Урок по окружающему миру Осень. Природа готовится к зиме


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 ж КЛАССУчитель: Павлова Е.В.
Тема урока: ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ.СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ - НОЯБРЬ.
Тип урока:  урок «открытия» новых знаний
Деятельностная цель: способствовать закреплению имеющихся знаний о временах года, об осени; создать условия для умения наблюдать за признаками, позволяющими определить осеннее время года; способствовать воспитанию разумного, доброго, заботливого отношения к природе.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Предметные: умеют объяснять мир: называть основные особенности каждого времени года; умеют определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе.
Личностные действия: воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового; активно участвуют в процессе обучения, выходят на постановку собственных образовательных целей и задач.
Метапредметные(критерии сформированности/ оценки компонентов УУД): 
Регулятивные действия: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способеё решения, осуществляя пробы.
Познавательные действия: общеучебные: осуществляют отбор источников информации для поиска нового знания; логические: осуществляют сравнение времён года, выделяют их признаки; устанавливают причинно – следственные связи.
Коммуникативные действия: адекватно используют речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной жизни, могут составлять тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Оборудование: плакат к игре «Чьи это вещи?»; набор листьев с деревьев, собранных детьми, ветки с разных деревьев, шишки, хвоя сосны и ели.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
 
Организационный момент (1-2 минуты)
 
      Актуализация знаний
(4-5 минут)
 
     Постановка учебной задачи (3-4 минуты)
 
 
     
«Открытие нового знания»
(14-15 минут)
 
      Первичное закрепление
(4-5 минут)
 
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
Физминутка      
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)
   
Рефлексия      
деятельности.
 
9.      Итог урока (2-3 минуты)
   
