Открытый урок по окружающему миру Осень: природа готовится к зиме

Тема: Времена года
Осень: природа готовится к зиме
Цели:

– Познакомить детей с признаками осени;
– Научить отличать признаки осени;
– Учить устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных осенью.
-Воспитывать любовь к природе родного края, животным; бережное отношение к тому кто нас окружает; любовь к прекрасному.
-Развитие обще-учебных умений

Оборудование: Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Презентация Microsoft Power Point.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД


·. Актуализация знаний

Учитель показывает две иллюстрации
Дети читают стихи об осени.
О каком времени года эти стихи?
По каким признакам осени вы узнали, что это осень?
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;


·
·. Постановка учебной проблемы
– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
(Осень: природа готовится к зиме.) слайд 2
– На какие вопросы мы можем найти ответы на сегодняшнем уроке? Слайд 3
1.Приметы осени.
2.Осенние месяцы
3.Растения осенью.
4.Животные осенью
5.Жизнь людей осенью.


4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.




·
·
·. Совместное открытие знания



















































































































IV. Применение нового знания
Слайд 4
– Посмотрите на пейзажи. Что вы видите? (Изображение осени.)
– Как вы думаете, почему осень на них изображена по-разному? (На картинках изображены разные месяцы осени.)
Проверим какие осенние месяцы вы знаете.

Отгадайте загадки:
Опустел наш школьный сад
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришёл?

Какая иллюстрация больше подходит к описанию этого месяца?

Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?

Какая иллюстрация больше подходит к описанию этого месяца?

Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
Льдом покрыты воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц подскажи?



– Назовите осенние месяцы, которые изображены.
– Назовите все осенние месяцы.


Работа в учебнике
– Давайте откроем учебник на с. 48 и посмотрим, куда отправились наши знакомые Лена и Миша.
– В какое время года ребята отправились в лес?
– По каким признакам вы определили время года?
– Послушайте текст и попробуйте, загибая пальчики на руке, подсчитать, какие признаки осени встретились в этом тексте.
Учитель читает текст на с. 48 с комментированием в рамках технологии продуктивного чтения.
– Вот и кончилось лето. Солнышко уже не успевает согреть землю за короткий день. (А почему день короткий?) Ночью становится всё холоднее. Утром на лужицах виден первый ледок. (Что значит «ледок»?)
– Какие признаки осени встретились в этом тексте?
2. – А как называется такое время, когда похолодание меняет жизнь растений, листья деревьев желтеют и опадают? (Листопад.)
– От каких слов образовалось слово «листопад»?
Слайд 5-8
3.– Какие краски выбрала осень?
– Представьте, что мы тоже собрали осенние листья. Откройте свои тетради на с.18, №2.
– Листья каких деревьев видите?
– Какого цвета карандаши надо взять, чтобы раскрасить рисунок?
– Кому нужна помощь, может обратиться к верхнему рисунку учебника на с. 48.
Проверка и самопроверка.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе раскрасить листья?
– Ты раскрасил правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или тебе кто-то помогал?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились
·оценивать свою работу.
– Молодец!

4. – А теперь отгадайте загадку.
Что же это за девица: Не швея, не мастерица,  Ничего сама не шьёт,  Но в иголках круглый год? (Ответ: сосна, ель.)  Слайд 9-10
– Какого цвета иголки у этих деревьев?
– Опадают ли они?
– Иголки ели и сосны – это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей.
– Откройте учебник на с. 49. Найдите изображения хвойных деревьев. Назовите их.
– Что мы о них узнали?
– Прочитайте вывод на с. 49.

5. Учитель говорит, что осенью в лесу становится тихо. Почему?
(Потому что не слышно птичьего гомона, песен. Многие птицы улетают на юг)
Слайд 11
– Рассмотрите рисунки на с. 50. Прочитайте названия оседлых птиц.
– Кого из них мы сами не назвали?
– Прочитайте названия перелётных птиц. Слайд 12
– Кого из них вы встречали?
– Когда?
– Почему большинство птиц на зиму улетает? (Из-за отсутствия корма.)
– Улетели ли перелётные птицы в настоящее время?
– Давайте пронаблюдаем за ними до следующего урока окружающего мира.
– Прочитайте вывод на с. 50.
– О каком признаке осени поговорили сейчас?

Физминутка
Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен

– О ком ещё не говорили? (О животных.)
– Я буду загадывать вам загадки про животных. Слайд 13

По веткам скачет, да не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка.)

Летом ходит без дороги, Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. (Медведь.)

Что за зверь лесной?
Встал , как столбик, под сосной
И стоит среди травы, уши – больше головы.
(заяц)

Хитрая плутовка,
рыжая головка,
хвост пушистый - краса!
А зовут ее (лиса)

На лесной дороге
Встретил недотрогу
Его в руки не возьмёшь
Он колючий, это (ёж)

– Что же осенью происходит с этими животными?
Мы послушаем рассказы, как разные звери готовятся к зиме.
Посмотрите на картинку на стр. 51. Слайд 14 .
Чем заняты звери и птицы?
Какой вывод можем сделать?
(Осенью все живые существа готовятся к суровой зиме.)

– Как живут люди в эту пору?
– Что вы сами можете об этом сказать, опираясь на свой жизненный опыт?
– Рассмотрите нижнюю картинку на с. 51 учебника. Слайд 15
– Выберите подходящую для прогулки осенью одежду для Лены и Миши. Объясните свой выбор.
– Откройте рабочую тетрадь на с. 19. Приготовьте красный, синий и зелёный карандаши.
Учитель озвучивает задание.


Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.










Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






















Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.









V. Итог урока
– Какие выводы мы сегодня сделали на уроке?
– Совпали ли наши выводы с выводом учебника?
– Ответили ли мы на вопросы, которые задавали в начале урока?
– С каким настроением вы уходите с урока?
– Какие задания вам удалось выполнить легко?
– При выполнении каких заданий испытывали затруднения?






VI. Домашнее задание (по желанию)
– Дома понаблюдай за осенними изменениями в природе.



.













13PAGE 15










bђ Заголовок 2цђ Заголовок 315