев, картинки с изображением птиц, животных, заготовка - плакат с изображением вазы для составления коллективного букета, костюм Осени, корзинка с печеньем в форме орешков - «дары осени».





Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД


·.
Организационный момент
3 минуты


















4.1.- Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят.
– Ребята, о каком времени года идет речь в стихотворном отрывке?
Тема нашего урока «Осень: природа готовится к зиме». 2.2.
(Входит ОСЕНЬ: «Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я – Осень. Я пришла к вам, чтобы послушать, что вы узнали обо мне на уроках окружающего мира.)
-Сегодня у нас не обычный урок окружающего мира, урок-викторина. В ходе проведения урока мы должны обобщить все свои знания об изменениях, происходящих в живой и неживой природе с наступлением осени.
– А вы знаете что такое «викторина»? 4.2.
В словаре толкования слов «Викторина» – это игра в ответы на вопросы, объединенные общей темой.
– Как её проводят?
– Совершенно верно! Работать будем в командах по цвету кленового листа, который наклеен на ваши столы. Всего 3 команды: зеленые, красные и оранжевые.
-А теперь я озвучу правила викторины. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. Главное правило, не выкрикивать с места, а поднять руку. За каждый правильный ответ команда получает от Осени листок своего цвета. Соответственно, если ответ неверный, листочек не дается. Но команда может помогать отвечающему. По окончании игры мы соберем все ваши листочки в красивый осенний букет.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы собрать большой красивый букет? А еще нужно работать очень дружно, всей командой! Готовы?



Слушают стихотворение

-Об осени




-Узнали!





-Игра, в которой нужно отвечать на вопросы


-Делятся на команды








- Правильно отвечать на вопросы и внимательно слушать учителя
- Готовы
1.Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы, иллюстрации;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать предметы (объекты) по признакам.




II.Актуализация знаний и применение знаний

(30 минут)

































































































































































































































































































·I
·. Итог урока
2 минуты







Задание 1.
(На доске – картинки.)
1.1
- Перед вами на доске иллюстрации. Выберите иллюстрацию, на которой изображена осень. Первой выбрать картинку предлагаю команде красных, потом выбирают зеленые, и последними картинку выберут команда оранжевых. Прежде чем ответить, команды должны посовещаться и выбрать того, кто выходит к доске. 4.4
– По каким признакам вы выбрали эти картинки? 4.2.











(Осень вручает листья командам, правильно подобравшим картинку на осеннюю тему.)

В своих ответах вы упомянули о том, что по картинкам видно, что по сравнению с летом погода меняется, становится холоднее. Почему происходит похолодание? 4.2.


(вручение листьев-жетонов за правильный ответ)

У русского народа по этому случаю есть много пословиц об осени. Как вы понимаете смысл пословицы «Осень - перемен восемь»? 4.3.

Совершенно верно. С помощью этой поговорки в разговоре указывают на непостоянство, изменчивость осени.
А как эта переменчивость влияет на одежду людей?


Вы успешно справились с первым заданием викторины и объяснили, что с наступлением осени происходят изменения в неживой природе: становится холоднее, потому что солнце опускается ниже, погода становится очень изменчивой, часто идут осадки в виде дождя или снега. И это похолодание влияет на одежду людей. Мы одеваемся теплее. 1.4.

Задание 2.
Слушаем следующее задание для команд:
Вспомним осенние месяцы. Назовем их.
–Отгадайте, о каком месяце осени идёт речь в загадке. Докажите свой ответ. 4.2.
Загадка для «красных»:
Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят,  И на южный край земли потянулись журавли.  Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл?
–Как вы думаете, какая картинка подходит к этому месяцу? Подойдите и выберите картинку с изображением этого осеннего месяца.1.1.
Докажите, что это сентябрь.



Всё мрачней лицо природы – почернели огороды.  Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.  Медведь в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?
Докажите свое решение.  – Как вы думаете, какая картинка подходит к этому месяцу? 

Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег,  И сильней похолодало, льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? 
– Найдите картинку ноября. Объясните свой выбор.



Перед вами иллюстрации осенних месяцев. Еще раз назовем их по порядку.
В этом задании мы повторили название осенних месяцев и их основные признаки и отличия, а именно с каждым следующим месяцем становится холоднее (команды получают свои листочки).1.4.

Чтобы букет получился ярким и красочным нужно получить еще листочки. А для этого выполним следующее задание викторины.

Задание 3. Физминутка

Дружно по лесу гуляем
И листочки собираем
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад!