Положительный настрой на урок.
Проверка готовности к уроку.
Какую тему изучали? (Сочетания предметов). Посмотрим, как вы усвоили эту тему. Работа в парах.
Игра «Чьи это вещи?»
Догадайтесь по одному предмету, в каких сочетаниях он встречается, кому принадлежит.
Какой можно сделать вывод?
Открывается 1 слайд презентации – «Осень».
Чтение стихотворения «Осень» С. Б. Толстиковой.
- О каком времени года это стихотворение?
- Перечислите, о каких признаках наступления осени говорит поэтесса в своих строчках? Сосчитайте, сколько признаков заметила автор стихотворения? (4)
Кто скажет: какую тему мы будет сегодня изучать? Если тема «Осень», то о чём мы сегодня будем говорить? (жизнь растений осенью, жизнь животных осенью, осенние признаки в природе. погода осенью)
Беседа: «Осенние явления в природе»
Ещё задолго до наступления настоящей осени в природе чувствуется её приближение. В лесу, где звучали птичьи голоса, теперь царит тишина. Птицы собираются в большие стаи и устремляются на юг.
Пролетело лето и подкатила осень.
Какой месяц открывает осень?
Открывается 2 слайд презентации – «Осень».
Сентябрь в народе называют «Хмурень». С чем это связано, подумайте?
Сентябрь считают первоосеньем. Но ещё сохранилось тепло и яркие краски лета.
Какие растения радуют глаз своим великолепием в сентябре?
Открывается 3 слайд презентации – «Осень».
А чем встречает нас осенний лес?
Открывается 4 слайд презентации – «Осень».
Верно, сначала деревья и кустарники меняют свою окраску, а что наступает дальше?
Первыми роняют листья липа, вяз, берёза, затем клён, боярышник, а в конце сентября – черёмуха, осина, дуб, ясень.Открывается 5 слайд презентации – «Осень».
Почему деревья сбрасывают листву?
А что происходит с животными в сентябре?
Открывается 6 слайд презентации – «Осень».
Какой месяц продолжает осень?
Открывается 7 слайд презентации – «Осень».
Открывается 8 слайд презентации – «Осень».
Какие изменения происходят в октябре?
Послушайте, как прощаются с нами журавли.
Открывается 9 слайд презентации – «Осень».
О какой осени рассказывает поэт следующими строками?
Какой месяц завершает осеннюю пору?
Открывается 10 слайд презентации – «Осень».
Открывается 11 слайд презентации – «Осень».
Что мы с вами вспомнили про осень?
Обобщите, какие признаки осени мы выделяли.
Сейчас мы поработаем в группах. Продумайте или запишите, какие осадки бывают осенью, какая бывает погода.
Есть очень меткая народная примета: в осеннее ненастье семь погод на дворе. Назовите эти семь погод – признаков осени.
Вывод: В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и ревёт, льёт и снег метёт.
Открываются 12 - 20 слайды презентации – «Осень».
Чтение обобщающего текста.
Какие признаки осени встретились вам в тексте?
Игра «От какого дерева веточка?»
Учитель показывает ветку от какого – либо дерева, а ученики должны определить от какого оно дерева.
Что происходит с листочками осенью? (меняют свою окраску)
Открываются 21 - 22 слайды презентации – «Осень».
Не заметили ли вы в парке деревьев в зелёном уборе? Что это за деревья?
Правильно, ветки ели и сосны покрыты игольчатыми листьями – хвоей. Они полностью осенью не опадают, опадают понемногу и постепенно.
Наблюдение за цветом и формой листьев разных деревьев. Задание в учебнике с. 49 и задание №3 с. 18 рабочей тетради.
Вывод: Когда наступает похолодание, листья желтеют и опадают мы говорим, что пришла осень.
Ребята, животные тоже готовятся к зиме. а как вы об этом расскажете сами.
Открываются 23 - 30 слайды презентации – «Осень».
Работа по учебнику с. 50. Беседа «Оседлые и перелётные птицы»
Как называются птицы. Которые каждый год с наступлением холода улетают на юг?
А те птицы, которые остаются с нами зимовать? Они называются оседлыми.
Рассмотрите и тех и других, назовите, какие относятся к оседлым, какие перелётным.
Открываются 31- 34 слайды презентации – «Осень».
Ответьте на вопрос учебника: Чем питаются птицы? Почему большинство птиц улетает на зиму?
Вывод: перелётные птицы улетают осенью на юг, а оседлые остаются зимовать с нами.
Трудно бывает оседлым птицам пережить зимнюю пору. Они нуждаются в нашей помощи. (слайд)
Чем мы можем помочь птицам? (кормушки, подкармливать).
ИТОГ УРОКА.
Сделайте вывод о жизни растений и животных.
Как называются листья хвойных деревьев?
Каким лес был летом?
Каким он стал осенью?
Вам нравится осень?
Чем, какими признаками?
Вы многое узнали и многому научились. Что запомнили больше всего? Чему научились?
Д\з:выучить стихотворение об осени или пословицу, народную примету об осени.  
Организация рабочего места и настрой на урок.
Работа в группах: Дети определяют кому принадлежит данный головной убор: корона, шлем рыцаря, фуражка офицера, колпак повара, шапочка врача, колпак деда Мороза, шлем космонавта.
Дети определяют в каких сочетаниях он встречается.
Делают вывод: предметы часто встречаются в определённых сочетаниях. По одному предмету можно догадаться, в каких сочетаниях он встречается.
Дети читают стихотворение «Осень», перечисляют признаки осени, о которых сказано в стихотворении. 4 признака.
Это стихотворение об осени.
Дети формируют задачи урока, определяют тему.
Дети отвечают: сентябрь. Ученик читает стихотворение «Сентябрь»
Дети отвечают: с угасанием солнечного света и ранним наступление сумерек.
Дети отвечают: красуются на солнце и расцветают жарким пламенем в садах и парках астры, гладиолусы, настурции, георгины, ноготки.
Щедр, богат плодами радушен осенний лес: орехи, грибы, ягоды – собирай, запасай. По утрам загустели туманы. С первых дней сентября изменяют окраску листья боярышника, клёна, липы, затем берёзы и дуба.
Ответ: листопад.
Так они приспособились к зиме. Это помогает перенести засуху: ведь при похолодании дерево не сможет всасывать воду из почвы. В листьях есть вредные вещества, от которых избавляется дерево. Листопад предохраняет дерево от облома сучьев под тяжестью снега.
Ответы детей: они прячутся, впадают в спячку. Первыми уходят на зимовку лягушки, они зарываются в землю или зимуют в воде, уходят на дно водоёмов и зарываются в ил. Ящерицы и змеи зарываются в землю ниже промерзающих слоёв почвы.
Дети выполняют физминутку «Собери осенние листья»
Октябрь. Ученик читает стихотворение «Октябрь»
Часто идёт дождь. Редеет жёлтая стена леса. Временами может идти снег, падая тяжёлыми влажными хлопьями, но долго он не задерживается, тает. Оголились деревья. Зато можно увидеть стаи отлетающих журавлей и услышать их прощальное курлыканье. В своё логово в зарослях ёлочек устраивается на зимовку ёж.
Ученики читают стихотворение «Журавли»
Ученики читают стихотворение «Поздняя осень»
Ноябрь. Ученики читают стихотворение «Ноябрь»
Работа в группах: учащиеся вспоминают и записывают на листе осенние погодные явления: дождь, снег, листопад, ветер, холод, мороз, туман, оттепель, Один ученик от группы называет погодные явления, другие дополняют.
Учащиеся читают текст «Осень. Природа готовится к зиме».с. 48 учебника.
Дети определяют от какого дерева ветка
(липа, берёза, клён, дуб)
Дети рассматривают листья дуба, клёна, берёзы, липы, обращая внимание на форму, окраску. Сравнивают листья по цвету: какие были летом и стали осенью.
Хвойные деревья зелёные. На ёлке и сосне маленькие тоненькие зелёные листочки – иголки.
Раскрашивают рисунки листьев в рабочей тетради.
Работа в группах: детям раздаются картинки с изображением животных, составить рассказ о том, как животное готовится к зиме
Группа - медведь
Группа –белка
Группа – заяц
Группа –бобр
Группа –утки, журавли
Группа – кабан, лось, волк
группа –лягушки, жабы
8 группа –ежи
Дети отвечают, это сопровождается слайдами.
Перелётные.
Дети называют оседлых и перелётных птиц.
Насекомыми, семенами, ягодами. Не могут найти корм зимой.
Дети читают стихотворение «Воробьи»
Осенью животные и растения готовятся к зиме.
Зелёный, деревья покрыты листвой.
Листья стали разноцветными, начался листопад.
 
Личностные действия: 
воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового; активно участвуют в процессе обучения, выходят на постановку собственных образовательных целей и задач.
Регулятивные действия:
принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способеё решения, осуществляя пробы.
Познавательные действия: общеучебные: осуществляют отбор источников информации для поиска нового знания; логические: осуществляют сравнение времён года, выделяют их признаки; устанавливают причинно – следственные связи.
Предметные: умеют объяснять мир: называть основные особенности каждого времени года; умеют определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе
Коммуникативные действия:
 умение работать в группах и парах; адекватно используют речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач в практической деятельности и повседневной жизни, могут составлять тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, умение формулировать выводы.