Как листочки кружатся в воздухе? (звучит отрывок из цикла «Времена года. Осень.» П.И.Чайковского) Сейчас вы сами превратитесь в осенние листочки. Представьте, подул осенний легкий ветерок и подхватил листья. Покажите, как осенние листья кружатся в воздухе.
Ветерок стих, листья плавно опустились на землю. И вы снова стали учениками 1 Б класса.
За дружное выполнение всех движений все команды получают по листочку.
Задание 4. 1.5.
В следующем задании викторины мы будем говорить об осенних изменениях в живой природе.
– Я вам прочитаю стихотворение, а вы попробуйте найти в нем и озвучить осенние признаки. Каждая команда называет свой признак по очереди:
Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу. (1) Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.(2) Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.(3) Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.(4) Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.(5) Хвою щиплют глухари...(6) Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.(7)
Молодцы, вы внимательно слушали меня и назвали много изменений, которые происходят в живой природе с наступлением осени.


И одним из признаков осени вы назвали то, что птицы улетают на юг. Почему они улетают на юг? 4.2.











– На юг улетают не только утки, но и другие птицы.
На доске– картинки с изображениями птиц.
- На какие группы можно разделить всех птиц? 1.5.

– Покажите перелётных птиц. Выходим по одному человеку из каждой команды по очереди. 1.1.


– Найдите осёдлых (зимующих) птиц.


Ребята, как вы думаете, легко ли оседлым (зимующим) птицам найти зимой корм? 4.2.
Послушайте стихотворение Александра Яшина, которое так и называется «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой!  Пусть со всех концов  К вам слетятся, как домой,  Стайки на крыльцо.  Небогаты их корма.  Горсть зерна нужна,  Горсть одна и не страшна  Будет им зима.  Сколько гибнет их не счесть,  Видеть тяжело.  А ведь в нашем сердце есть  И для птиц тепло.  Разве можно забывать:  Улететь могли,  А остались зимовать  Заодно с людьми.  Приучите птиц в мороз  К своему окну,  Чтоб без песен не пришлось  Нам встречать весну!

Кто может помочь зимующим птицам? И чем помочь? 3.1.



Поднимите руки те, у кого дома за окном висит кормушка?
Я думаю, что каждый из вас вместе со своими родителями к зиме изготовит кормушку для птиц и будет регулярно насыпать различный корм в свою кормушку. Чем большую мы проявим заботу о наших пернатых друзьях, тем больше мы сохраним их численность, а птицы в свою очередь принесут нам свою пользу: уничтожат вредных насекомых и тем самым сделают красивее нашу природу.

На доске остались еще птицы.
- Назовите птиц, которые мы не поместили в группы.1.3.
Как они называются? Что вы о них знаете?









Мы ответили на вопросы викторины о птицах. Повторили, что птицы делятся на группы: перелетные, которые улетают с наступлением осени в теплые края, оседлые или зимующие и кочующие, которые прилетают к нам, чтобы перезимовать.1.4.

Задание 5.

А как готовятся к зиме животные? На этот вопрос викторины мы с вами ответим в пятом задании.
Я буду показывать по 2 животного каждой команде, вы, посовещавшись между собой, расскажите, как эти животные готовятся к зиме. 4.4., 4.2.
- Ёж и медведь.










- Белка, заяц.










-Волк и лиса.








Молодцы, ребята, вы верно рассказали про изменения, происходящие с животными в осенний период, а именно то, что все звери готовятся к наступлению зимы по-разному: одни делают запасы, другие утепляют свои жилища, кто-то ложится в спячку, кто-то из животных меняют свои шубки для того, чтобы пережить зимние холода. 1.4.
 Задание 6. 1.3.
И вот мы подошли с вами к последнему заданию нашей викторины. Это загадки. Я буду загадывать загадки, а вы поднимаете руку и даете правильный ответ. Помните главное правило – не выкрикивать с места.
1. Вырос в поле дом.  Полон дом зерном.  Стены позолочены,  Ставни заколочены.  Ходит дом ходуном  На столбе золотом.

2.Расселась барыня на грядке,  Одета в шумные шелка.  Мы для нее готовим кадки  И крупной соли полмешка.

3. Неказиста, шишковата,  А придет на стол она,  Скажут весело ребята:  "Ну, рассыпчата, вкусна!"

4. Расту в земле на грядке я,  Красная, длинная, сладкая.

5. Пока дети каждый в берете. Повзрослели шляпы надели.

6. Эту ягодку найдете Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая...

На какую тему все отгадки? 1.5.
Осень – пора сбора урожая: созревают ягоды, колосья на полях, в садах убирают овощи.

А теперь подумайте и ответьте на вопрос, в чем смысл пословицы «Осенью и воробей богат»? 4.3.






Правильно. Вы ответили на последний вопрос викторины. Время подвести итоги нашего урока: изменения в неживой природе повлияло на жизнь растений, животных и людей. 2.3.

– Как вам работалось во время викторины?
–Как вам больше нравится работать, в группе или индивидуально?
– Почему?
– С каким настроением вы уходите с урока?
– Какие задания вам удалось выполнить легко? 2.2.
– При выполнении каких заданий испытывали затруднения?
– Отметьте своё настроение в дневнике.

Ребята, вы собрали достаточно листьев для букета. Возьмите каждый по листочку. Сейчас набежит тучка и капнет на ваши листья. Вы по очереди подойдете к нашей вазе и приклеите свой листок на понравившуюся вам веточку.
Посмотрите, какой чудесный букет получился! Ребята, давайте подарим наш букет Осени?

Осень: Я наблюдала за вами, и вы меня очень порадовали. Вы многое знаете обо мне и тех изменениях, которые я приношу с собой. Я принесла для вас свои дары (вручает детям).






Каждая команда выбирает одного человека и находят нужные картинки по очереди.

1команда: Ярко светит солнце, кругом зеленая трава, но деревья уже сменили окраску, видно что еще достаточно тепло.
2команда: Лиственные деревья почти без листвы, трава пожелтела, хотя солнечная погода, но видно, что уже достаточно прохладно
3команда: Лиственные деревья уже без листвы, выпал снег, но вода в водоеме еще не скована льдом)


- Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха понижается, становится холоднее.


Осенняя погода бывает переменчива. С утра холодно, днем тепло и солнечно, вечером дождливо и неуютно.

- Люди одеваются теплее, по погоде.










Сентябрь, октябрь, ноябрь.


(Один человек из команды выходит и выбирает подходящую картинку).
-Сентябрь.


Ярко светит солнце, небо голубое, трава еще зеленая, деревья уже местами сменили окраску. Это наблюдали в сентябре





- Октябрь. Деревья почти голые, листвы не видно, всю землю покрывают опавшие листья, небо хмурое.


- Ноябрь. Небо покрыто тучами, деревья стоят без листвы, вода еще не покрылась льдом, но уже выпал снег.

-Сентябрь, октябрь, ноябрь.












Выполняют движения по тексту:
(шаги на месте)
(наклоны вперед)
(прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Плавно, их подхватывает ветерок


(Кружатся, имитируя движения листьев)








Улетают утки в теплые края
Медведь готовит берлогу
Заяц меняет шубку
Белка готовит запасы
Птица кедровка делает запасы
Глухари осенью щиплют хвою
Уже прилетели снегири



Большинство птиц улетают из-за недостатка еды в зимние месяцы. Основной рацион большинства птиц составляют насекомые, которые зимой или умирают, или впадают в спячку. Поэтому птицам становится трудно добывать себе еду.  На юге насекомые не погибают от холодов. Их можно ловить столько, сколько нужно для пропитания.



Зимующих (осёдлых) и перелетных.
Выходят и показывают перелетных птиц: ласточку, трясогузку, аиста, утку, чайку

- Дятел, синица, ворона, воробей, голубь, сорока, глухарь
-Нет, с приходом холодов птицам труднее находить корм.























- Люди, могут сделать кормушки и класть в них корм для птиц (крошки, семечки, крупы, кусочки сала и т.д.)
(Если есть такие дети, поднимают руки)









- Клесты, свиристели, снегири.
- Кочующие. Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – семенами шишек.












Ежи и медведи не делают на зиму запасов. Когда приходит осень, эти животные начинают очень много кушать. Накопив жировые запасы и приготовив теплое жилье, они закрывают вход в свои «домики» нору и засыпают до весны.
Белки изменяют окраску с рыжей на серую, готовят себе теплое дупло или гнездо и развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки, шишки и семена прячут в гнезде. Зайцы меняют свою шубу на более теплую, она делает их незаметными для врагов. Зайцы питаются корой деревьев, веточками, прутиками.

Эти хищники не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Охотятся на кабана, зайца. А лисы нападают на более мелкую живность - мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.
















- Колос




- Капуста




- Картошка



-Морковь



-Грибы



-Клюква


На тему: «Урожай» или «дары осени»



Осенью собирают созревший урожай, много ягод, плодов, зерна на полях, поэтому эта поговорка указывает на то, что всем в природе осенью хватает корма.












(команды подходят к заготовке и наклеивают свои листья)



-Подарим!













2.Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Личностные УУД:
формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.






4. Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.







































































































































13PAGE 141115


13PAGE 14515